?

Log in

No account? Create an account

Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
ХХ век, или два в одном
пацак
mikhaelkatz



Мне очень хотелось побывать на выставке "Моя история. ХХ век. 1914-1945. От великих потрясений к великой Победе". И вот, наконец, это произошло, я побывал со всей семьёй на выставке в предпоследний день её работы.  Впечатления от увиденного немалые, и я сейчас расскажу о них всё, как есть, без утайки.



Выставка размещена в 11,5 тематических залах, расположенных в хронологической последовательности, начиная с предвоенного времени 1914 года, и заканчивая победным 1945 годом. Половиной зала я обозначил обособленную экспозицию, посвящённую теме ГУЛАГа и репрессий, которая располагается в зале, посвящённом Сталинскому социализму 1935-1940 годов. В трёх кинозалах непрерывно крутили небольшие фильмы, первый из них был о Первой мировой войне. Начиная со второго зала (Первая мировая,1914) и до последнего (Победа, 1945) по карнизу внутренней стены, из зала в зал, тянется непрерывная "Лента времени", составленная из важнейших событий, обильно насыщенная фото- и видеоматериалами. По верху этой ленты времени тянется ещё и церковная лента, рассказывающая о церковной жизни в России на фоне происходивших событий.



Залы насыщены всевозможными мультимедийными экранами, из которых можно узнать о самых разных деталях любой эпохи, включая исторические документы, военное дело, архитектуру, песни, персоналии и многое-многое другое. В центре каждого зала располагается инсталляция, которая олицетворяет весь период в целом. Скажем, в зале Первой мировой кипит адский "Котёл войны", в котором варится людоедское блюдо из человеческих судеб, а в центре зала Индустриализации и коллективизации установлена "живая карта", на которой можно выбрать любую обозначенную великую стройку первых пятилеток и детально её рассмотреть, и т.д. На мультимедийных экранах можно разобрать на запчасти и снова собрать различные виды вооружений, начиная от автомата ППШ, до штурмовика Ил-2, и многого другого.

 

В залах располагаются информационные стенды с картой страны, посвящённые каждому крупному периоду, на которых отражены произошедшие за этот период изменения в территории, количестве населения и ВВП. С моей точки зрения, это были самые полезные экспонаты на всей выставке. Кроме этого, повсюду развешаны всевозможные высказывания разных исторических персонажей, вплоть до современных политиков, о нашей истории. Различные "занимательные" факты представлены на круглых афишных тумбах.

 

Через всё это великолепие плотными массами идут самоорганизующиеся группы зрителей, которым экскурсовод рассказывает в каждом зале соответствующие тематике исторические сведения. Экскурсоводы на этой выставке - это вообще отдельная песня. У меня сложилось впечатление, что это какие-то студенты, возможно даже исторических факультетов, которым, либо предложили немного подзаработать экскурсоводами, либо они выступают в качестве волонтёров, либо это вообще люди с улицы, которые назвались историками. Какую только разнокалиберную хрень они не вешают на уши внимающим экскурсантам!


 

Мне удалось пристроиться к четырём группам с разными экскурсоводами. Один из них, небритый молодой человек, с упоением рассказывал о том, как накануне 1917 года армия Российской империи совершила Брусиловский прорыв, и таки поставила на колени Австро-Венгрию, а так же Турцию. В то время, как в Германии выдавали по талонам брюкву, в России, как это было принято, текли молочные реки в кисельных берегах, а деревья были увешаны гроздьями французских булок, и только предательская революция не дала победоносным войскам войти в Берлин и высадиться на Босфоре. Что поделаешь, если не ведает человек ни о Ковельском тупике, ни о бойне на реке Стоход, ни о продразвёрстке, введённой в ноябре 1916, ни о талонах на продукты, появившихся уже зимой 1917 года. Кстати, я попросил его напомнить, в каком месяце в Российской империи ввели продразвёрстку, на что он ответил, что расскажет об этом в зале, посвящённом Гражданской войне. Что с него взять, с историка.

 

Другой экскурсовод, жгучая брюнетка с орлиным профилем, в зале, посвящённом революциям, с непередаваемым апломбом крутила душераздирающую шарманку об англо-германских деньгах, которыми снабжались революционеры в феврале и в октябре 1917 года. Я попросил её ответить, откуда она берёт сведения о германских деньгах для большевиков, на что она ответила, что это всем известно, начиная со средней школы. При попытке заговорить о документах Сиссона и о Фердинанде Оссендовском, она состроила скучающее выражение лица, и заявила, что сколько есть людей, столько и мнений на этот счёт, но она твёрдо знает, о чём говорит, тем более, что её специально об этом прконсультировали, прежде чем выпустили вести экскурсии. Я попросил было показать мне того, кто её консультировал, но она вильнула хвостом и отделалась от меня со словами, что сейчас не время для этого.

вв2.jpg

Третий экскурсовод,  совсем юная девушка с косичкой, горящими глазами и решительной жестикуляцией, в зале, посвящённом Великой Отечественной войне, в общем и целом, сносно пересказывала краткое содержание школьного учебника. Однако, в какой-то момент, и её занесло на крутом повортое истории: рассказывая о Берлинской операции, она вместо Украинского и Белорусского фронтов сказала, что на Берлин наступали несколько Украинских и Белорусских армий! При желании, можно было бы до неё как следует домотаться, но я решил сделать вид, что она просто оговорилась, либо у неё уже заплетается язык (время было уже около 21.00), и оставил её в покое, потешать доверчивых слушателей.

Четвёртый экскурсовод никакой отрицательной  реакции у меня не вызвал, так как рассказывал о красном и белом терроре, причём особенно подробно, с упоением, рассказывал именно о белом терроре Колчака, Деникина и Врангеля. Его слушали все, затаив дыхание, но он в какой-то момент, словно опомнился, прервал рассказ и пригласил в следующий зал. А я бы его и ещё послушал, но не судьба.



В зале Исповедников и новомучеников земли Русской  подробно рассказывается о репрессиях, которым подверглись священнослужители и верующие за время Советской власти. Называемая цифра - 160 тысяч человек, говорится о взорванных и отобранных храмах, о жёсткой антирелигиозной политике государства в  20-30-е годы. Гонения на церковь сравниваются с гонениями в Риме на первых христиан, причём делается вывод, что в Риме приходилось намного легче. Я настойчиво искал информацию о новомученике Григории Ефимовиче Распутине, но мои поиски окончились неудачей. Судя по всему, самый доверенный человек Императора и Императрицы, убитый их же родственником с особой жестокостью и особым цинизмом, к ним не относится, а может быть, его и вовсе не было. Как говорил известный писатель Анатолий Наумович Аронов (более известный под псевдонимом Рыбаков): "Нет человека, и нет проблемы".

(без названия)

Самый эпический зал выставки посвящён Народу. В нём размещена огромная панорама в виде кольцевого экрана по периметру зала, на котором медленно меняются кадры событий описываемого периода истории. Документальные кадры и фотографии в сочетании с картинами художников и плакатами. В центре оборудовано много сидячих мест, сидя на которых и глядя на эту динамическую панораму, зрители должны задуматься о нашей непростой и неоднозначной истории. После первой половины выставки это и в самом деле необходимо, хотя бы в качестве отдыха.



Перенасыщенность событиями, датами, цифрами, именами и прочими экспонатами очень быстро утомляет, и воспринимать что-либо дальше становится практически невозможно. Как знать, не этого ли эффекта хотели добиться организаторы выставки. Информации столько, что для того, чтобы с ней просто ознакомиться, по моим впечатлениям, потребуется потратить несколько дней, а может быть и целую неделю. Я совершенно не преувеличиваю. Нормальный обычный человек за один раз столько разнообразной информации воспринять просто не в состоянии. Если же человек в истории ориентируется слабо, выставка его просто подавляет, и цельную картину происходивших событий из калейдоскопа экспонатов и сведений он сложить не сумеет. А непрерывно читать Ленту времени тоже долго невозможно. В этоге получается довольно хаотический набор красочно преподнесённых сведений, о которых больше всего успел рассказать экскурсовод. Поэтому лучше эту выставку смотреть вообще без экскурсовода. Такое у меня сложилось впечатление.



Дальнейшие залы посвящены строительству социализма в СССР, индустриализации и коллективизации, ГУЛАГу, Великой Отечественной войне и Победе. После первой половины выставки на них остаётся совсем немного сил и воспринимать информацию уже очень-очень непросто. Здесь экскурсовод может втюхать вообще всё, что угодно, типа Белорусских и Украинских армий, и никто даже не возразит, а может быть даже и не заметит. И.В. Сталину посвящён отдельный стенд, разделённый пополам, и на каждой половине сменяют друг друга высказывания о нём разных исторических личностей, положительные и наоборот.



На стенде о ГУЛАГе непрерывно чередуются цифры осуждённых за каждый год. К цифрам у меня претензий не возникло, и это не может не радовать. ГУЛАГ преподносится как неизбежная оборотная сторона социалистического рая, и это не может не огорчать.



В зале о Великой Отечественной войне в целом все события представлены достойно и без искажений, но при этом усиленно подчёркивается  обращение Советской власти к дореволюционной русской истории и большая роль церкви в одержанной Победе. Зал, посвящённый Победе, тоже исторически вполне адекватный. В нём, среди прочего, рассказывается и про разработанную по заданию Черчилля операцию "Немыслимое", и даже приводится фотография Бессмертного полка, вышедшего в этом году 9 мая на улицы страны. В конце выставки небольшой ролик, в котором людям на улицах Москвы задают разные вопросы по истории, а они неправильно на них отвечают, пока кто-нибудь, наконец, не даст правильный ответ, который затем  дублируется текстом на экране. Это зрителям напоследок делают в нужных местах памяти зарубки. В целом вопросы довольно интересные, например, на какую из осуществлённых им операций Сталину было труднее всего решиться? Правильный ответ - на коллективизацию. Здесь же можно оставить отзыв в книге отзывов. Толстая книга отзывов была исписана почти от корки до корки, так что на мой отзыв едва хватило места.



Пора делать выводы. Организаторы выставки, вне всякого сомнения, сделали попытку объединить в единое целое разные периоды истории нашей страны, сшить грубой ниткой разорванную в 1917 году историческую ткань. Заживить кровоточащий почти целое столетие рубец. И за эту попытку они, несомненно, заслуживают благодарности и уважения. Однако меня настораживает то, как они это сделали.



Видно невооружённым глазом, что рамки периода, охватываемого выставкой - это начало Первой мировой и окончание Второй мировой войны. Для одной выставки это очень насыщенный событиями период. У организаторов получается, что Некто в России начал воевать в Первую мировую и победно закончил уже во Вторую мировую войну этот непрерывный тридцатилетний исторический период. Сразу возникает вопрос: а что это за Некто? Русский народ? Так ведь народ-то Первую мировую не начинал. Это правящая элита её начала, которая желала очередной небольшой победоносной войны. А народ Первую мировую закончил именно так, как закончил: штыки в землю и домой, и от этого факта никому не отвертеться. Не стала Первая мировая Второй Отечественной войной. А Великая Отечественная - стала. Поэтому народ, который и её не начинал, завершил её Красным знаменем над Рейхстагом и Военно-морским флагом над Порт-Артуром. И это был тот же самый народ. Разница была лишь в том, кто вёл за собой, организовывал и вдохновлял этот народ, и во имя чего. Прежние правители не смогли, а пришедшие следом смогли привести этот народ к Победе.



Вот этот упрямый факт и пытаются видоизменить организаторы выставки, создавая эдакое "Два в одном", которое вроде бы должно служить делу единения и примирения. Однако, на деле это лишь попытка любым способом прицепить Российскую империю и правившую ею элиту к проносящейся мимо Победе, одержанной уже без неё Народом тридцатью годами спустя.



Сами границы исторического периода Потрясений и Победы с 1914 по 1945 представляются мне абсолютно искусственными, поскольку за рамками остаётся важнейшее десятилетие с Русско-японской войной и Революцией 1905 года. Без русско-японской войны нет никакого внятного объяснения того, как и почему Россия была вовлечена в Антанту и в бессмысленную Первую мировую, так же, как нет внятного объяснения того, почему в 1945 СССР объявил войну Японии. А без Революции 1905 года нет понимания того, как на политической сцене оказались силы, совершившие государственный переворот в феврале 1917 и оседлавшие волну начавшегося тогда же народного возмущения. По всей видимости, организаторам выставки и не нужно, чтобы выставка отвечала на эти серьёзнейшие исторические вопросы. Им нужно очередное историческое гетто "Два в одном" с полным набором исторических штампов, дополненных некоторыми неизбежными уступками в признании Победы, с множеством условностей и оговорок. Это у них и получилось.


ПС: На нижнем этаже под этой выставкой проходила выставка живописи - "Романтический реализм", и вот она-то зацепила и меня и всю мою семью гораздо сильнее.




promo mikhaelkatz june 16, 2015 02:21 41
Buy for 100 tokens
Этот стих пробрал меня до суставов и костей, потому что он совершенно точно про меня. Это я - от и до. Я ватник, я потомственный совок. Я в СССР рождён во время оно. Я чёрный хлеб. Я кирзовый сапог. Я воинской присяги звонкий слог И красные победные знамёна. Я не был на войне, но ту войну Я…

  • 1
Приятно удивлен столь детальным разбором. Столько нюансов подмечено. Спасибо.

Подробно и внимательно. Спасибо.

Эти дармоеды уже упарили с царём-неудачником, ролью веры в сказки и ГУЛАГом.

Выставка довольно богатая по материалам, но крайне бестолковая. Слишком много информации в таком темпе и при массе народу не усвоишь. Играет музыка, с боков доносятся звуки фильмов да еще экскурсоводы говорят в микрофон. Сумбур вместо музыки. Минание разноцветных экранов. Бардак. А вот социалистическая живопись - это да! Шедевры! Лактионов, Дейнека, Пластов, Бродский и мн.др. Всем смотреть рекомендую. Все в цокольный этаж Манежа.

Для меня очевидно, что история СССР уже сфальсифицирована на уровне концепции. Сейчас идёт подтасовка на уровне фактов, свидетельством чего является данная выставка. Цель фальсификаторов очевидна - вычеркнуть русских из истории.

искал информацию о новомученике Григории Ефимовиче Ра

Я настойчиво искал информацию о новомученике Григории Ефимовиче Распутине, но мои поиски окончились неудачей.
МП старца Григория не прославила и не собирается. В противном случае всплывет вопрос о духовной преемственности МП и тех, кто попрал свою священническую клятву в марте-17, поддержал продолжателей дела убийц старца Григория.

Re: искал информацию о новомученике Григории Ефимовиче

этот сарказм был написан специально для Вас!

я рад, что Вы не прошли мимо )

По Валлерстайну, период с 1914 по 1945 год - это Тридцатилетняя война ХХ века.

Проявление борьбы за МИРОВУЮ власть

Цитата: «Сами границы исторического периода Потрясений и Победы с 1914 по 1945 представляются мне абсолютно искусственными...»

===

На пресс-конференции организаторов выставки 26 октября 2015 г. http://www.pravoslavie.ru/arhiv/87166.htm епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) сказал:

«...мы задумали — и наши научные консультанты поддержали нас в этом — начать с 1914 года и завершить годом 1945-м. В промежутке между этими датами — две великие войны по ПЕРЕДЕЛУ мира».

Возможно, здесь присутствует отсылка к суждению выдающегося философа 1990-х Александра Панарина в его «Глобальном политическом прогнозировании» (2002 г.):

«Практически все историки согласны с тем, что XX век в его роковом значении для всего человечества, открылся Первой мировой войной. ...не только весь XX век, но и первая четверть XXI века представляют собой развертывание драмы, завязку которой положила Первая мировая война. Первая мировая война создала предпосылки Второй мировой войны, ибо речь шла об одном и том же германском вопросе и связанной с ним стратегической логике. Вторая мировая война в свою очередь заложила предпосылки Холодной войны, завершившейся гибелью СССР и дестабилизацией России. Нынешнее положение России является значительно более драматичным и угрожающе нестабильным, чем положение Германии после Версаля. Следовательно, мировая драма, начальным актом которой явилась Первая мировая война, не является завершённой: её заключительные акты предстоит наблюдать поколению первой четверти XXI века. [Ибо] ...войны и революции XX века явились проявлениями борьбы за [...] МИРОВУЮ власть».

И на пути претендентов на ТАКУЮ власть стояла и стоит Россия — что в 1945-м году, что сейчас. В этом и заключена суть и риск исторического «образа жизни» русского народа — в соответствии с его духовно-религиозной традицией неизменно становиться поперёк дороги сильным и наглым.

Re: Проявление борьбы за МИРОВУЮ власть

всё было бы неплохо в Вашем объяснении, если бы не одно, очень всем мешающее и яростно всеми игнорируемое событие - русско-японская война, потому что для России ХХ век открылся именно этим испытанием, печальный и совершенно обескураживающий результат которого имел своим прямым следствием вовлечение России в Антанту и участия в борьбе за Мировую власть отнюдь не на правах Игрока, а на правах разыгрываемой фигуры.

Россия была разбита Британией руками Японии, и в качестве побеждённого противника была вовлечена в союз с Британией (в качестве пушечного мяса, а не мирового игрока), а в ПМВ оказалась ещё и в абсолютно противоестественном союзе с разбившей её Японией. Эта разыгранная, как по нотам, драматическая пьеса была по-новому переписана революцией, и завершена лишь в августе 1945-го полным реваншем над Японией. Только тогда замкнулся 40-летний круг.

Но это обстоятельство абсолютно выбивается из предлагаемой выставкой концепции 1914-1945, о чём я и написал в своём посте. Кстати, в прошлом году было 110 лет началу, а в уходящем году - 110 лет завершению Русско-японской войны. Вы заметили хоть какие-нибудь следы внимания к этой трагической странице на фоне ослепительных фанфар событиям Первой Мировой? вот и я тоже не заметил, потому что эту дату все заинтересованные лица постарались дружно не вспоминать

и кстати, активная политика России на Дальнем Востоке и была её настоящей самостоятельной заявкой в борьбе за Мировую власть, окончившейся неудачно в 1905 году

Edited at 2015-11-23 09:38 pm (UTC)

говорят, что выставка хорошая

дык! и я говорю, что хорошая

правда, с двойным дном

А по выставке "Романтический реализм" напишите? Я очень жду.
Хорошее добавление. Для посещающих эти две выставки в небольшой отрывок времени, всё становится очевидным)

Re: Добавления

я рад бы, да у меня совсем фотографий нет (там нельзя было со вспышкой, а без неё у меня ничего не вышло)

но вот мой товарищ написал, и неплохо:

часть1: http://iouripopov.livejournal.com/600663.html
часть2: http://iouripopov.livejournal.com/600854.html

  • 1