?

Log in

No account? Create an account

Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Памяти "огненного десанта"
пацак
mikhaelkatz



Майкоп, 24 октября 1942 года. Этот день навсегда вошел в историю и ВДВ, и морской пехоты ВМФ, и отечественных специальных подразделений, в целом. В этот день четыре десятка русских солдат доказали: смерти - нет! Они и шагнули в бессмертие - из двух не слишком предназначенных для десантирования самолетов. Через 40 минут боя немецкий аэродром в Майкопе оказался надолго выведенным из строя и перестал представлять серьёзную угрозу войскам Красной Армии на туапсинском направлении.



Необходимая предыстория

В мае 1942 г. на Северном Кавказе была сформирована 2-я отдельная парашютно-десантная рота ВВС ЧФ общей численностью 160 человек. Ее командиром был назначен капитан М.А. Орлов. Заместителем Орлова стал один из старейших парашютистов СССР, являвшийся до этого начальником парашютно-десантной службы 40-го флотского авиационного полка – капитан А.П. Десятников, который к этому времени имел около 1000 прыжков с парашютом и опыт службы в 3-й авиационной десантной бригаде особого назначения.




2-я парашютно-десантная рота ВВС Черноморского Флота под командованием легендарного М.А. Орлова (в центре). Фото января 1943

С первых дней создания второй по счету флотской парашютно-десантной роты командование Военно-воздушных сил Черноморского флота уделяло большое внимание парашютной и боевой подготовке ее личного состава. Помимо капитана Десятникова, парашютной подготовкой личного состава занимался другой ветеран парашютного спорта СССР – старший лейтенант А.А. Тарутин, имевший за плечами тысячу парашютных прыжков и полученное еще в 1936 г. звание «Мастер парашютного спорта СССР». В роте он получил должность начальника парашютно-десантной службы.

Несмотря на начавшееся летом 1942 г. наступление немецких войск на всем протяжении южного крыла советско-германского фронта и их последующий прорыв на Северный Кавказ, подготовка личного состава роты шла основательно и без спешки. В период с июня по сентябрь 1942 г. моряки-парашютисты сначала тщательно изучили материальную часть различных типов парашютов и произвели наземную отработку элементов парашютного прыжка. Затем последовали учебные вылеты, в ходе которых личный состав роты совершил по 10–12 парашютных прыжков в дневное и ночное время с полной боевой выкладкой.

Что касается боевой выкладки, то, помимо парашютов, на момент десантирования в тыл противника в снаряжение каждого моряка-парашютиста входили: пистолет-пулемет (типа ППШ или ППД), пистолет ТТ, десантный нож, две ручные гранаты, компас, карманный фонарик и сухой паек на двух суток. Кроме того, имелись пулеметчики с ручными пулеметами Дегтярева образца 1927 г. (пулемет ДП), а десантники из диверсионных групп также имели в своем снаряжении универсальный топорик и различные типы взрывных и зажигательных устройств.




Десантирование с бомбардировщика ТБ-3

Поскольку основным транспортным самолетом советской авиации на тот момент был бывший бомбардировщик типа ТБ-3, то при парашютной подготовке десантников основное внимание уделялось специфике десантирования именно с него - через бомболюки и путем выхода на крылья самолета. В ходе боевой и тактической подготовки парашютисты отрабатывали мастерство в сборе в подразделение сразу после приземления (когда воздушный десант наиболее уязвим), совершали марш-броски по незнакомой горно-лесной местности и производили преодоление различных природных и искусственных преград. Кроме того, тщательно отрабатывались действия по уничтожению различных объектов в тылу противника.

Как готовилась Майкопская десантно-диверсионная операция морского парашютного спецназа ЧФ




Майкоп. Дорожный указатель, 1942 год


Первой боевой операцией нового подразделения парашютного спецназа Черноморского флота стал воздушный десант в ночь с 23 на 24 октября 1942 г. на немецкий аэродром близ города Майкопа, с задачей уничтожения на его территории находившихся там самолетов противника, складов ГСМ, авиационных боеприпасов и других объектов материально-технического обеспечения. Основная цель операции – ослабление воздушной поддержки немецких войск, рвавшихся к перевалам Главного Кавказского хребта, поскольку господство немецкой авиации в воздухе было одним из главных преимуществ немецких войск в тогдашних боях на Северном Кавказе.



На Майкопском аэродроме, по данным разведки, находилось 28 истребителей типа Me-109, четыре бомбардировщика типа Ю-88, три транспортных самолета типа Ю-52 и четыре самолета связи, управляемых опытными экипажами.





Messerschmitt Bf.109G Gustav - Хорватия, пилот - лейтенант-полковник, Джал Франьо. . Майкоп, лето 1942


Неоднократные попытки советского командования организовать и осуществить по нему удары с воздуха успеха не имели - из-за его надежной защищенности средствами ПВО. Поэтому и было принято решение уничтожить находившуюся там группировку вражеской авиации силами отряда парашютистов-десантников, выброшенных ночью с транспортных самолетов.

В соответствии с планом данной десантной операции, разработанным штабом ВВС ЧФ и утвержденным Военным советом флота 13 октября 1942 г., из состава отдельной парашютной роты был сформирован специальный десантный отряд из 38 показавших себя наиболее опытными моряков-парашютистов.

Десантный отряд подразделялся на три группы: диверсионную – 20 человек, прикрытия – 15 человек и управления – три человека. Группы прикрытия и диверсионная, в свою очередь, состояли из пятерок. Командовал отрядом участник боев за Севастополь старшина Павел Соловьев. Парашютисты были одеты в комбинезоны и шлемы, имели при себе ранцы, компасы, карманные фонарики, по 12 плиток шоколада, одной пачке печенья, флягу со спиртом, по два индивидуальных пакета с йодом, по пять пачек папирос и по два коробка спичек. Каждый был вооружен пистолетом, автоматом с двумя дисками патронов, кинжалом, пятью ручными гранатами. Сразу после формирования десантного отряда его личный состав почти десять дней совершал ночные и дневные парашютные прыжки на местность, примерно аналогичную той, где ему предстояло действовать в боевой обстановке. В ходе этих прыжков, совершавшихся с транспортных самолетов ПС-84 (гражданская довоенная версия знаменитого Ли-2) и ТБ-3, моряки-парашютисты отрабатывали точность приземления с малых высот (500 м), действия по максимально быстрому сбору после приземления и последующего ведения боя с силами аэродромной охраны и средствами ПВО.




Посадка десанта в самолёт

Операция началась 23 октября 1942 г. Первыми в 21 час 30 минут с аэродрома в окрестностях Сухуми в небо взлетели девять дальних бомбардировщиков ДБ-3 и два скоростных бомбардировщика СБ и взяли курс на Майкоп. Следом - два самолета с десантом на борту. Перед взлетом транспортный Ли-2 принял на борт 15 парашютистов. Тяжелый бомбардировщик ТБ-3, который частенько в годы войны использовали для выброски десанта, нес 22 парашютиста.

В 22 часа 50 минут 23 октября начался воздушный налет на Майкопский аэродром авиагруппы Черноморского флота в составе 11 бомбардировщиков ДБ-3 и СБ и двух легких бомбардировщиков на базе устаревших истребителей типа И-15. Сначала пять ДБ-3 поодиночке бомбили Майкопский аэродром с целью подавить на нем средства противовоздушной и наземной обороны и при этом подожгли немецкий самолет. Затем, в 23 часа 25 минут, два самолета СБ сбросили бомбы на железнодорожную станцию Майкоп. Возникшие там пожары явились хорошим ориентиром для выхода на аэродром самолетов с десантом. С этого же времени до 00 часов 10 минут 24 октября 1942 г. два легких бомбардировщика типа И-15 произвели 18 атак по прожекторам на аэродроме Майкоп. Из восьми прожекторов им удалось уничтожить три и два погасить.

Однако эта предварительная бомбардировка аэродрома вместо помощи десанту резко осложнила процесс его высадки, авиаудары по аэродрому хотя и нанесли некоторый ущерб системе его ПВО, однако не подавили ее. В результате готовые к бою немецкие зенитчики встретили приближавшиеся к аэродрому транспортные самолеты с десантом ожесточенным и прицельным огнем.

Огненный десант

В 23 часа 30 минут с высоты 500 м при сильном зенитном огне противника начал высадку парашютистов самолет ПС-84, ведомый капитаном Малиновским. С самолета выбросилось 15 десантников из 18 находившихся на борту. Если летевшему первым ПС -84 удалось в целом успешно произвести высадку десанта и затем вернуться на базу, то следовавший за ним с интервалом в две минуты огромный четырехмоторный тихоходный ТБ-3 был подожжен зенитным огнем. В результате уцелевшим после зенитного обстрела 16 десантникам пришлось прыгать из горящей машины под огненными струями бензина, хлеставшими из пробитых осколками баков горящего бомбардировщика. Вместе с ними полыхающий ТБ-3 покинул и капитан А.П. Десятников - изначально на борту самолета он отвечал за выброску личного состава. У Десятникова уже начинал гореть меховой воротник летной куртки, но он прыгнул только после того, когда последний десантник оставил горящий самолёт.


                        

Штурман сгоревшего ТБ-3,                                                           Техник самолета, старший лейтенант А.Г. Гогин,
старший лейтенант С.А. Косолапов                                         сгорел заживо в небе над майкопским аэродромом


Корабль, между тем, медленно разрушаясь, горел, но продолжал лететь. Связь между членами экипажа прекратилась. В кабине летчиков бушевало пламя. На капитане Гаврилове, командире ТБ-3, горели кожанка, шлем, были обожжены руки. Уже теряя сознание, он, собрав последние силы, он вывалился за борт. Обожженными руками он потянул за кольцо парашюта и через мгновение повис на его лямках. Гаврилову удалось спастись чудом. Но, присоединившись на земле к десантникам, он героически сражался в их рядах.



Морской летчик, герой Майкопского десанта, капитан С.П. Гаврилов


В завязавшемся ночном бою на аэродромном поле группа прикрытия под командованием младшего сержанта Г.Ф. Чмыги сумела отвлечь на себя основные силы аэродромной охраны, огнем пулеметов и автоматов умело отсекая ее от стоянок самолетов. Это позволило диверсионной группе, разделившись на ударные звенья по 5–7 человек в каждом, начать забрасывать немецкие самолеты гранатами, закладывать термитные заряды в самолеты через пробитые топориками отверстия в фюзеляже или крыльях. Наиболее успешно действовала группа из семи человек, руководимая старшиной Соловьевым. Она уничтожила две пулеметные точки, около десятка гитлеровцев и подожгла два Me-109. Вскоре аэродром покрылся очагами пожаров, а в небо стали взлетать горящие обломки самолетов. Поднявшуюся дымовую завесу не могли пробить даже уцелевшие прожекторы, которые постоянно освещали летное поле.




Разгромленный аэродром гитлеровских люфтваффе

Вся операция заняла около 40 минут. По оценке произведенной утром аэрофотосъемки, десантники полностью уничтожили 13 и серьезно повредили 10 самолетов противника из 54 находившихся на аэродроме. Также было убито от 40 до 60 солдат аэродромной охраны.



В 00 часов 10 минут 24 октября 1942 г. в ночное небо взвились две зеленые ракеты. Это был условный сигнал командира десантного отряда на отход. Десантники отдельными мелкими группами и поодиночке стали прорываться в горы - в намеченный район встречи с партизанами. Последней покидала аэродром группа прикрытия.




Десантник, старший краснофлотец А. Терещук, навсегда остался в небе над Майкопом

Ситуация осложнялась тем, что погибли два партизана-проводника, летевшие вместе с группой десантников на сбитом ТБ-3. К тому же, к аэродрому прибыли немецкие мотоциклисты с собаками и несколько автомашин с пехотой. Тем не менее, уцелевшие десантники успешно покинули территорию аэродрома. Вскоре, объединившись в две группы, они начали движение к условленной точке встречи с одним из партизанских отрядов. Двигались главным образом в ночное время. Несмотря на все меры предосторожности, в ходе этого 9-дневного перехода нередко приходилось вступать в бой с преследователями. В результате этих столкновений было уничтожено 23 немецких солдат и 12 предателей из созданных немцами казачьих формирований. Кроме того, на пути следования парашютисты повредили десять линий проводной связи противника. Большую помощь десантникам оказывали местные жители, которые снабжали их продуктами и указывали наиболее безопасное направление движения. На девятые сутки скитаний по горам и лесам в район Хамышки, где размещался майкопский партизанский отряд «Народные мстители», прибыла первая группа парашютистов в количестве 12 человек. Через 22 дня, проявив исключительное мужество, выдержку и выносливость, в Хамышки добрались еще 9 парашютистов. Последним пробился в одиночку в партизанский лагерь младший сержант И.М. Касьянов.



Оставшиеся в живых участники огненного Майкопского десанта. В центре - легендарный капитан А.П. Десятников


Всего из 37 десантников вернулись с задания 24 человека. Удалось вернуться и не входившим в состав десанта уже упомянутым капитану Десятникову и летчику, капитану Гаврилову. Эвакуация десантников из расположения партизанского отряда была произведена в середине декабря 1942 г. несколькими рейсами самолетов типа У-2.




Старшина 1-й статьи В.Е. Гурин. Герой "огненного десанта", он победил и остался в живых


Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Ф.С. Октябрьский высоко оценил боевые действия десантников. В своем приказе № 0704 от 19 ноября 1942 г., подводя итоги парашютно-десантной операции, он поставил смелость, отвагу и дерзость ее участников в пример всему личному составу флота. Согласно этому приказу, 22 десантника были награждены орденом Красного Знамени, еще двое – орденом Отечественной войны I степени.




Сегодня в Майкопе находится братская могила 13 моряков-черноморцев, 7 членов экипажа самолёта и 2
партизан-проводников, погибших в ту октябрьскую ночь 1942 года. На мраморной плите выбиты их имена.

Экипаж самолета:
1.Косолапов С.А., старший лейтенант
2.Сухих Ф.А., старший лейтенант
3.Гонтарев А.Т., старший лейтенант
4.Гогин А.Г., старший лейтенант
5.Глухов М.Т., сержант
6.Роменский П.Т., старший сержант
7.Кокуров А.К., младший сержант

Десантники:
1.Бережной. В.Г., сержант
2.Кравченко Ф.Ф., сержант
3.Малышкин А.П., старший краснофлотец
4.Мальцев М.Н., младший сержант
5.Нащекин А.И., старший краснофлотец
6.Нестеров Н.З., старший краснофлотец
7.Перепелица В.А., старший краснофлотец
8.Пасюк А.Г., сержант
9.Скибенко П.Ф., старший сержант
10.Савин С.С., младший сержант
11.Терещюк А.А., старший краснофлотец
12.Тишпко В.П., сержант
13.Щербаков А.М., сержант

Проводники:
1.Суханов Г.И.
2.Терещенко В.А.
СО СВЯТЫМИ УПОКОЙ, ГОСПОДИ, ДУШИ УСОПШИХ ВОИНОВ ТВОИХ...
______________
По материалам:
1. Ардашев А.Н. "Боевая подготовка ВДВ. Универсальный солдат". М., "Эксмо", 2014.
2. Сиджах Х. И. "Десант на Майкопский аэродром (к 70-летию подвига моряков-черноморцев)". Майкоп, 2012.
3. www.morpeh.ru

Группа ВК "Солдатский храм"





promo mikhaelkatz june 16, 2015 02:21 41
Buy for 100 tokens
Этот стих пробрал меня до суставов и костей, потому что он совершенно точно про меня. Это я - от и до. Я ватник, я потомственный совок. Я в СССР рождён во время оно. Я чёрный хлеб. Я кирзовый сапог. Я воинской присяги звонкий слог И красные победные знамёна. Я не был на войне, но ту войну Я…

  • 1
Люди из стали.

Обожаю этот самолёт.

Но люблю ЛаГГ-3-34. Откуда я знаю почему?

  • 1