?

Log in

No account? Create an account

Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Последний бой броненосца "Севастополь"
пацак
mikhaelkatz



После четвёртого штурма Порт-Артура и падения  5 декабря горы Высокой, японцы на следующий же день принялись прицельно обстреливать русские корабли в гавани Порт-Артура. Русские корабли под японскими снарядами тонули на мелководье один за другим. 7 декабря вечером капитан 2-го ранга Эссен на броненосце«Севастополь» вышел на протраленный внешний рейд и выбрал в качестве места для стоянки бухту Белый Волк (около 2,4 км к югу от входа в порт), прикрытую скалистым хребтом полуострова Тигровый и орудиями редута № 4. Ночью корабельные катера протралили фарватер к бухте и акваторию самой бухты. Утром 9 декабря эскадренный броненосец подошел к месту новой стоянки, встал на якорь и установил противоторпедные сети. Охрану стоянки обеспечивали батареи полуострова Тигровый и находившаяся в дозоре канонерка «Отважный» (рядом расположился также спасательный буксир «Силач»). Каждую ночь между входом в порт и заливом дежурили семь оставшихся эскадренных миноносцев.



День 9 декабря выдался туманным, поэтому наблюдатели на Высокой не заметили отсутствия «Севастополя» в порту и японцы продолжали обстреливать место его недавней стоянки (было выпущено более 300 снарядов калибра 152–280 мм); обстрел был прерван около полудня. Когда японскому адмиралу Того было доложено о выходе броненосца, для наблюдения за кораблем он выслал в район бухты броненосные крейсеры «Ниссин» и «Kассуга» с дивизионом эскадренных миноносцев, в Печилийский залив — крейсер «Чиода», а под Чифу — 1-й дивизион эскадренных миноносцев. Кроме того, все тесней сжималось кольцо находившихся в дозоре крейсеров.




На первом плане, под стрелой плавкрана - эскадренный броненосец "Севастополь". На заднем плане - броненосный крейсер "Баян". В бухте - всплеск от падения 280-мм снаряда осадной гаубицы

Пришедшие из Дайрена два вспомогательных минных заградителя поставили ночью мины у входа в порт, чтобы  лишить «Севастополь» возможности вернуться назад, а заодно и затруднить выход из порта другим кораблям. 10 декабря началась морская блокада броненосца, по которому в ту же ночь нанесли торпедный удар 9-й и 15-й дивизионы японских миноносцев. Однако, поставленная перед ними задача оказалась трудновыполнимой, так как разыгралась метель, а мороз покрыл льдом корпуса и надстройки, что не позволяло им развить полную скорость. Три корабля  9-го дивизиона около полуночи выпустили торпеды без особого успеха. Неудачными были попытки нанести торпедный удар и трех миноносцев 15-го дивизиона, из которых два не смогли найти цель, а третий атаковал броненосец после полуночи, но тоже неудачно. Русские батареи огня не открывали, возможно, по причине «неопределенности» атак и ограниченного запаса боеприпасов.




Последняя фотография броненосца "Севастополь" в бухте Белый Волк, декабрь 1904 г.


Но все же в ту ночь успех сопутствовал русским: на одной из их мин подорвался в 11 милях от Энкаунтер-Рок легкий крейсер «Акаси». Крейсер удержался на воде, под пробоины подвели пластырь, который вскоре «уплотнился» благодаря оледенению корпуса. На буксире крейсер отвели в Дайрен, и он простоял в ремонте до апреля 1905 года.




Капитан 2-го ранга Н.О. Эссен, командир броненосца "Севастополь"

Силами, направленными против «Севастополя», командовал капитан первого ранга Имаи. В его распоряжении были десять дивизионов миноносцев, два вспомогательных минных заградителя и три корабельных торпедных катера с броненосцев "Микаса", "Фудзи" и "Фусо". Ночью с 11-го на 12 декабря Имаи вновь выслал для проведения атаки 15-й дивизион и оба минных заградителя; со стороны моря атаку прикрывал 1-й дивизион эскадренных миноносцев.


Еще днем японцы провели разведку места стоянки русского броненосца, чтобы после полуночи начать атаку. В 0.45 два японских миноносца безуспешно выпустили торпеды, а два других, ослепленные прожекторами и обстрелянные, повернули назад и вернулись без потерь. Минные заградители подошли к месту стоянки броненосца в 1.30 и были встречены огнем артиллерии и автоматического оружия. Заградители выпустили торпеды, целясь в среднюю часть броненосца, после чего ушли. Так как ни одна из выпущенных торпед не достигла цели, Имаи организовал на следующую ночь атаку двумя группами.





Первыми нанесли удар 20-й дивизион миноносцев и два торпедных катера под прикрытием 10-го дивизиона. Во второй группе шел 14-й дивизион миноносцев. Японские миноносцы опять безуспешно выпустили свои торпеды, при этом, снарядом с "Севастополя" был тяжело повреждён миноносец «№ 62». На помощь ему поспешил, после того как выпустил свои торпеды, следующий в строю — «№ 64». Но он тоже получил попадание и на время потерял ход. Третий в строю корабль, «№ 63», был обстрелян с расстояния в 500 метров. Во время маневрирования он потерял связь с миноносцами своего дивизиона и ушел обратно. Последний миноносец, «№ 65», заметил неподвижные «№ 62» и «№ 64» и, выстрелив торпеды, взял «№ 64» на буксир.




Канонерская лодка "Отважный"


На разбитом мостике миноносца «62», который все больше кренился на нос, японцы зажгли сигнальные огни, чтобы навести на цель атакующие торпедные катера. Катера, подойдя к району якорной стоянки, наткнулись на один из русских эскадренных миноносцев и повернули. Под утро катера вернулись и, несмотря на то что их обстреляли «Севастополь» и «Отважный», по очереди выпустили свои торпеды. Катер с броненосца «Микаса» получил попадание в переборку машинного отделения, обломки посыпались и на катер с «Фусо». Оба катера сумели уйти. Полным фиаско закончилась атака 14-го японского дивизиона, который был освещен прожекторами, обстрелян русскими кораблями и береговыми батареями и повернул назад.


В итоге в ту ночь атаки японцев, которые русские сочли наиболее яростными, принесли успех оборонявшимся, так как ни одна из выпущенных противником торпед не достигла цели. Успех был закреплен и потоплением японского легкого крейсера «Taкасаго». Во время несения службы по осуществлению морской блокады 13 декабря, после полуночи, он попал в районе на мину, поставленную эскадренным миноносцем «Сердитый» . После неудачной спасательной акции, предпринятой сопровождавшим его крейсером «Oтова», «Taкасаго» перевернулся на левый борт и вскоре затонул вместе с 274 членами экипажа (спасли 162 человека, 6 из них скончались).




Миноносец "Бдительный" у борта канонерской лодки "Отваж ный"

Получив сообщение о том, что «Севастополь» повредить не удалось, Имаи следующей ночью послал в атаку 10-й дивизион миноносцев и сборный дивизион, состоявший из двух миноносцев 12-го дивизиона и миноносца из 6-го дивизиона (остальные корабли находились на ремонте в Дайрене).


Тем временем русские реорганизовали оборону якорной стоянки кораблей. Броненосец и канонерка вошли в глубь бухты, возможность поражения торпедами снизилась, но теперь огонь с кораблей могли вести только носовые орудия (на «Севастополе» 2 орудия калибра 305 мм и 4–152 мм, на «Отважном» одно орудие калибра 229 мм и 2–75 мм). По обеим сторонам у входа в бухту были установлены две батареи — сигнальная (2 орудия калибра 47 мм, снятые с «Отважного») и полевая (вероятно, 3 орудия калибра 76 мм); для непосредственного отражения атак была предназначена береговая батарея «Белый Волк» (2 орудия калибра 152 мм). У входа растянули боковое заграждение, на котором была закреплена взрывчатка, а семь эскадренных миноносцев каждую ночь устраивали у заграждения «ловушку» на атакующих.




Русские паровые катера и миноносцы на рейде Порт-Артура


Японский 10-й дивизион вышел в море 14 декабря сразу после полуночи. В это время на море разыгралась метель, в борта миноносцев била высокая волна, и в темноте они потеряли друг друга. К месту якорной стоянки русских кораблей подошли только два миноносца 10-го дивизиона. Японцы не смогли в метель определить местонахождение противника и кружили до рассвета, безуспешно надеясь обнаружить броненосец. Два других миноносца 10-го дивизиона, которые сбились с пути, так и не смогли обнаружить стоянку «Севастополя» и отказались от атаки. Корабли сборного дивизиона, ожидая улучшения погоды, атаковали позже, но их торпеды также не достигли цели. Несчастливым оказался миноносец «№ 53», который прошел в глубь бухты между броненосцем и берегом. Там он был обстрелян «Севастополем» и, возможно, полевой батареей. В результате миноносец, прорывавшийся через боковое заграждение и попавший на дрейфующую мину, взлетел на воздух. Корабль затонул вместе с командой из 17 человек.


Таким образом, еще одна ночь закончилась значительным успехом русских и скромным успехом японцев. В противоторпедные сети «Севастополя» попали две торпеды. Одна из них переломилась и затонула, а вторая сдетонировала в носовой части сети, вызвав незначительную течь около носового торпедного аппарата броненосца.




Паровой катер с эскадренного броненосца

Получив об этом известие, капитан первого ранга Имаи выслал двадцать три миноносца из 2-го, 6-го, 9-го, 10-го, 12-го, 14-го, 15-го, 16-го и 21-го дивизионов, а также торпедный катер с «Фудзи», рассчитывая, что в массированной атаке ночью с 14-го на 15 декабря они «добьют» наконец «Севастополь». Первым начал атаку ослабленный вчерашней вылазкой 6-й дивизион, все корабли которго, кроме одного, получили попадания русских снарядов. Корабельный торпедный катер с «Фудзи» не мог атаковать вместе с 6-м дивизионом, потому что в пути у него возникли неполадки с торпедным аппаратом. Командир катера вывел его в открытое море, чтобы присоединиться к 15-му дивизиону, который во главе группы из двадцати миноносцев приближался к якорной стоянке "Севастополя".


Вскоре последовали торпедные залпы японских миноносцев. Но торпеды, выпускавшиеся с расстояния 360–900 метров, застряли в противоторпедных сетях или сдетонировали на скалистом берегу. Атаковавшие корабли обстреливала русская артиллерия и эскадренные миноносцы «Сторожевой», «Смелый» и «Сердитый», которые встретили неприятеля торпедными залпами. При этом  два японских миноносца получили повреждения. Один из них, потерявший ход, добил торпедой «Сердитый», хотя, возможно, торпеду выпустил и корабельный торпедный катер с «Победы», который принимал участие в бою.




В Восточном бассейне Порт-Артура. На переднем плане три портовых буксира у борта грунтоотвозной шаланды, на втором плане – миноносцы

Из четырех миноносцев 14-го дивизиона, которые атаковали следом «Севастополь», повреждение получил только один, но более всего не повезло последнему, 9-му дивизиону. Хотя луну к тому времени уже закрыли тучи, хорошо пристрелявшиеся русские артиллеристы встретили его плотным огнем. Три японских миноносца получили повреждения, причём два из них потеряли ход, и были взяты на буксир. Этот производящий грустное впечатление караван смог вернуться назад, несмотря на то что в погоню за ним бросился «Сердитый».


Ночной бой с «Севастополем» закончился поражением японцев: один миноносец был потоплен, серьезно повреждены четыре других, среди экипажей 12 человек были убиты и 13 ранены. В противоторпедной сети «Севастополя» застряли четыре торпеды, одна из них сдетонировала. Неудача ночных атак на броненосец была определенным образом компенсирована японской осадной артиллерией, которая 15 декабря «нащупала» и потопила снарядами калибра 280 мм укрывавшийся в одном из портовых бассейнов торпедный крейсер «Всадник».
Впав в отчаяние из-за множественных повреждений миноносцев, Имаи назначил очередную атаку на ночь с 15-го на 16 декабря. В ней должны были принять участие 2-й, 14-й и 21-й дивизионы миноносцев, потери которых в этих боях были незначительными. Когда около трех часов ночи миноносцы 2-го дивизиона подошли с южной стороны к якорной стоянке, разыгралась вьюга. Японские миноносцы выпускали торпеды, ориентируясь на свет прожекторов, при этом двое были повреждены снарядами "Севастополя". Через пять минут к якорной стоянке русских кораблей подошел 14-й японский дивизион, который смог добиться наибольшего успеха. Заметив сквозь падавший снег свет прожектора с батареи «Белый Волк», миноносцы прошли с юга вдоль берега, атакуя «Севастополь» с носа и с обоих бортов. Флагманский миноносец выпустил первую торпеду в буксир «Силач», а две следующие с расстояния 70 м — в закрывавший подход к броненосцу эскадренный миноносец «Сторожевой», который получил попадание в форштевень. «Сторожевой», крен которого на нос все увеличивался, выстоял до конца боя, а затем выбросился на берег. Следующие два миноносца приблизились почти на 100 метров к броненосцу и выпустили шесть торпед. Замыкавший строй японский миноносец выстрелил по одной торпеде в «Севастополь», «Отважный» и «Силач», после чего вступил в бой с одним из русских эскадренных миноносцев, и получил попадание снаряда в носовую часть.




Торпедированный эскадренный миноносец "Сторожевой", выбросившийся на берег


Судьбу «Севастополя» решили две торпеды, попавшие в корму броненосца. Разрушены были рулевой отсек и часть офицерских кают, попавшая внутрь корабля вода вызвала его значительный крен. Еще две торпеды застряли в сетях «Севастополя» и «Отважного», другие сдетонировали на скалистом берегу. Когда японские миноносцы уже отходилиу, на «Севастополе» пытались спасти броненосец, но все окончилось тем, что корабль сел на дно кормовой частью на прибрежном мелководье. Несмотря на то что пробоины в бортах были заделаны и протрален фарватер до Порт-Артура, штормовая погода и опасение, что во время буксировки корабля может начаться атака главных сил японского Соединенного флота, стали причиной того, что броненосец остался в бухте Белый Волк. К сожалению, там он не мог ликвидировать свои повреждения и превратился в плавучую артиллерийскую батарею.




Десантная рота с броненосца "Севастополь" перед отправкой на сухопутный фронт


Получив известие о повреждениях, полученных «Севастополем», адмирал Того 16 декабря после полудня прекратил дальнейшие атаки, посчитав, что лишенный хода броненосец не представляет уже никакой угрозы. Поэтому двенадцать поврежденных японских миноносцев были направлены для ремонта в Дайрен, в боевой готовности оставались только 6-й и 15-й дивизионы.


В этом последнем, продолжавшемся шесть ночей сражении двух флотов, в котором с японской стороны принимали участие 30 миноносцев, 2 вспомогательных минных заградителя и 3 корабельных торпедных катера, тактическую победу одержали русские. Они потопили 2 миноносца, тяжелые повреждения получили 5 миноносцев, незначительные — 7, а также торпедный катер (35 человек убиты, 17 ранены). Кроме того, при осуществлении блокады затонул крейсер, а еще один получил повреждения. Однако японцы добились оперативного успеха: хотя из 132 выпущенных торпед цель поразили только три, а в «Севастополь» попали две, эти попадания лишили его возможности прорвать блокаду и уйти в нейтральные порты, так что практически этот корабль для российского флота оказался потерянным.




Миноносец "Скорый", прорвавшийся в Чифу

Осадная японская артиллерия, ежедневно обстреливавшая позиции восточного фронта, периодически вела огонь по бухте Белый Волк. В результате обстрела  22 декабря два попадания получила канонерка «Отважный». Ответный обстрел японских батарей 23-го и 24 декабря произвел повреждённый «Севастополь». Во время такого артиллерийского поединка 25–26 декабря броненосец получил десять попаданий снарядами калибра 152 мм. Еще меньше повезло наполовину разоруженной канонерке «Бобр», которая затонула в порту 26 декабря после попаданий нескольких снарядов калибра 280 мм.




Миноносец "Статный", прорвавшийся в Чифу

1 января 1905 года возвышавшаяся над Старым городом и тылами восточного фронта гора Большое Орлиное Гнездо была занята японцами. На следующий день русское командование подписало капитуляцию Порт-Артура. Спасаясь от капитуляции, в ночь на 2 января из крепости в китайский порт Чифу прорвались и были интернированы эскадренные миноносцы «Статный», «Скорый», «Сердитый» и «Властный», паровой катер наместника «Ольга» и три корабельных торпедных катера (с «Ретвизана», «Цесаревича» и «Победы»). Вечером 2 января в Циндао укрылись эскадренные миноносцы «Бойкий» и «Смелый», которые были интернированы германскими властями.




Команды затопленных на мелководье русских кораблей постарались привести их в негодность. Это пришлось делать в крайней спешке. В качестве взрывных зарядов на корабляхиспользовались головки от торпед. Их взорвали на затопленных броненосцах «Ретвизан», «Победа», «Пересвет» и «Полтава», крейсерах «Баян», «Паллада» и «Забияка», торпедном крейсере «Всадник» и канонерке «Гиляк», поврежденных эскадренных миноносцах «Боевой», «Сильный», «Бдительный», «Сторожевой», «Разящий» и минном заградителе «Амур», затонувшем в доке. Кроме того, в портовых бассейнах были затоплены старый крейсер «Джигит», торпедный крейсер «Гайдамак», транспортные суда «Ангара» и «Ермак». Для того чтобы загородить вход в порт, во входном фарватере затопили учебный крейсер «Разбойник», спасательный буксир «Силач», более десятка землечерпалок, буксир «Артур» и девятнадцать портовых судов (возможно, в их числе был и плавучий кран).




Затопленные крейсер "Паллада" и броненосец "Победа"

В бухте Белый Волк затопили броненосец «Севастополь», его «Силач» снял с берега и отбуксировал на 50-метровую глубину, и канонерку «Отважный». Эти последние корабли эскадры с честью выдержали заключительный бой с врагом, и упокоились на дне Жёлтого моря. Так завершился боевой путь 1-й Тихоокеанской эскадры Российского императорского флота.





Моряки "Севастополя", "Отважного", русских миноносцев и всех, дравшихся до последнего с врагом русских кораблей, погибшие в бою, а также уцелевшие и пережившие японский плен - все они в Бессмертном полку тысячелетней русской истории.

Вечная им память!


promo mikhaelkatz june 16, 2015 02:21 41
Buy for 100 tokens
Этот стих пробрал меня до суставов и костей, потому что он совершенно точно про меня. Это я - от и до. Я ватник, я потомственный совок. Я в СССР рождён во время оно. Я чёрный хлеб. Я кирзовый сапог. Я воинской присяги звонкий слог И красные победные знамёна. Я не был на войне, но ту войну Я…

  • 1
слава русским морякам

жаль, что героизм простых солдат и матросов оказался напрасным, пришлось сорок лет спустя потомкам исправлять плоды бездарности царя, его генералов и адмиралов

  • 1