?

Log in

No account? Create an account

Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Еврейский вопрос в России и СССР. Часть VIII
пацак
mikhaelkatz
Предыдущая часть здесь



После образования СССР в пределах его территории оказалось около половины всех евреев Российской империи. Как уже было сказано, в 1920-1930-е годы в социальной жизни евреев СССР произошли радикальные перемены. Прежде всего, это проявилось в массовой миграции евреев из местечек бывшей черты осёдлости в крупные города и в сельскохозяйственной колонизации. Из нации мелких ремесленников и торговцев евреи в основном превращались в неотъемлемую часть рабочего класса, а также инженерно-технической, научной, творческой и военной интеллигенции страны.

Согласно всесоюзной переписи 1939 года, рабочие составляли 31,2% (650 тыс. человек), а служащие - 40% (800 тыс. человек) самодеятельного еврейского населения. В последнюю категорию входили 106 тыс. инженерно-технических работников (14% по всей стране), 139 тыс. руководителей различного ранга (7%), 39 тыс. врачей (27%), 15 тыс. научных работников и преподавателй вузов (15,7%) и т.д. При этом численность еврейского населения в СССР в конце 1930-х годов составляла примерно 3 млн. человек (1,8% всего населения страны) (цифры из книги В.Л.Вихновича).

Как уже говорилось, в первые годы после революции в бурлящей стране был широко распространён антисемитизм. Советская власть совершенно чётко заявила, что антисемитизм является средством раскола трудящихся в интересах капиталистов. Это означало, что в Советской республике антисемит воспринимался как контрреволюционный элемент совсеми вытекающими последствиями. За призывы к погромам, или за участие в них вполне могли расстрелять.



12 января 1931 года Сталин отвечал Еврейскому телеграфному агентству:
"Отвечаю на Ваш запрос.
Национальный и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.
Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма.
В СССР строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью."




Юрий Ларин в своей работе "Евреи и антисемитизм в СССР", вышедшей в 1929 году отмечал, что антисемитские настроения явно пошли на спад. В деревне антисемитов почти не осталось, лишь в городах время от времени появлялись листовки антисемитского содержания. На снижение антисемитизма среди крестьянских масс повлияла и ликвидация частной хлеботорговли, в которой до революции в южных губерниях доминировали евреи, и советская агитация против антисемитизма, и влияние Красной армии, и создание еврейских колхозов в безводных степях северного Крыма. Ни русский, ни украинский крестьянин не были готовы рубить колодцы в известняке, да и вообще они стремились пахать богатые, плодородные чернозёмы. Поэтому М.И. Калинин всем сомневающимся предлагал съездить в еврейские колхозы и самим убедиться, в каких условиях они живут и как успешно хозяйствуют.



Антисемитизм в городах также массово пошёл на спад после того, как евреи массово пошли на работу в промышленность. По мере того, как евреев среди рабочих и инженеров становилось всё больше, и по мере того, как они показывали свою высокую квалификацию, уважение к ним возрастало. Кроме того, у нового поколения советских евреев русский язык быстро становился родным языком, и они уже не выглядели чужаками в глазах остального населения из-за непонятного разговорного языка. Таким образом, главным средством борьбы с антисемитизмом стала практическая демонстрация еврейских трудовых навыков в сельском хозяйстве и на производстве. Наблюдая еврейские трудовые успехи, каждый мог убедиться в лживости рассказов о паразитическом характере еврейства, мог увидеть, что евреи - такие же трудовые люди, желающие и умеющие работать.



В чём же тогда объяснение послевоенного антисемитизма, вновь появившегося в СССР?
Послевоенный антисемитизм в СССР стал результатом активной гитлеровской антисемитской пропаганды в годы Великой Отечественной войны. Она велась не только на оккупированных территориях, но и против частей Красной армии, с невиданным прежде размахом и настойчивостью. В апреле 1941 года в составе отдела пропаганды Вермахта был создан специальный отдел для работы с советскими территориями, разросшийся в 1942 году до 15 тыс. человек, не считая других пропагандистов и сотрудников из числа местного населения.


  

Немецкая военная пропаганда имела колоссальные масштабы. Только к началу войны было заготовлено 50 млн. листовок и брошюр, которые разбрасывались с самолётов над позициями советских войск и над городами. Немецкие самолёты сбрасывали пропагандистские листовки над Ленинградом во время первого налёта 18 июля 1941 года. Практически любая крупная операция на фронте сопровождалась потоком листовок. Скажем, только в мае 1943 года, перед Курской битвой, немцы сбросили над позициями частей Красной Армии более 32 млн. листовок К концу войны общий тираж пропагандистских листовок и брошюр превысил 6 млрд экземпляров. Советская пропаганда вела активное противодействие, но она явно уступала гитлеровской: общий объём советской пропагандистской литературы составил 2,7 млрд экземпляров.





Оккупационные издания печатали единообразные материалы, утверждаемые Министерством пропаганды и его органами, и практически в каждой газете были прямые антисемитские материалы, лозунги и призывы. Разжигание ненависти к евреям было общим местом в оккупационной печати. В первые годы оккупации, когда альтернативной информации не было, население читало эту оккупационную прессу, и в определённой степени пропитывалось антисемитским духом, веявшим со страниц. Собственно, пропагандистская война началась с антисемитского лозунга: "Жиды - это наше несчастье!", который расшифровывался следующим образом: война была начата по еврейской инициативе, евреи - это нация-паразит, евреи создали в СССР тюрьму народов. И вывод: "Конец жидам - это будет конец войне". Такая пропаганда непосредственно подталкивала население оккупированных территорий к участию в уничтожении евреев.

     

Гитлеровская пропаганда строилась на обращении к массам, на воздействии на чувства, на использовании коротких, запоминающихся лозунгов, а также велась самым грубым и настойчивым образом. Главная идея, которую гитлеровские пропагандисты пытались вбить в головы красноармейцев и всех советских граждан, заключалась в том, что якобы для них Советская власть чужая, защищать её не нужно, а нужно при первой возможности переходить на сторону немцев. Для того, чтобы подчеркнуть враждебность Советской власти, гитлеровцы использовали антисемитскую тему.



 

Еврей - чужак, Советская власть - еврейская власть, и т.д. Главным тезисом, на котором строилась вся немецкая пропаганда, был тезис об отождествлении еврейства и большевизма, и о том, что евреи придумали марксизм. В немецкой пропаганде на русском языке очень активно использовалось противопоставление немногочисленной советской элиты, якобы состоявшей из евреев, и многочисленного, обманутого и эксплуатируемого ею русского народа: "Германская власть не идёт против вас и народов СССР. Мы идём освободить вас от рабства жидо-интернационала, от всех этих сталиных, мехлисов и кагановичей, пиявками присосавшимися к народному организму ... Война не нужна ни нам, ни вам. Она нужна только Сталину, жидам и английским банкирам."

  

На примере интенсивной антисемитской гитлеровской пропаганды в Крыму, проводившейся вплоть до последних боёв апреля-мая 1944 года (хотя все 18 тысяч евреев были уничтожены ещё в октябре 1941-го), видно, что её задачи были гораздо шире. Антисемитская пропаганда вбивала в головы читателей оккупационных газет критерии "свой-чужой", а потом враги оккупантов, например крымские партизаны, наделялись гротескно выделенными еврейскими признаками, чтобы представить их чужаками и отвратить от них местное население. Это была своего рода идеологическая дрессировка.



Далее, приравнивание большевизма к еврейству и, как следствие, объявление СССР "оплотом жидовства" должно было вовлечь население оккупированных территорий в борьбу на стороне гитлеровцев, или, по крайней мере, отвлечь его от повседневных трудностей, террора и череды поражений немецкой армии. Таким образом, гитлеровцы пытались обесценить и опорочить советские ценности и идеологию, доказать, что у русских и немцев есть якобы общий враг. Немцы, таким образом, пытались втереться в доверие к русским, да и к другим национальностям, опираясь на универсальный тезис своей пропаганды: "Еврей - чужак".

   

Немецкая пропаганда не могла пройти мимо факта существования еврейских колхозов в Крыму, и еврейская земледельческая колонизация была ею подана в вывернутом, предельно искажённом виде. В газете "Голос Крыма"  № 31 в апреле 1942 года немцы писали, что "...не в пример убогим колхозам остального населения Крыма, на широкую ногу были поставлены еврейские колонии ... Сердце народа-хищника не лежало к земледелию. Евреев влёк к себе город с его перспективой лёгкой обильной наживы...К началу войны вся правящая верхушка торговой сети, весь руководящий аппарат местной и лёгкой промышленности состояли почти сплошь из евреев ... Надменные и наглые в сознании своей привилегированности, неразборчивые в средствах достижения своих целей, используя своё служебное положение прежде всего в интересах личных и своих единоверцев (прим: это в безбожном-то СССР!), евреи мало заботились о благосостоянии края, к борьбе за которое они с жаром призывали на собраниях и в печати...". Была также широко распространена листовка с карикатурным изображением еврея-кузнеца, с текстом: "Разве такое бывает? Нет! Жид никогда сам не работает!" И это при сотнях тысяч евреев-рабочих и колхозников в СССР. И так каждую неделю систематически, все годы немецкой оккупации. Печати помогали радиопередачи и кинофильмы.

   

Понятно, что пропагандистов совершенно не интересовало реальное положение дел. Им нужно было опорочить Советскую власть, идеологически выдрессировать жителей оккупированных территорий, превратив их в сторонников нового порядка. Эту задачу полностью им решить не удалось, да и коренной перелом на фронте в пользу Красной Армии существенно изменил настроения на оккупированных территориях. Страх ответственности за измену оказался сильнее пропаганды. Однако зерно антисемитизма этой пропагандой было вброшено, и впоследствии дало обильные всходы. На освобождённые советские территории в 1944 году приехали из Москвы группы сотрудников Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), побывавшие в 37 областях и республиках, где они провели более 600 докладов и лекций. Местное население задавало вопросы, которые фиксировались, и были позднее приведены в отчётах на имя секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Жданова. Одним из многчисленных вопросов был такой: "Правда ли, что у нас засилье евреев?" В отчёте, направленном Жданову в июле 1944 года, говорилось: "Некоторые местные партийные работники неправильно полагают, что оккупация не оставила следов в сознании и психологии людей".



Среди этих следов оккупации в сознании людей нужно отметить вновь возникшие убеждения в "еврейском засилье" в органах власти, в том, что евреи не умеют и не хотят работать, а также так называемый "бытовой антисемитизм". Современный антисемитизм в России берёт своё начало именно с немецкой пропаганды времён войны, и если сравнить немецкие пропагандистские материалы и сочинения нынешних антисемитов, то хорошо видны очевидные сходства и заимствования, в первую очередь в ключевых тезисах.



Нужно учитывать, что на оккупированной территории проживало около 80 млн. человек, или 42% довоенного населения СССР. Большая часть этого населения, порядка 60-65 млн. человек, подвергалась длительному воздействию немецкой антисемитской пропаганды. К этому стоит добавить военнопленных, остарбайтеров, угнанных наработу в Германию, всевозможных добровольных помощников, которые также подвергались пропагандистской обработке. Надо сказать, что советское руководство самым серьёзным образом отнеслось к вопросам информационно-психологической войны: чтение или обсуждение немецких листовок было категорически запрещено под страхом самого жестокого наказания. Немецкая пропаганда воздействовала почти на треть населения Советского Союза, и это воздействие превращалось в огромную идеологическую проблему.


После войны эти люди, обработанные гитлеровцами в антисемитском духе, разъехались по всей стране. Впоследствии из лагерей вышли многочисленные коллаборационисты и власовцы, которые в основной своей массе разделяли антисемитскую идеологию гитлеровцев. Наконец, весьма многие активные пособники оккупантов после войны сумели скрыться, обзавестись подложными документами, и даже проникнуть в органы власти и в партию. Всё это объективно создавало условия для ползучего распространения антисемитских настроений в послевоенном советском обществе. Очень многие проявления антисемитизма в СССР после войны, особенно на бытовом уровне и в низовых органах власти, были как раз следствием немецкой пропаганды, а вовсе не каким-то разворотом государственной политики.


Источники:
Верхотуров Д.Н. Сталин и евреи;
Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия;
Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев России.

Продолжение здесь

promo mikhaelkatz june 16, 2015 02:21 41
Buy for 100 tokens
Этот стих пробрал меня до суставов и костей, потому что он совершенно точно про меня. Это я - от и до. Я ватник, я потомственный совок. Я в СССР рождён во время оно. Я чёрный хлеб. Я кирзовый сапог. Я воинской присяги звонкий слог И красные победные знамёна. Я не был на войне, но ту войну Я…

  • 1
Первый и второй пост я прочитал с листа, чтобы уловить хоть какую-то вашу мысль. Но третий, судя по картинкам подводит нам к более интересной теме для обсуждения. Я ща приду, и обязательно всё прочитаю.
А Вы пока приготовьтесь и вспоминайте уроки по гражданской обороне. Буду бить больно но аккуратно, в рамках приличия.

я таки дико извиняюсь, но этот пост уже восьмой )

таки всё относительно, друг. мой 3-й.

прекрасный материал
особенно о влиянии гитлеровской пропаганды на рост послевоенного антисемитизма в СССР
реально открыли для меня лично этот аспект по-новому
хотя, казалось бы, в еврейском вопросе подкован на 200% (2 жены были еврейками, сын старший служит в Армии Израиля)

Неужели на верхней картинке вся деревня сбежалась мудохать евреев?

Мне интересно, но позиция "А вдруг за дело мудохают?" будет рассмотрена?

Имеет же она право на жизнь.

ещё как имеет! особенно активно она воплощалась в жизнь до 1917 года, после чего была официально советским государством признана контрреволюционной и каралась статьёй УК

Был не прав, вспылил (с). Автор прав и возразить нечего. Видимо своими постами он хочет показать что евреи такие же как все. и негативное отношение не имеет под собой основы. дело в принципе верное, кмк. Но..

Автор обходит стороной все острый углы, и его картина не полная. Поэтому у меня только один вопрос: mikhaelkatz может встроить в свою "картинку" поправку Джексона-Вэника, например ? США как правопреемник методов фашистской Германии, устроило бы всех. Не нашим, не вашим и +10 дефа, написавшему :-). А то совсем не интересно читать "Капитана очевидность", должна быть изюминка ).

спокойствие, друг мой, спокойствие!

будет и джексон с веником)

Мне кажется, автор перестарался с вражескими картинками.

кашу маслом не испортишь (с)

их было гораздо больше, все не поместились ((

Edited at 2015-11-17 10:26 am (UTC)

Н. Митрохин. Русская партия. Движение русских националистов в 1953-1985г. http://uehlsh.livejournal.com/29820.html

  • 1