Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Еврейский вопрос в России и СССР. Часть III
пацак
mikhaelkatz
Начало здесь и здесь



Встав во главе России, большевики немедленно провозгласили отмену существовавшей при царизме дискриминации национальных меньшинств.  В "Декларации прав народов России", подписанной 2(15) ноября 1917 года Лениным и Сталиным, провозглашалась отмена "всех и всяческих национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений ... свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп...". Новая власть явно намеревалась раскрепостить и в полной мере использовать так долго сдерживавшийся царизмом  огромный потенциал созидательной энергии евреев.




Наиболее горячий ответный отклик это послание нашло в сердцах бедняков, родившихся в городах и местечках черты осёдлости, и вынесших в годы Первой мировой и Гражданской войн драматические удары судьбы. Почти 500 тысяч евреев в 1914-1921 годах покинули свои дома в разорённых местечках и переселились в крупные промышленные города, как близлежащие, так и расположенные в прежде недоступной для них центральной России.  В 1923 году численность еврейского населения Великороссии (РСФСР) составила 533 тыс. против 153 тыс. в 1897 году. По переписи 1926 г. в Москве обитало более 131 тыс. евреев, составлявших 6,5 % от всех её жителей. Всего в СССР насчитывалось 2 562 100 евреев (1,8% от всего населения), при этом 21% из них (590 тыс.) проживал в России, 61% - на Украине и 16% - в Белоруссии. При этом еврейские местечки в пределах бывшей черты осёдлости обезлюдели к этому времени наполовину (цифры взяты из книги Г.В. Костырченко).




Еврейское местечко, или штетл, начало ХХ в.


Подобное движение полностью определялось тогдашней политической и хозяйственной обстановкой. Евреи покидали свои местечки, в которых было голодно и небезопасно, и находили пристанище в крупных городах, где ремесленникам было проще устроиться на работу на заводах и фабриках, или открыть мелкий частный бизнес. Многие более или менее грамотные безработные евреи, главным образом беженцы и выселенцы из Белоруссии и Литвы, поступали служащими в различные организации, испытывавшие серьёзные трудности из-за бойкота старого чиновничества. Но далеко не всем удавалось устроиться на новом месте, очень многие терпели неудачи и возвращались обратно в свои местечки с пустыми руками. Движение еврейского населения больше всего напоминало хаотическое метание между местечками и городами в поисках пропитания. В 20-е годы Советская власть должна была, в числе прочих важных хозяйственных проблем, обязательно решить и проблему нищего и перенаселённого еврейского местечка. Надо было срочно что-то делать с этим наследием старого режима.





Рыночная площадь в местечке

До первой пятилетки СССР был преимущественно крестьянской страной, в которой трудовые крестьянские ценности ставились на очень высокое место. Подобная крестьянская психология накладывала отпечаток на всю социальную политику, в которой главное место занимал мотив превращения нетрудовых элементов в полезных членов общества, что-то производящих и способных себя прокормить. По отношению к евреям большевики считали наиболее важным избавление еврейства от векового проклятия буржуазности, вскрытого ещё Марксом, и выразившегося в издавна начавшемся процессе вовлечения еврейского этноса в финансово-денежную и торгово-посредническую сферу человеческой жизнедеятельности. Это означало пролетаризацию, трудовую перековку еврейского мещанства, торговцев, ремесленников, кустарей, конторских служащих в горниле индустриального производства, либо их аграризацию, благо в России было немало заброшенных и пустовавших земель, пригодных для сельскохозяйственного использования. А поскольку и так не слишком развитая отечественная крупная промышленность была после Гражданской войны в основном разрушена или парализована, главным направлением разрешения "еврейского вопроса" в СССР в 1920-е годы стала земледельческая колонизация. Под этим понималось переселение на неосвоенные участки земли с целью создания нового крестьянского хозяйства. Напомню, что после 1882 года в Российской империи евреям до 1917 года законодательно запрещалось проживать в сельской местности и заниматься сельским хозяйством.





Жизнь еврейскго местечка


Процесс возникновения еврейского земледелия начался самопроизвольно ещё в годы Гражданской войны, с 1918 года. Некоторые еврейские семьи "пытали счастья" в земледелии, для чего создавали артели и колхозы, как правило на землях конфискованных имений, неподалёку от своих местечек. Среди еврейских земледельческих артелей были и потребительские коммуны, и подсобные хозяйства, ведшиеся ремесленниками, не выезжавшими из местечка и не бросавшими свою работу, были и попытки создать товарные хозяйства, и даже лжеартели. Существовали также и единоличные еврейские крестьянские хозяйства. В 1923 году по всей стране сельским хозяйством занималось 75 911 евреев (работников и членов их семей), при этом суммарная площадь закреплённых за ними земельных угодий составила 153 298 га (цифры взяты из книги Г.В. Костырченко).




Украинские евреи, СССР, 1920-1930-е годы

Создание приместечковых колхозов выявило многочисленных желающих переехать на землю. Удовлетворить все эти пожелания на месте становилось уже крайне затруднительно, становилось понятно, что тут нужны более серьёзные усилия и более крупные земельные фонды для их обустройства. Важно упомянуть и такой немаловажный факт, как правовое положение. Согласно Конституции РСФСР 1918, а затем и 1925 года, лица, занимавшиеся торговлей, посредничеством, не имеющие определённых занятий, а также те, кто нанимал рабочую силу, попадали в категорию лишенцев, чьи права были сильно ограничены. В категорию лишенцев попадала значительная часть трудоспособного еврейского населения. В УССР, например, доля евреев среди лишенцев в середине 1920-х годов составляла 44-45%. Евреи же, заводившие крестьянское хозяйство, получали полные гражданские права.


Вот как жили евреи местечка Сиротино в 1923-24 гг: Из 181 еврейского семейства 32 составляли семьи ремесленников и кустарей, 32 – семьи торговцев, включая мелких, остальные 117 семей являлись членами, как их прозвали, "Воздухотреста". "Мы пашем воздух и пожинаем ветер… Хватаемся за всё. Не на чем хоть грош заработать". Многие из безработных жили денежными переводами от американских родственников, то есть - на подаяние. "Двадцать или тридцать долларов – уже капитал. Можно прожить на проценты от этих долларов".

Торговцы и ремесленники с подмастерьями облагались непосильными налогами, что делало их занятие бессмысленным. За заработок люди были готовы на всё.  "Знаете что? Обеспечьте мне службу на 10 рублей в месяц, и я таки вам буду самым превосходным большевиком… предамся большевизму душой и телом", – откровенничал местный торговец. Однако никто не принимал лавочников на советскую работу, а их детей не пускали в комсомол.

"Особенно круто приходится еврейской молодежи… Торговлю за это последнее время все возненавидели. Торговля не кормит. Мечтают о физическом труде, хотя бы о грубой работе. Но работы нигде не находят Ссорятся с отцами за каждый кусок… Таким образом, вражда поколений имеет экономическую базу… Пустеют синагоги. Дети перестают читать кадиш по умершим родителям… Еврейский молодняк братается и смешивается с русскими"



Впоследствии, в 1930 году, некоторые категории евреев, например участники Гражданской войны, неимущие семьи и сироты погибших во время погромов (еврейских сирот насчитывалось более 200 тысяч человек), а также вся еврейская беднота, не нанимавшая работников, не относившаяся к служителям культа и купцам, получили избирательные права и возможность вступать в колхозы и кооперативы. Эти права также распространились на часть ремесленников и безработных, что сильно убавило остроту проблемы лишенцев среди евреев. Однако в середине 1920-х годов именно статус лишенцев, в сочетании с нищетой и безысходностью местечек, стал одним из наиболее веских факторов для развития еврейского земледелия.


М.И. Калинин


Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин был большим и активным сторонником еврейской земледельческой колонизации, всеми способами поддерживавшим перевод евреев на землю. Создание новых еврейских крестьянских хозяйств полностью отличалось от русского или украинского земледельческого переселения. Русские или украинские крестьяне обладали прежним земельным наделом и имуществом. Перед переездом они продавали дом и инвентарь на старом месте, сдавали старый участок в аренду (они имели право им пользоваться в течение 6 лет после переезда, специально на случай неудачи на новом месте) и имели с собой минимум 700 рублей, не считая лошадей и телег. На новом месте русские и украинские крестьяне на свои средства и на помощь по линии переселения быстро создавали хозяйство, которое за 2-3 года вставало на ноги.




Еврей-крестьянин, СССР, 1920-1930-е

Местечковые евреи же, как правило, таких денег и имущества не имели, не говоря уже о земельном участке. У государства тоже не хватало средств, чтобы обустроить еврейских переселенцев за свой счёт, поэтому тут на помощь пришли традиционные еврейские методы - благотворительные организации и комитеты, как советские, так и зарубежные. В обустройсте евреев на земле советское руководство сразу видное место отвело зарубежным еврейским организациям, с которыми уже был опыт плодотворного сотрудничества.




Евреи в СССР 1920-1930-е годы


29 августа 1924 года постановлением Президиума ЦИК СССР был создан Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся при президиуме Совета национальностей СССР ("Комзет"). Первым его председателем стал П.Г. Смидович. В декабре 1924 года Советское правительство и американская еврейская благотворительная организация "Джойнт" подписали соглашение о создании корпорации "Агро-Джойнт" для устройства советских евреев на земле.


           

Пётр Смидович                                                      Юрий Ларин                                             Семён Диманштейн

17 января 1925 года было учреждено Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ) - общественная организация по содействию "Агро-Джойнту" и "Комзету", которая занималась пропагандой еврейской земледельческой колонизации, собирала средства для устройства евреев на земле и содействовала переселению, а также создавала еврейские сельсоветы. ОЗЕТ имело разветвлённую сеть представительств в СССР и за рубежом. Первым его председателем стал Юрий Ларин, а после него пост занял Семён Диманштейн. В 1926 году членами ОЗЕТа были 60 тысяч человеек, а к 1930 году их стало около 300 тысяч, причём в это общество вступали целыми коллективами. ОЗЕТ сыграл очень важную роль в организации еврейского переселения на землю (через него подавались заявления) и в пропагандистской поддержке всего проекта.




1 -- директор Агро-Джойнта Розен, 2 -- секретарь Агро-Джойнта Хаймэн -- на встрече с еврейскими коммунарами в Крыму


Надо отметить, что в процесс земледельческой колонизации были втянуты не только евреи. В 1925 году при ЦИК СССР был создан Всесоюзный переселенческий комитет, направлявший все потоки крестьян-переселенцев в новые земледельческие районы. Но не было другого такого народа, в отношении которого задавалось столько вопросов тогдашней общественностью, как еврейской, так и нееврейской. Среди них главный вопрос был такой: могут ли евреи работать на земле? Общество привыкло видеть еврея в качестве мелкого лавочника или ремесленника, в качестве врача, но не в качестве крестьянина. Далее, где бы евреям ни отводили землю, всегда возникал вопрос: "А почему им?" и возникало подозрение, что евреям выделяют самую лучшую землю. Помимо самих трудностей еврейской земледельческой колонизации, которые были очень велики в силу того, что еврейские переселенцы в массе своей были совершенно неимущими, предстояло побороться ещё и с антисемитскими стререотипами, бытующими в обществе.




Евреи-крестьяне, СССР, 1920-е годы


Первыми для еврейской земледельческой колонизации были выделены районы в Херсонской области, где существовали созданные ещё в начале ХIХ века старые еврейские земледельческие  колонии. В 1927 году там было 46 тысяч гектаров наделов, проживало и трудилось 18,2 тысячи хозяйств, из которых 15,9 тысяч были еврейскими. Также выделялся участок в 80 км от Кривого Рога в Никопольском районе на 26,1 тысяч гектаров, куда можно было вселить 1774 хозяйства. Крупный участок выделялся также в окрестностях Запорожья.  В 1927-1930 годах в окрестностях Херсона, Кривого Рога и Запорожья были созданы еврейские национальные района: Калининдорфский, Новозлатопольский и Сталиндорфский. В них преобладало еврейское население: 86%, 70% и 73% соответственно. В этих районах сельсоветы вели дела, а школы вели обучение на идише (цифры взяты из книги Д.Н. Верхотурова).




Духовой оркестр еврейской земледельческой коммуны


Наконец, в 1926 году в Крыму было выделено 227 тысяч гектаров для еврейского переселения на оставшихся после межселенного землеустройства земельных излишках. В основном это были земли в степной части Крыма, в восточной части полуострова, недалеко от Евпатории. Земли эти были очень тяжёлыми для освоения и совершенно не имели никакой инфраструктуры. Из всех проектов еврейской земледельческой колонизации именно Крым получил наибольшую известность как в СССР, так и за рубежом.

Источники:
Верхотуров Д.Н. Сталин и евреи;
Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия;
Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев России.

Продолжение здесь


  • 1
раньше на Руси или теперь в России нет еврейского вопроса
есть еврейский ответ
как нет теории заговора, а есть её практика
с момента христианизации покоя Руси нет
непонятные романовы, большевики, троцкисты, хрущёвцы, ельцинисты, белоленточники
вы посмотрите на эти рожи!

Мистер Бурман уклончиво заметил, что в СССР его, как сиониста, больше всего интересует еврейский вопрос.
-- У нас такого вопроса уже нет, - сказал Паламидов.
-- Как же может не быть еврейского вопроса? - удивился Хирам.
-- Нету, Не существует.
Мистер Бурман взволновался. Всю жизнь он писал в своей газете статьи по еврейскому вопросу, и расстаться с этим вопросом ему было бы больно.
-- Но ведь в России есть евреи? - сказал он осторожно.
-- Есть, --ответил Паламидов.
-- Значит, есть и вопрос?
-- Нет. Евреи есть, а вопроса нету.

у меня такое впечатление, что русские в РФ - фантом )))

а хасидизма в ССР не было вообще?

были хасиды в черте осёдлости, они ещё в Польше зародились как вероучение, так же, как и их идейные противники - митнагеды, которые группировались в Литве (Виленский Гаон), но в СССР вообще с религией было непросто, если они где-нибудь и были, то наверняка подпольно

Как Лосев был подпольно посвящен в монахи

Довелось жить на Херсонщине, школу таам заканчивал. Много друзей-приятелей среди евреев было.
Интересно, как вы оцениваети труд соженицына "200 лет вместе", почему он не упомянут? При любом взгляде его нельзя оставить без внимания (хотя бы для понимания самого Солженицыны!)

мои источники использовали его в своих работах, местами (кстати, довольно редко) они на него ссылаются
у меня, честно говоря, к его книгам трудно преодолимое отвращение

"евреи-лишенцы" , бедняжки кустари , задушенные налогами... эмм,а где такую забористую дурь можно взять?:-)

заметьте: евреи были разные, а в 1920-е годы большинство из них жили в нищих местечках и были очень бедными и без всяких перспектив к существованию, гораздо беднее, чем обычные крестьяне

эту забористую дурь можно взять только в нашей с Вами истории, такая уж она была, извините
кстати, ссылку на этот отрывок я привёл в тексте

"В 1920-е годы идиш был одним из официальных языков Белорусской Советской Социалистической Республики. Некоторое время лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был начертан на гербе БССР на идиш, наряду с белорусским, русским и польским языками.
Также являлся одним из государственных языков Украинской Народной Республики в 1917 г." © вики
лень сейчас искать , но бедные евреи , якобы лишённые прав и не принимаемые в советские органы , рулили в некоторых областях Беларуси и украины до 33-го года на столько плотно , что чиновники (те самые советские органы) обязаны были знать идиш . потом эту массовую "евреизацию" прикрыли. так что не всё , что пишут в израиле о "еврейском вопросе в Союзе" - вменяемо.

нет, не логично, поскольку никто ни с кем целенаправленно не боролся, особенно с евреями, их просто пытались приспособить к полезному труду в новом советском государстве, а в НЭПе они по тогдашним законами попали в деклассированные элементы (значительная их часть - около 40%), и это их подстегнуло пойти в земледельцы, а также и в рабочие, ну и в различные служащие, тем более, что многие из них были образованные и просто грамотные, что было в те годы очень востребовано

Очень интересно.

Интересные факты.

А нет ли у вас ссылки на электронную версию Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия, 2015?
Или можете поделиться?

Edited at 2016-07-04 07:55 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account