Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Еврейский вопрос в России и СССР. Часть IV
пацак
mikhaelkatz
Начало здесь, здесь и здесь




Советская власть была совсем не против поселения евреев в Крыму. Более того, многое говорит о том, что проект еврейской земледельческой колонизации Крыма начинался как проект своего рода "советской Палестины". После революции и Гражданской войны для евреев СССР резко сократилась возможность эмиграции, бывшей прежде традиционным путём решения всех проблем. США с 1918 года перестали принимать евреев из России, в послевоенной Европе они тоже никому не были нужны.



Среди руководства еврейских коммунистов возникла идея создания в СССР некоей территории, пригодной для эрзац-эмиграции из местечка. Первый проект еврейской автономии в Крыму с поселением 280 тыс. евреев разработал в 1922 году Юрий Ларин. Затем, в 1923 году возник ещё более масштабный план, включавший  в территорию автономии кроме Северного Крыма ещё и Черноморское побережье Таманского полуострова. В том же году американская еврейская благотворительная организация "Джойнт" предложила финансовую поддержку еврейской земледельческой колонизации в Крыму, и вообще на причерноморской территории.



Еврейскую ССР хотели создать в Крыму. Пастух в  крымском еврейском колхозе

Причин, по которым был выбран именно Крым, бело несколько. Во-первых, евреи жили в Крыму ещё  при Митридате Евпаторе, т.е. в I в.н.э., то есть, по традициям Крым вполне соперничал с Палестиной. Во-вторых, климат Крыма был схож с климатом бывшей черты осёдлости, особенно украинской её части. В-третьих, полуостров был опустошён Гражданской войной, там осталось много брошенных поместий, вполне пригодных для заселения. В-четвёртых, проектам в Крыму и Причерноморье были готовы оказать поддержку американские еврейские организации, что было в то время немаловажным фактором.



Собрание колонистов. Сельскохозяйственная колония Сладководная. Новозлатопольский район, 1922 г.

В феврале 1926 года была создана специальная комиссия под председательством М.И. Калинина, которая рассмотрела перспективы еврейского земледельческого переселения в Крым и приняла решение о том, что при благоприятных условиях в Крыму можно будет создать район компактного проживания евреев с образованием автономной еврейской республики. 18 марта 1926 года это решение было утверждено Политбюро ЦК ВКП(б). Теперь надо было получить хороший результат переселения в Крым.



Еврейские и татарские колхозники на крымских полях

Поначалу еврейскому переселению в Крым противилось руководство Крымской АССР, которое было составлено крымскими татарами, продвигавшими идею татаризации полуострова за счёт эмигрантов из Турции и балканских стран. Важнейшим вопросом было выделение земли под еврейскую колонизацию, что всячески саботировалось татарским руководством Крыма. Но в итоге, в этой схватке к началу 1928 года крымские татары, принявшие в КрымЦИКе решение о главенстве органов Крымской ССР над союзными, потерпели поражение, окончившееся арестом председателя КрымЦИКа Вели Ибрагимова. После этого еврейская колонизация в Крыму получила самые широкие возможности.



Старый колонист осматривает виноградник

В составе переселенцев в Крым было 50% торговцев, 20% ремесленников, 10% рабочих, 15% лиц с неопределёнными занятиями и 5% интеллигенции. В 1925 году в Крым поехали евреи из Смоленской, Гомельской и Вологодской губерний. С 1927 года переселенцев набирали из более широких районов БССР, УССР и Азербайджанской ССР. Переселенцы тащили за собой все свои местечковые привычки, степенного крестьянского характера у них не было, да и откуда было ему взяться. Однако, за переселенцами существовал многосторонний контроль. Их контролировал "Комзет", выделявший землю, "Агро-Джойнт", дававший кредит, сельхозтехнику и строивший с нуля инфраструктуру. За ними присматривало ОЗЕТ со своими агрономами, уполномоченными и агитаторами. Наконец, за ними смотрели партийные органы и ячейки, и вездесущее ОГПУ. Так что еврейским переселенцам не давали отклониться от намеченной линии, заставляли их трудиться и привыкать к труду в сложных условиях.



Евреи-колонисты на полевом стане. Конец 1920-х гг

За годы еврейской колонизации в Крыму была осуществлена большая строительная программа. До конца 1930 года в Крыму было создано 97 посёлков, построено 2900 домов, 200 общественных зданий, 52 школы, 10 изб-читален, 138 хозяйственных построек, 16 сыроваренных заводов. Жильё строилось и в последующем.



Мощение улицы в поселке переселенцев. . Середина 1920-х гг

Особая проблема была с водой. Земля, отводимая под еврейские хозяйства, почти не имела воды. "Джойнт" прислал из США кейнстоновскую машину для рытья артезианских колодцев. С её помощью построили 43 артезианских колодца и 51 шахтный колодец, каждый из которых имел глубину от 80 до 120 метров. Упорную борьбу еврейских переселенцев за воду оценило местное крестьянское население, которое стало относиться к ним с большим уважением. Если вначале ещё проскальзывали какие-то антисемитские высказывания, то потом от этих настроений не осталось и следа.



Постройка артезианского колодца. Джанкойский район, Крым, 1926 г

Всего с 1925 по 1928 год было поселено в Крыму 3326 еврейских семей, в которых было 17 521 человек. Общая численность еврейских поселенцев составила в 1928 году 20,3 тысячи человек. Впоследствии численность евреев несколько упала и в 1937 году составила 16 тысяч человек.



Обед в семье переселенца. Середина 1920-х гг

У еврейских крестьян было два веских преимущества, которые им сильно помогали. Во-первых, в отличие от русских и украинских крестьян, они были новичками в земледелии, и в силу этого очень внимательно слушали агронома, приставленного к ним от "Агро-Джойнта", или от ОЗЕТа. Выполняя советы агронома, евреи быстро создавали правильные и продуктивные хозяйства, как единоличные, так и коллективные. Во-вторых, в силу этого же отсутствия сельскохозяйственного опыта, евреи гораздо легче и проще объединялись в различные коллективные хозяйства. В 1928 году среди еврейских хозяйств в Крыму было 4 коммуны, 87 кооперативов, 18 товариществ по обработке земли, 20 машинных, 35 посевных и 8 овцеводческих товариществ и 10 сыроваренных кооперативов.



Еврейские колонисты получают новую сельхозтехнику

Коллективизация прошла быстро, уже в 1932 году в колхозах было 99% всех еврейских хозяйств. В 1927 году в распоряжении еврейских хозяйств в Крыму было 64 трактора, 20 паровых молотилок, 36 сортировок и веялок. Сельхозтехнику обслуживали открытые в Джанкое ремонтно-механические мастерские "Агро-Джойнта". Посевная площадь выросла от 3,8 тыс. десятин (4,14 га) в 1926 году до 73,1 га в 1929 году. В 1929 году еврейские земледельцы в Крыму сдали государству свой первый товарный хлеб - 6,7 тыс.тонн, а в 1931 году - уже 24 тыс.тонн.



Инвентарная база ОЗЕТа. Районный центр Джанкой, Крым, 1926

В середине 1930-х годов еврейские колхозы стали многопрофильными хозяйствами с передовым шестипольным севооборотом, выращивающими зерновые культуры, хлопок, виноград, разводящими породистый скот, и вошли в число лучших сельхозпредприятий Крыма и СССР. Поскольку среди переселенцев было много ремесленников, они могли быстро создавать предприятия для переработки сельхозпродукции и для других промыслов. Уже в 1928 году переселенцами было создано пять заводов по переработке молока, маслобойный, кожевенный и кирпичный заводы. Во второй пятилетке еврейские колхозы в Крыму были в числе лидеров по электрификации среди колхозов СССР: в 1937 году 55 колхозов из 85 были электрифицированы, что открыло перед ними широкие возможности для развития.



Еврейская коммуна в Крыму. 30-е годы

Хозяйственные итоги еврейского переселения вполне оправдали вложенные усилия. Если в 1929 году в Палестине сионисты имели лишь 15 тысяч евреев-крестьян, то в СССР их уже насчитывалось115,9 тысяч. Однако, несмотря на определённый успех еврейской колонизации, до создания еврейской автономии в Крыму дело не дошло. Евреи заняли только небольшую часть Крыма, или только 6,8% пахотной земли. Еврейское население было разбросано по обширной территории. Еврейские деревни перемежались с татарскими, русскими, украинскими и немецкими. Занимая небольшую часть Крыма и представляя собой небольшую часть его населения, евреи не могли претендовать на провозглашение Крыма еврейской автономией. Тем более, что в это же время в "Комзете"  уже появилась идея поиска для еврейской автономии земель в восточных районах СССР.



Тракторная колонна выезжает на октябрьскую демонстрацию в поселке Фрайдорф. Евпаторийский район, Крым, 1926 г

В общем, успех еврейской земледельческой колонизации в Крыму определённо состоялся, но от первоначального плана провозглашения в Крыму еврейской автономии по политическим соображениям отказались. Достаточно было и того, что появился новый, весьма крупный и ценный район многоотраслевого сельского хозяйства.


Источники:
Верхотуров Д.Н. Сталин и евреи;
Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия;
Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев России.
Продолжение следует



  • 1

мне , родившемуся и живущему в Сибири , всегда были понятны страдания еврейского народа , вынужденного жить в жутких климатических условиях "черты оседлости". да ещё ребята даже были вынуждены Крым осваивать от безысходности . вон , от Урала до Дальнего Востока молочные реки с кисельными берегами , но херои лёгких путей не ищут ...

плюсую Вашему тонкому сибирскому юмору )))

уже очень скоро Вы будете вознаграждены за него:
следующая часть будет как раз про дальневосточную эпопею!

Скоро! в этом ЖЖ !! еврейская эпопея на Дальнем Востоке !!!

по моему мнению, еврейские общины дали пример и толчок к движению коллективного труда, это хорошо.

С большим интересом читаю Вашу "еврейскую серию". Очень познавательно.

Спасибо! скоро представлю новую часть ))

Спасибо Вам! С огромным удовольствием прочитаю.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account