Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Еврейский вопрос в России и СССР. Часть ХIII
пацак
mikhaelkatz
Предыдущая часть здесь



Отношения между советской еврейской общественностью и Советской властью в последние годы сталинской эпохи заметно ухудшились. В них уже не было того единства, как в довоенное время, зато развивалось взаимное подозрение и неприятие. В свете всего того, что в СССР было сделано для евреев, и в свете того, что именно Советский Союз сокрушил нацистскую Германию с её кровожадной антисемитской политикой, возникает вопрос: почему так произошло?

На охлаждение отношений между советским еврейством и Советской властью в наибольшей степени повлияли три обстоятельства.

Во-первых, насаждение немецкой пропагандой антисемитизма, который после войны так и не был выкорчеван до конца.




Во-вторых, сильнейший шок, вызванный массовым и целенаправленным уничтожением евреев в годы войны. Мировоззрение евреев, чудом спасшихся от гибели, было потрясено до основания. Ни один    еврейский погром не мог сравниться с массовыми расправами в годы войны. Свидетельства катастрофы, бесспорно влияли и на евреев-красноармейцев. Хотя они были уже советскими евреями, резко отличавшимися по культуре и мировоззрению от польских и литовских местечковых евреев, свои родные, некогда покинутые местечки они прекрасно помнили. И то, что они увидели после возвращения, потрясло их. Советское руководство, пропагандируя победу в войне над гитлеровской Германией как реальное достижение советского строя и всего советского народа, принесшего огромные жертвы ради Победы, не считало нужным заострять внимание на трагедии еврейского народа, подвергшегося целенаправленному массовому уничтожению от рук нацистских палачей. Это вызывало непонимание и отчуждение у многих советских евреев, оставшихся в живых.




В-третьих, образование Израиля, которое резко изменило обстановку во всём мировом еврействе, а особенно в советском еврействе. В 1920-1930-е годы у советских евреев не было особого выбора, кроме поддержки большевиков с их интернационализмом, а в 1948 году такой выбор появился. Это привело советское еврейское общество к расколу. В сталинские годы он ещё не обозначился явно, но уже, несомненно, произошёл. На одной стороне остались типично советские евреи, считавшие себя неотъемлемой частью советского народа, выбравшие языковую ассимиляцию и неразрывную связь с Советским Союзом. В основном это были работники оборонных предприятий, научно-исследовательских институтов, учреждений — основная масса советского еврейства. На другой стороне остались те, кто решил, что их будущее связано с Израилем и стремился эмигрировать. Вот именно они и восприняли ликвидацию Еврейского антифашистского комитета и процессы начала 1950-х годов как проявление «государственного антисемитизма», и выработали специфический взгляд на историю советского еврейства как на историю постоянных гонений и притеснений. Это мнение подпитывалось и поддерживалось послевоенным бытовым антисемитизмом. Все эти три обстоятельства взаимно влияли друг на друга и на самосознание советских евреев.

Антисемитизм в СССР считался безусловно враждебным явлением, ведь советская идеология воспитывала людей в духе интернационализма, однако очень многие отмечают нарастание бытового антисемитизма в послевоенное время. Почему так происходило?




Во-первых, в послевоенном СССР оказалось невозможным действовать проверенными довоенными методами. То есть еврейская земледельческая колонизация и направление евреев в промышленность, демонстрировавшие, что евреи хотят и умеют работать как на земле, так и на заводе, остались в прошлом. Это перед войной любой желающий мог посетить завод, или еврейский колхоз, и лично убедиться в том, что евреи трудятся наравне со всеми. После войны земледельческие районы на Украине, в Белоруссии и в Крыму были разорены, их население практически полностью уничтожено, и евреи-колхозники остались только в далёком Биробиджане.




Академики Юлий Харитон и Яков Зельдович

Промышленность же была практически тотально засекречена. В те годы любой завод, мало-мальски связанный с военным производством, представлял собой огороженную колючей проволокой зону с вооружённой охраной, куда доступ был строго ограничен. Любой человек, проявлявший повышенный интерес к такому заводу, или рассказывавший о том, что на нём происходит, быстро попадал в поле зрения МГБ. Тогда в советском обществе мало кто знал имена учёных-атомщиков Харитона и Зельдовича, и многих других еврейских учёных, инженеров и рабочих. Вся их жизнь и деятельность были закрыты плотной завесой секретности. Соответственно, в послевоенном СССР широкая советская общественность фактически была лишена возможности убедиться в том, что евреи, как и до войны, могут, хотят и работают наравне со всеми. Опять же, мало кто знал имена выдающихся советских разведчиков-евреев, таких, как Григорий Хейфец, Жорж Коваль, супруги Коэн, и других, сыгравших огромную роль  в добывании американских атомных секретов.


    
Григорий Хейфец                              Жорж Коваль                                       Лона и Моррис Коэны


Далее, на виду у общественности была в основном только та часть евреев, которые по роду своих занятий не были связаны с секретными работами. Это были актёры, поэты, писатели, врачи, то есть интеллигенция, а так же руководящие работники различных уровней. Это создавало расхожее впечатление, что советские евреи занимаются только непыльными делами («Иван воюет в окопе, а Абрам в рабкоопе»). Далеко не последнюю роль в невольной пропаганде такого взгляда сыграл и Еврейский антифашистский комитет, в котором доминировали актёры, писатели и поэты. На их фоне мало кто помнил, что в Президиум ЕАК входил Герой Советского Союза, капитан второго ранга Израиль Ильич Фисанович, погибший в июле 1944 года вместе со своей подводной лодкой. Фисанович командовал гвардейской Краснознамённой подводной лодкой М-172, которая под его командованием потопила 13 судов противника, в том числе два боевых корабля, не раз прорывалась в немецкие гавани и била врага прямо у пирса.

На этой почве примитивная немецкая антисемитская агитация в духе того, что «еврей никогда сам не работает», легко укоренялась и превращалась в убеждение. Ответить этой пропаганде по существу власти не могли, это было чревато утечкой государственной тайны, ведь советские газеты читали и изучали все разведки мира, которые работали в СССР.

Во-вторых, все послевоенные годы антисемитские настроения в советском обществе тщательно замалчивали, как и немецкую антисемитскую агитацию. Это было большой ошибкой, поскольку любого антисемита можно было бы легко свалить аргументом, что он черпает свои «убеждения» из вражеской агитации. Ведь если сравнить современные антисемитские высказывания и немецкую пропаганду времён войны, становится видно, кто, откуда и что позаимствовал. Немецкую агитацию можно было разоблачать примером довоенного опыта социализации евреев, показывая, что они были точно такими же трудящимися, как и все остальные народности в СССР. В послевоенных условиях это также можно было делать, активно развивая Еврейскую автономную область и широко освещая достигаемые в ней промышленные и сельскохозяйственные успехи. Однако в условиях начавшейся  во второй половине 1940-х годов «борьбы с космополитизмом» этого сделано не было.




В-третьих, огромную и всё возрастающую роль играла советская политика в отношении Израиля. После провала проекта советизации Израиля в СССР вовсю развернулась «борьба с космополитами», которая выражалась в нескольких закрытых крупных политических процессах, фигурантами которых были преимущественно видные представители советской еврейской интеллигенции. Началась масштабная чистка руководящих кадров еврейского происхождения всех уровней и всех отраслей народного хозяйства. Одни были понижены в должности, другие изгнаны  с работы, третьи подверглись аресту, со всеми вытекающими последствиями. Пострадали очень многие видные руководители-евреи, многие из тех, кто самоотверженно трудился на оборонных предприятиях в ходе войны, а так же ряд видных учёных, военачальников, представителей творческой интеллигенции. В Израиле эти события вызвали волну резкой критики, а экстремистские силы 9 февраля 1953 года на территории советской дипмиссии в Тель-Авиве взорвали бомбу, что даже привело к кратковременному разрыву дипломатических отношений. Ухудшению дальнейших отношений способствовали неоднократные попытки Израиля добиться заключения военного союза с США, против чего советское правительство его неоднократно предостерегало.




Постоянным поводом для раздражения советской стороны служил вопрос о выезде советских евреев, при каждом удобном случае поднимавшийся израильтянами. Это была особенно болезненная тема для советского государства, ограничивавшего любые контакты своих граждан с внешним миром. После «шестидневной войны» 1967 года Советский Союз окончательно разорвал дипломатические отношения с Израилем. Советская политика в отношении Израиля сделалась прямо враждебной, а антисемитские настроения в советском обществе нашли себе легальную нишу в борьбе с «израильским сионизмом». Если посмотреть на современных идейных лидеров антисемитизма в России, то мы увидим, что практически все они вышли из рядов борцов с этим «израильским сионизмом».




Все эти факторы и привели к тому, что в послевоенном СССР так и не смогли справиться с новым изданием антисемитизма, насаждённого немецкой пропагандой. Хотя эти антисемитские настроения и не доходили до погромов, этого было вполне достаточно, чтобы создать для советских евреев недружелюбную атмосферу, которая их активно подталкивала к эмиграции, а также к диссидентству и прочей антисоветской деятельности. Многие жёсткие послевоенные шаги советского руководства по отношению к советским евреям, а особенно ограничение на выезд евреев из страны были активно использованы в информационно-психологической войне против СССР, которая велась вплоть до его распада в 1991 году.

Источники:

Верхотуров Д.Н. Сталин и евреи;
Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия;
Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев России.
Феликс Кандель Книга времён и событий, Т.6
Носенко Т.В., Семенченко Н.А. Напрасная вражда. Очерки советско-израильских отношений 1948-1991 гг.


  • 1
" Советское руководство, пропагандируя победу в войне над гитлеровской Германией как реальное достижение советского строя и всего советского народа, принесшего огромные жертвы ради Победы, не считало нужным заострять внимание на трагедии еврейского народа, подвергшегося целенаправленному массовому уничтожению от рук нацистских палачей. Это вызывало непонимание и отчуждение у многих советских евреев, оставшихся в живых." ©
вот и сформулировал почему евреев в Союзе недолюбливали. + милая привычка занимать тёплые местечки , причём ещё и весь свой клан подтягивать.

Ну да, ну да, а все евреи были белые и пушистые.

Очень не понравилось, что их эвакуировали первыми, не понравилось поведение в Ленинграде, да и много где еще...

здесь есть варианты - писал сие или ясноглазый эльф, далёкий от земных реалий, или сознательно кропал дезу за любимые шекели некий изя, или за рублики трудился на благо сиона гойский длбйоп вася. иного не дано, дадад.

у тебя на аватарке ганджубас, завязывай ты с ним
(Frozen) (Parent) (Thread)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account