?

Log in

No account? Create an account

Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Воскресшие под чужим флагом
пацак
mikhaelkatz



Во время неудачной для Российской империи русско-японской войны 1-я Тихоокеанская эскадра Российского императорского флота, базировавшаяся в Порт-Артуре, была полностью уничтожена японцами. При этом значительная часть погибших русских кораблей была впоследствии поднята японцами, восстановлена и служила в их флоте.


Корабли, затопленные в Порт-Артуре перед сдачей крепости: 1 — минный транспорт «Амур»; 2 — крейсер «Баян»; 3 — крейсер «Паллада»; 4 — броненосец «Победа»; 5 — броненосец «Ретвизан»; 6 — броненосец «Полтава»; 7— броненосец «Пересвет»; 8— канонерская лодка «Гиляк»; 9 — канонерская лодка «Бобр»; 10 — транспорт «Зея»; 11 — транспорт «Гирин»; 12 — транспорт «Цицикар»; 13 — транспорт «Бурея»; 14 — транспорт «Нингута»; 15— госпитальное судно «Маньчжурия»; 16 — транспорт «Амур»; 17— транспорт «Казань»; 18— госпитальное судно (вспомогательный крейсер) «Ангара»; 19 — крейсер (клипер) «Забияка»; 20 — транспорт «Европа»; 21 — крейсер (клипер) «Джигит»; 22 — миноносец «Боевой»; 23 — минный крейсер «Всадник»; 24 — минный крейсер «Гайдамак»; 25—миноносец «Разящий»; 26 — миноносец «Сторожевой»; 27 — плавкарн; 28 — малые подводные лодки; 29 — крейсер (клипер) «Разбойник»; 30 — шхуна «Ермак»; 31 — транспорт «Новик»; 32 — миноносец «Сильный»; 33 — миноносец «Бдительный»

1. Крейсер "Варяг"

Первым погиб бронепалубный крейсер "Варяг" (построен в США), затопленный своей командой после неравного боя в "Чемульпо", в первый же день войны, 9 февраля 1904 года.



Крейсер "Варяг" в Чемульпо



Крейсер "Варяг" затоплен своей командой в Чемульпо

В 1905 году японцы подняли "Варяг"



Корабль был капитально отремонтирован и включен в состав Японского флота под названием "Сойя".  Из уважения к подвигу русских моряков японцы оставили на борту и название "Варяг".



Японский учебный крейсер "Сойя"

В 1916 году корабль был выкуплен у Японии царским правительством, переведён на Север и под прежним именем "Варяг" включен во Флотилию Северно-Ледовитого океана. В феврале 1917 крейсер ушёл в Британию на ремонт, где позже был конфискован, отправлен на слом, и затонул во время шторма в Ирландском море.



Памятник в Шотландии, неподалёку от того места, где затонул "Варяг"

2. Крейсер 2-го ранга "Новик"

20 августа 1904 года, после боя с японцами, был затоплен своей командой у острова Сахалин крейсер 2-го ранга "Новик" (построен в Германии).



Крейсер 2-го ранга "Новик"



Затопленный крейсер "Новик" на камнях у Корсаковского поста

На основании Портсмуского мирного договора, южная часть острова Сахалин была отдана Японии…
16 июля 1906 года «Новик» был поднят японцами. Крейсеру был произведён восстановительный ремонт с установкой новых котлов и вооружения.
11 июля 1908 года крейсер вошёл в состав японского флоте под названием «Судзуя».



Японский крейсер "Судзуя" в Куре, ноябрь 1908 года

В 1913 году исключен из списков флота и разобран на металл.

3. Броненосец "Полтава"

После захвата горы Высокой в декабре 1904 года, японцы начали прицельный обстрел русских кораблей в гавани Порт-Артура. Первым 5 декабря 1904 года был потоплен броненосец "Полтава" (построен в России).



Эскадренный броненосец "Полтава"



Броненосец Полтава, затонувший в Порт-Артуре

В июле 1905 года японцы подняли «Полтаву» и зачислили её в свой флот под названием «Танго». В 1909 году «Танго» вошёл в строй как броненосец береговой обороны 1 класса, одновременно служа учебным кораблём для строевых матросов и комендоров.



Японский броненосец береговой обороны 1 класса "Танго"

В 1916 году броненосец был выкуплен у Японии царским правительством, переведён на Север и под новым именем "Чесма" включен во Флотилию Северно-Ледовитого океана (имя "Полтава" уже было присвоено новому балтийскому дредноуту).  В марте 1918-го корабль захватили английские интервенты, два года использовавшие его в качестве плавучей тюрьмы.При эвакуации из Архангельска в марте 1920 года «Чесма» была ими брошена. В 1924 году броненосец был отправлен для разделки на металл.

4. Броненосец "Ретвизан"

6 декабря 1904 года был потоплен броненосец "Ретвизан" (построен в США), после попадания 13-14 японских снарядов калибра 280-мм.



Эскадренный броненосей "Ретвизан"



Затонувший "Ретвизан"

Броненосец был поднят 22 сентября 1905 года и переименован в «Хидзэн». В конце 1908 года «Хидзэн» вошёл в состав флота как линкор 1 класса. В начале 1918 года «Хидзэн» вместе с кораблями других стран Антанты вошёл во Владивосток, и в последующие три года неоднократно возвращался сюда, участвуя в японской интервенции на Дальнем Востоке.



В сентябре 1923 года «Хидзэн» официально исключили из боевого состава флота и переоборудовали в плавучую мишень, а в июле 1924-го — потопили в ходе учений новых японских дредноутов.

5. Эскадренный броненосец "Пересвет"

7 декабря 1904 года был потоплен броненосец "Пересвет" (построен в России), в который попало 23 японских снаряда калибра 280-мм.



Эскадренный броненосец "Пересвет"



Затопленный "Пересвет" в Порт-Артуре

В июне 1905 года «Пересвет» был поднят японцами, переименован в «Сагами»  и торжественно включён в состав японского флота. Ремонт продолжался до 1909 года, после чего «Сагами» был переклассифицирован в броненосец береговой обороны 1 класса.



В 1916 году броненосец был выкуплен у Японии царским правительством, переклассифицирован в броненосный крейсер под прежним именем "Пересвет" и отправлися в европейские воды. 4 января 1917 года "Пересвет" подорвался на двух минах, выставленных немецкой подлодкой U-73, и затонул в Средиземном море, в 10 милях от Порт-Саида.

6. Эскадренный броненосец "Победа"

7 декабря 1904 года был потоплен броненосец "Победа" (построен в России), после попадания 21 японского снаряда калибра 280-мм.



Эскадренный броненосец "Победа"



В октябре 1905 года японцы подняли «Победу» и торжественно переименовали её в «Суво». С 1909 года «Суво» числился броненосцем береговой обороны 1 класса и выполнял функции учебного судна. В апреле 1922 года «Суво» был разоружён.



Японский броненосец береговой обороны 1 класса "Суво"

7. Бронепалубный крейсер "Паллада"

7 декабря 1904 года был потоплен крейсер "Паллада" (построен в России), после попадания 10 японских снарядов калибра 280-мм.



Бронепалубный крейсер "Паллада"



Затонувшие в Порт-Артуре крейсер "Паллада" (слева) и броненосец "Победа"

В сентябре 1905 крейчсер был поднят японцами и после ремонта и переоборудования введён в состав Императорского японского флота под названием «Цугару». В 1920 бвл переоборудован в минный заградитель.

27 мая 1924 потоплен японской морской авиацией при показательной бомбардировке в честь годовщины Цусимского сражения.

8. Броненосный крейсер "Баян"

К вечеру 9 декабря 1904 года, после многочисленных попаданий и пожара, бушевавшего 30 часов, затонул броненосный крейсер "Баян" (построен во Франции).



Броненосный крейсер "Баян"



Затопленный броненосный крейсер "Баян" после капитуляции крепости Порт-Артур

В августе 1905 года крейсер был поднят и включен в состав японского флота под именем «Асо».  В 1921—1922 годах его переоборудовали в минный заградитель, а в 1930 году исключили из списков флота. В августе 1932 года корпус крейсера был расстрелян в качестве мишени.



Японский минный заградитель "Асо" в Йокосуке, 1924 год
9. Эскадренный миноносец "Сильный"

13 ноября 1904 года, находясь в дозоре, миноносец "Сильный" подорвался на японской мине, и был на буксире отведён  на внутренний рейд Порт-Артура. О ремонте не было и речи в условиях блокады, поэтому миноносец разоружили и его орудия были переданы на сухопутный фронт. Перед сдачей крепости корабль был взорван.



Эскадренный миноносец "Сильный"

Захватив Порт Артур японцы смогли восстановить корабль и он был включён в состав японского флота в 1906 году под именем "Фумицуки". В 1913 году был сдан на слом.



Эсминец 3 ранга "Фумицуки" в Курэ, 1908 год

10. Эскадренный миноносец "Решительный"

После неудачного сражения в Жёлтом море, миноносец "Решительный"  11 августа 1904 года прорвался в китайский порт Чифу и разоружился, но в нарушение принятых правил, был захвачен японцами на следующий день после рукопашной .



Эскадренный миноносец "Решительный"

Миноносец переименован в «Акацуки» (второй), после чего вошел в состав 1-го отряда эскадренных миноносцев. Участвовал в Цусимском сражении, в ходе которого протаранил и потопил японский же миноносец № 69. В 19 октября 1905 года переименован в «Ямабико» , а в 1918 году сдан на слом.


Японский миноносец "Акацуки" в Цусимском сражении

11. Минный крейсер "Всадник"

15 декабря японцы потопили снарядами калибра 280 мм укрывавшийся в одном из портовых бассейнов минный крейсер «Всадник» (построен в России).





Затопленный минный крейсер "Всадник"

После окончания русско-японской войны «Всадник» был поднят, восстановлен, переклассифицирован в миноносец и в 1906 году введен в состав Японского императорского флота под названием «Макигумо». Сдан на слом в 1914 году.


12. Минный крейсер "Гайдамак"

Перед капитуляцией Порт-Артура, в ночь на 2 января 1905 года, минный крейсер "Гайдамак" (построен в России) был взорван в гавани.



Минный крейсер "Гайдамак" в Порт-Артуре 1901 год



Затопленный минный крейсер "Гайдамак"

После окончания русско-японской войны «Гайдамак» был поднят, восстановлен, переклассифицирован в миноносец, и в 1906 году введен в состав Японского императорского флота под названием «Шикинами». Сдан на слом в 1914 году.



Японский миноносец "Шикинами"

13. Госпитальное судно "Москва"

30 октября 280-мм снарядами японцев в гавани Порт-Артура было потоплено госпитальное судно "Москва", бывший транспорт (вспомогательный крейсер) «Ангара» (построен в Англии).



"Москва", затонувшая на мелководье Порт-Артура

«Москва» была поднята в мае 1905 г., и в том же году в качестве вспомогательного крейсера «Анегава» вошла в строй японского флота.
До августа 1911 года использовался как посыльное судно, затем исключен из списков и подарен японским правительством русскому царю. Разобран в конце 20-х гг


Таким образом, из состава 1-й Тихоокеанской эскадры под японским флагом воскресли 4 броненосца, 4 крейсера, 2 миноносца, 2 минных крейсера и 1 вспомогательный крейсер. Это была дополнительная оплеуха от победившей огромную Российскую империю маленькой, но гордой и целеустремлённой азиатской страны.

Последствия этого тяжёлого поражения наша страна смогла преодолеть лишь 40 лет спустя. Это сделали потомки тех солдат и моряков.

Вечная память им всем!



Советские моряки в освобождённом Порт-Артуре, август 1945





promo mikhaelkatz june 16, 2015 02:21 41
Buy for 100 tokens
Этот стих пробрал меня до суставов и костей, потому что он совершенно точно про меня. Это я - от и до. Я ватник, я потомственный совок. Я в СССР рождён во время оно. Я чёрный хлеб. Я кирзовый сапог. Я воинской присяги звонкий слог И красные победные знамёна. Я не был на войне, но ту войну Я…

  • 1

Доброго утра!


и Вам хорошего дня )

Спасибо, очень интересная информация. Получается, что почти половина серьёзных военных судов была построена не в России ?
А с выкупом - это да. "Партнёрство". За что гибли русские моряки ?...

"Получается, что почти половина серьёзных военных судов была построена не в России ?"
Если не больше половины. Вы учтите, что многие лучшие русские корабли были копиями иностранных.

Броненосцы типа "Бородино" - копии "Цесаревича", сделанного во Франции.
Скоростные легкие "Изумруд" и "Жемчуг" - копии "Новика" немецкого производства.
В серии крейсеров типа "Баян" 1-го ранга головной корабль серии сделан французами, остальные - наши копии; крейсер 1-го ранга "Богатырь" - немецкой постройки, а с него было у нас сделано 4 копии: "Олег", "Кагул", "Очаков" и сгоревший во время строительства "Витязь", и так далее со всеми остановками.

Но существеннее то, что русские корабли русской постройки по русскому проекту оказывались гораздо хуже "русских" аналогов иностранной постройки либо по иностранным проектам. Сравните ТТХ и биографию "русского" немца "Аскольда" с чистокровно-русской "Авророй" - это небо и земля.

Рудневу, капитану "Варяга" в бое у Чемульпо, фантастически повезло, что из него решили делать не козла отпущения за неудачное начало войны, а героя и образец для подражания.

До сих пор у нас цитируют, как абсолютно достоверную, информацию из его рапорта, а ведь там очень много вранья. Количество выпущенных им снарядов он с перепугу завысил раза в три, доведя его до полного неправдоподобия; тем более наврал про результат своей стрельбы - притом что в реальности не добился ни единого результативного попадания, как и "Кореец", а приписанные им себе результаты для понимающих людей стали притчей во языцех.

поэтому с ним после войны офицеры предпочитали не общаться, даром, что его сделали флигель-акдъютантом

Но ура-патриотическая пропаганда в его честь сильно пережила его самого.

стране позарез нужны были герои прямо сейчас, не дожидаясь, когда героически погибнет "Рюрик" в жертвенном бою, хотя это Руднева совсем не оправдывает

глубоко проработано

вот что бывает, когда страной управляет царственный дилетант

Отсутствие попаданий в японские корабли основано на японских данных. Доверять японцам нельзя , они скрывали свои потери. Надо изучать мемуары нейтральных наблюдателей. В Чемульпо были Английский,французский,Итальянский крейсер.

ну как же в такой теме без патридиотЪов

"Доверять японцам нельзя, они скрывали свои потери"
:-))))))

1. В русских рапортах времен РЯВ и ПМВ вранья несравненно больше, чем у японцев или немцев.
По той простой причине, что в этих войнах наши противники были гораздо успешнее нас, и врать им было в общем-то незачем.
А царские вояки, и на суше и на море, умели воевать и побеждать в основном на бумаге.

2. Идиоты вроде вас не догадываются о разнице между газетами или мемуарами, и служебными рапортами.
А она есть, и значительная: в рапорте необходимо точно указать свои потери и повреждения, чтобы получить необходимые подкрепления и средства на ремонт. Да и отчитаться по ним.

3. Победа в бою способна оправдать даже весьма тяжелые потери.
В РЯВ побед с русской стороны не было, а вот японских хватало, и это могло бы оправдать их потери даже в разы больше реальных.

4. Вам известны случаи японского вранья в рапортах? Конкретно, с цифрами-фактами-ссылками?
Ой, сомневаюсь!
Мне - известны. Но это мне, а не вам.
И исключительно в плане преувеличения наших потерь, но гораздо менее фееричные, чем аналоги с нашей стороны.

За вами - факты сокрытия их потерь, о которых любят трындеть хрустобулочники-пустобрехи, и делают это постоянно - но всегда голословно и абстрактно ;-)))))

"Надо изучать мемуары нейтральных наблюдателей."
А вы с ними знакомы? Откуда?
А, по пересказам Руднева в его феерично брехливых рапортах?
:-)))))

Если когда-нибудь вашего "интеллекта" хватит на хотя бы элементарное гугление, найдите и почитайте чемульпинский отчет Трубриджа.
Там подтверждаются японские заявления об отсутствии потерь и повреждений у японцев в бою у Чемульпо.
Трубридж - англичанин, наблюдал бой, находясь на мирном судне.

  • 1