Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Театральное искусство в блокадном Ленинграде
пацак
mikhaelkatz


Объявление о начале войны 22 июня 1941 года в одночасье перевернуло жизнь всего города, как и всей страны. Ленинград перешел на военное положение. Тысячи людей встали на защиту города, стараясь превратить его в неприступную крепость. Не осталась в стороне и артистическая братия. Более 800 человек – музыканты, актеры, художники, режиссеры, преподаватели и студенты творческих вузов – записываются в ряды народного ополчения. Срочно формируются актерские бригады, которые выступают на мобилизационных пунктах. Многие отправляются рыть противотанковые рвы под Лугой, Гатчиной, Стрельной.



Известный актер Николай Константинович Черкасов, воплотивший на экране образы Александра Невского и Ивана Грозного, с первых дней войны принимал активное участие в формировании труппы театра народного ополчения. Он же и возглавил его. Труппа жила в ДК им. Первой пятилетки и была разбита на отделения. Всем выдали короткие канадские винтовки. Распорядок дня – казарменный: побудка в 6 утра, заправка коек, зарядка, умывание. После – военные занятия: строевая подготовка, стрелковое дело, изучение уставов и политчас. Актеры давали торжественную присягу. Подобная подготовка была необходима, ведь эти артисты должны были выступать на фронтах. «Театр неоднократно попадал на наиболее трудные и опасные участки и полностью разделял боевую жизнь и судьбу своих зрителей, – вспоминал позднее драматург А.П. Бурлаченко. – …Военная жизнь закалила актеров – они стали солдатами и умели не только играть, но и воевать за Родину».
Встреча Н.К. Черкасова с краснофлотцами. . Ленинград. 1942




Шостакович в пожарной каске в блокадном Ленинграде, 1941

«Весь театр мобилизован на работу, имеющую непосредственное отношение к обороне города. В ловких руках балерины Г.С. Улановой и певца Г.М. Нэллеппа нитка за ниткой плетутся сети и покрываются кустиками мочалы, окрашенной в зеленый и бурый цвета. Несколько часов – и вот уже готовы первые маскировочные газоны, которые должны закрыть здания и военные объекты. Они сделаны при участии мастеров театра Е.В. Вольф-Израэль и П.М. Журавленко», – писала в своих воспоминаниях Мариэтта Франгопуло, артистка балета, педагог и балетовед, служившая в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова (совр. Мариинский театр).





Во время блокады Ленинграда здание Мариинского театра было сильно повреждено

Актеры БДТ им. Горького Тамара Зеньковская и Сергей Рябинкин вспоминали: «Проводив часть товарищей в народное ополчение, оставшиеся работники театра, вместе со всеми ленинградцами, включились в работу по сооружению оборонительных рубежей. С утра собирались актеры во дворе театра и, разбитые на взводы и отделения, занимались изучением военного дела, бригады трудармейцев разъезжались по заданным маршрутам, а оставшиеся актеры спешно готовили новый репертуар, необходимый для сегодняшнего дня».




Всеобщее военное обучение (Всевобуч) жителей на площади у Александринского театра...

Вспоминает Николай Горяинов, режиссер Малого оперного театра: «Театру было также поручено провести работы по маскировке важных объектов – артисты хора, балета, солисты оперы оставались после спектакля и до утра сшивали длинные холсты, которые затем расписывались художниками… Художники и плотники превращали прибывающие из воинских подразделений грузовики в агитмашины театра… Группа балерин, под руководством солистки оперы В. Петровой, бережно укладывала подарки мобилизованным в армию работникам театра. Их было много: только за первые месяцы войны на фронты Отечественной войны ушло 158 человек».


Что играть?

В первые дни войны многим представлялось, что она закончится за несколько месяцев, а представить себе, что город в течение 900 дней будет осажден, не мог никто. Однако об актуальности репертуара задумались сразу. И если программа актерских бригад была составлена на скорую руку – стихи, фельетоны, песни, рассказы на военную тему, то театрам пришлось срочно искать подходящие пьесы и репетировать. Необходимо было как можно быстрее перестроить ритм театров на военный лад, нужны были боевые, поднимающие патриотический дух спектакли.





Жители блокадного Ленинграда выходят после спектакля а Академическом Театре драмы

Самым оперативным оказался Ленинградский филиал Центрального театра кукол под управлением Сергея Образцова. Уже в июле они создали фронтовую программу антифашистской сатиры «Урок истории» и «Арийцы в зоосаде». Что касается городских театров, они срочно вводили в репертуар пьесы о великих воинах и полководцах, Александре Невском, Суворове, Кутузове и героях времен Гражданской войны, таких как Чапаев.


Кукольный театр блокадного Ленинграда


Многие театры ставят пьесу «Давным-давно» про девушку, которая переоделась в гусарскую форму и сбежала на фронт, вновь звучит опера «Иван Сусанин», делается инсценировка по роману Льва Толстого «Война и мир».

На совещании в Театре комедии обсуждался вопрос, нужен ли, да и позволителен ли смех в такие времена? Может быть, изменить любимому жанру хотя бы на время? Но было принято решение, что смех нужен, даже необходим, – это еще одно оружие в борьбе с врагом. И в августе театр выпускает спектакль «Под липами Берлина» – злободневную сатирическую пьесу о Гитлере и его министрах.






А как быть Ленинградскому ТЮЗу – старейшему детскому театру в стране? Режиссер Леонид Макарьев навсегда запомнил тогдашнее выступление руководителя коллектива Александра Брянцева, чье имя сегодня носит театр: «Наш юный зритель в суровые дни войны обречен на тяжкие переживания, которые он сам еще не сознает и которые неизбежно омрачат его детство. Именно сейчас мы, как никогда, призваны сохранить чистоту детства и внести в него мужественную волю, сохранить радость детства и пропитать его верой в светлое будущее, сохранить пытливость детства и открыть перед ним мир подлинного героизма…» И ТЮЗ продолжил ставить детские пьесы, делая упор на те, что в иносказательной форме раскрывали тему героизма и благородства.


Страшные 900 дней

«Немцы ждали, ленинградцы растеряются,
От бомбежек и обстрелов измотаются.
Но увидя в дни осады
Дух и стойкость Ленинграда,
За себя уже фашисты опасаются».

Куплеты из репертуара Фронтового цирка

Бомбежки участились. Ленинград превратился в город-фронт. Несмотря на массовую эвакуацию в городе оставались артисты, писатели и поэты, композиторы – на их плечи легла ответственность за моральный дух ленинградцев. Вся страна жила тем, что происходило в осажденном городе. Выжить, не пасть духом и отстоять Ленинград – было общей задачей.




Артисты Театра оперы и балета им. С.М. Кирова на заготовке дров


Удивительно, но даже в такое тяжелое время культурная жизнь в городе продолжалась. Несмотря на массовую эвакуацию, в городе еще оставались Театр Ленинского комсомола, Ленсовета, ТЮЗ, Театр комедии, которые были эвакуированы позже. А Театр музыкальной комедии и оркестр Радиокомитета всю блокаду находились в Ленинграде. И все эти коллективы работали, показывали спектакли, которые прерывались бомбежками по нескольку раз, ездили с выступлениями в армию, а главное, вопреки голоду и холоду, находили эмоции, чтобы работать.

На долю Ленинградского театра музыкальной комедии выпала серьезная миссия в период Великой Отечественной войны. Именно оперетта, самый веселый и легкий жанр, была рядом со зрителями блокадного Ленинграда.



Продажа билетов с рук в Театр музыкальной комедии в блокадном Ленинграде

Многие актеры труппы переехали жить в здание театра. Причины были разные: у кого-то разбомбили дом, кто-то жил очень далеко, а ходить приходилось пешком, ведь транспорт в городе не работал, со временем, когда наступили морозы и голод, это экономило силы для работы. Ежедневные бомбежки города, а немцы были очень пунктуальны в этом смысле, приучили всех жителей подстраиваться под этот чудовищный график. Спектакли перенесли с вечернего времени на дневное, и все равно они по нескольку раз прерывались воздушной тревогой. Зрители организованно спускались в бомбоубежище, артисты, как были, в сценических костюмах, поднимались на крышу тушить зажигательные бомбы, чтобы не допустить пожара.

Певцы и балерины – наверное, самая нежная публика из всей актерской братии – находили в себе силы и мужество не бросать публику. А залы почти всегда были полны. Раиса Беньяш, театровед, описывала быт Музкомедии того времени: «Двойная ответственность – за себя и за зал, – если и была вдвойне тяжкой, в то время рождала какую-то особую решимость и находчивость. А.А. Орлов (Александр Орлов, тенор) однажды был засыпан во время обвала; он долго лежал в больнице и вышел оттуда травматизированным. При первом сигнале тревоги его охватывал ужас. И он же на сцене однажды, когда началась очередная бомбежка, спокойно произнеся текст своей роли… сказал, обращаясь к публике: «Граждане, не торопитесь! Это только стекла, обыкновенные стекла».




Концерт артистов Ленинградского театра музыкальной комедии для раненых бойцов

Однажды в соседнее с театром здание упала бомба, актеры срочно отправились помогать санитарной дружине выносить раненых. И тут бригадира санитаров, балерину театра Нину Пельцер, обуял страх, и она вдруг встала и отказалась идти в горящее здание. Дальше вот что пишет Раиса Беньяш: «В эти минуты в фойе внесли первую жертву – ребенка, девочку с короткими косичками и голубым бантом, забрызганным кровью. Пельцер схватила ребенка, уложила его на диван, осмотрела ушиб, прикрыла своим пальто и бросилась к горящему дому. И дальше вместе со всеми она носила раненых, накладывала повязки, успокаивала плачущих малышей и не замечала, что где-то совсем близко рвутся снаряды и что не только халат, но и платье под ним стали липкими от крови».




Сцена из героической комедии "Раскинулось море широко" Ленинградского театра музыкальной комедии. Премьера этого спектакля - о моряках Балтийского флота и быте в осажденном городе - состоялась 7 ноября 1942 года и имела оглушительный успех. После снятия блокады спектакль показывали в Москве, Ташкенте, Оренбурге, Киеве

И все же веселая оперетта позволяла людям хоть на короткое время забыть о тяготах блокадного города. Да и бойцам на фронте необходимо было знать, что город живет, что в нем идут спектакли. Балерина театра Нина Пельцер однажды получила такое письмо: «Вчера я был в Ленинграде, был в вашем театре и видел вас. Теперь я спокоен. Когда на передовой немцы пустили слух, что Ленинград пал, мы не верили, но мы очень волновались. И вот раз приехал к нам один лейтенант и говорит: «Я в среду видел Пельцер…» Пельцер танцует? А теперь сам увидел, что вы танцуете. Не быть Ленинграду побежденным; об этом уж мы позаботимся».




Артисты Н.В. Пельцер (слева) и А.Г. Комков в сцене из спектакля "Раскинулось море широко"

А жизнь в городе становилась все тяжелее. Норма выдачи хлеба с 20 ноября по 25 декабря 1941 года составляла рабочим – 250 граммов; служащим и членам их семей – 125 граммов. Театр терял коллег. Некоторые умирали прямо на сцене во время репетиций. Отощавшие, синие от холода и голода балерины поддевали теплые рейтузы под трико: так теплее и ноги казались полнее. Здание не отапливалось. На сцене было холодно. Чтобы согреться, за кулисами артисты сидели в тулупах поверх балетных пачек и фраков. Когда русскому хору выдали их сафьяновые сапоги для выступления, они все оказались малы – ноги певцов распухли. Дистрофия изматывала людей, каждое движение требовало усилий, а ведь театр – это процесс: поставить декорации, свет, принести бутафорию, нанести грим… Такие же люди-тени в зале смотрели спектакль в верхней одежде, аплодисментов не было слышно – сил хлопать артистам у зрителей уже не было. Тощие и измотанные артисты и публика были нужны друг другу.




Актриса Театра музыкальной комедии З.Д. Габриэльянц перед выходом на сцену

Вот еще одно яркое воспоминание Раисы Беньяш: «Цветов уже не было. На сцену бросали перевязанные ветки хвои. Пельцер получила корзину, составленную из зеленых веточек ели и сосны. Когда корзину подали на сцену, Комков взял ее, чтобы передать партнерше, но тотчас опустил на пол. Один актер хотел помочь ему, но отказался от своего намерения. Корзина была невероятно тяжелой. Когда в антракте ее совместными усилиями принесли за кулисы, выяснилось, что под зелеными ветками лежат картофель, брюква, морковь и даже головка капусты». Так жители города решили подкормить актеров: ведь если бы умерла театральная жизнь, умер бы весь город…

Когда в декабре в театре отключили электричество, актеры стали ездить с концертами в Красную армию. За 7 дней на Ладоге они дали 32 концерта. Январь и февраль 1942 года – самый страшный период блокады, это месяцы массовой смертности. Жизнь в городе замерла, и только Музкомедия еще работала. В марте, когда дали электричество, театр тут же возобновил спектакли.




Концерт фронтовой бригады Театра оперы и балета им. С.М. Кирова. 1942


Рождение нового театра – в блокадном городе!

Городской театр (современный Санкт-Петербургский академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской) открылся 18 октября 1942 года. Театры рождаются по-разному, этот родился из пьесы Константина Симонова «Русские люди», которая была напечатана в газете «Правда». Драма о трудностях войны – первый художественный отклик писателя на происходящие события. Пьеса сразу имела большой успех. Ее ставили на всех подмостках страны, зачитывали по радио, а Городской театр начал с нее свой первый блокадный сезон.




Городской театр. Сцена из спектакля "Русские люди"

Откуда же взялась в осажденном городе новая труппа? Зимой 1941–1942 годов в городе, за исключением театра Музкомедии, агитвзвода (бывший театр народного ополчения) и театра Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), других не было. В его труппу вошли артисты Радиокомитета, Театра драмы им. Пушкина, Нового ТЮЗа и агитвзвода, жившие в городе.
Весь репертуар театра был посвящен войне, он укреплял в человеке силу духа, помогал выжить. Жители прозвали его блокадным. Вот расписание первого сезона Городского театра:




18 октября 1942 года – К. Симонов «Русские люди»
5 ноября 1942 года – А. Корнейчук «Фронт»
31 января 1943 года – Л. Леонов «Нашествие»
11 апреля 1943 года – К. Симонов «Жди меня»




Выступление артистов Городского театра на фронте

Спектакли не прерывались даже во время обстрелов: публика уже настолько привыкла к бомбежкам, что отказывалась спускаться в бомбоубежище. Да и сил на лишние передвижения не было. А когда в театре погас свет, зрители из зала подсвечивали сцену ручными фонариками, которые всегда носили с собой, ведь в городе было темно.



Продажа билетов на Седьмую симфонию Шостаковича в блокадном Ленинграде, 1942




Исполнение Седьмой (Ленинградская) симфонии Дмитрия Шостаковича в осажденном городе. 1942

9 августа 1942 года состоялась премьера Седьмой симфонии. В Белоколонном зале Филармонии яблоку негде было упасть. Карла Элиасберга встретили овацией. Дирижер поднял палочку, и в зал ворвались неслыханные ранее звуки. Когда оркестр отзвучал, зал вскочил в едином порыве и долго аплодировал стоя. Было видно, что у людей по щекам текут слезы… А Карл Ильич удивлялся, почему немцы сегодня не стреляли? Немцы как раз стреляли, точнее, пытались расстрелять Филармонию. Но за час до концерта 14-й артиллерийский полк обрушил на вражеские батареи шквал огня, подарив, таким образом, дирижеру и слушателям 70 минут тишины. До снятия блокады оставалось еще много дней…




Январь 1944г. Артисты Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова перед началом спектакля читают передовицу газеты "Правда". Перед началом оперы "Иван Сусанин". После снятия блокады


Группа ВК "Солдатский храм"



promo mikhaelkatz june 16, 2015 02:21 41
Buy for 100 tokens
Этот стих пробрал меня до суставов и костей, потому что он совершенно точно про меня. Это я - от и до. Я ватник, я потомственный совок. Я в СССР рождён во время оно. Я чёрный хлеб. Я кирзовый сапог. Я воинской присяги звонкий слог И красные победные знамёна. Я не был на войне, но ту войну Я…

  • 1
Спасибо! Про филармонию знала, но что всю блокаду работали балет и оперетта обычно нигде не упоминают. Невероятной силы люди.

город жил и боролся

Очень интересная статья. Вот что значит интеллигенция с народом и для народа.

Здорово.
А то некоторые стараются написать о том, как негодяи правители ни разу не ездили на передовую (мегафронтовик Д.Гранин) и еще про людоедство наплетут с трикороба

Насчет Гранина не понял. Что не так?

Гранин в какой-то из своих книжек ("Мой лейтенант" вроде) сильно сокрушался, в частности, по поводу того, что правители Ленинграда, мол, ни разу не были на передовой, хотя до неё, до передовой то есть, рукой было подать, садись, мол, на попутный грузовик и езжай, воюй, мол, сколько хочешь.
А это на самом деле типичная подмена. Ибо руководитель, который с головой лезет на передовую, - это преступник. Преступник тем бОльший, чем выше ранг руководителя. Гранин в этом месте как раз на высшее звено руководства бочку накатывает, как будто этой подмены не понимает.
Много еще есть подобных "откровений фронтовика", но это, во-первых, надо подробно читать, чтобы разбирать (написано-то много). Во-вторых, спорить трудно еще и потому, что автор - задокументированный фронтовик, звезд не хватал, но войну таки прошёл, это факт. Тем мерзче на деле оказываются такие вот стенания.
Гранин - далеко не единственный пример ноющего "бывалого". Подобных Гранину жизнь_повидавших_авторов - великое множество. Последний нобелевский лауреат - свежий тому пример. И неважно, что на войне не была, чтобы на войну тонко и художественно какать - это ж неважно, на чьей стороне кто изначально вскормился-вырос, важно на чью сторону тот в итоге душой перебежал.

Edited at 2015-10-27 06:34 am (UTC)

Читал "Мой лейтенант". И, честно говоря, в данном вопросе с Граниным согласен. Есть ситуации, когда само присутствие руководителя на месте ЧП, военных действий и пр. воодушевляет и дисциплинирует. Если, конечно, этот руководитель не дурак и не влезает в частности. И, напротив, отсутствие руководства справедливо воспринимается подчинёнными как трусость, желание свалить ответственность на подчиненных. При этом не обязательно бежать впереди с наганом или собственным задом затыкать пробоины в плотине Саяно-Шушенской ГЭС.

Дык это кому как, дело вкуса, в общем-то.
Кому-то кажется, что командиру неплохо бы на передовой появиться и воодушевить.
А есть такие солдаты, которые наоборот, командира стараются удержать от вырывания вперед с наганом.
Я как бы сам немножко в теме, потому и "вкус" проявляю.
Когда, к другому примеру, тот же Гранин описывает как он во время бомбёжки начинает вдруг истово молиться (хотя до того никак в Бога не верил), я его тоже хорошо понимаю, с одной стороны, и, с этой же стороны, с ним даже согласен. А кто ж спорит-то?
"Кто говорит что на войне не страшно - тот ничего не знает о войне"(с) - это правило никто не отменял. НО.
Но это его смакование собственного страха, это оправдание собственного страха, это вот оживотнивание и выпячивание его (животного страха) наверх, выше других человеческих качеств, это есть, как мне кажется, не иначе как обычный зоологический индивидуализм. Который по сути есть антигероизм, или убийца самопожертвования, убийца высокого Смысла в пользу низкого, своего, такого мелочного и подленького, такого мучительно родного и в то же время столь мучительно постыдного.
В заглавном посте как раз о чём-то таком, что различным граниным противоположно, чуждо и непонятно.
Эти гранины вряд ли когда-либо поймут и примут вот это вот: "и когда рядом рухнет израненный друг... и тогда ты без кожи останешься вдруг, оттого что убили его, не тебя".
То есть я их (граниных) хорошо понимаю, и даже в какой-то мере принимаю.
А вот они меня поймут едва ли, ибо заведомо осуждают тех, кто терпел и выносил, по их мнению, меньше.

Edited at 2015-10-27 04:39 pm (UTC)

Вы ищите противоречия между воевавшим Граниным и невоевавшим Высоцким. И, естественно, находите их в пользу последнего. Попробуйте сравнить Гранина с фронтовиками Астафьевым, Быковым, Некрасовым и пр., и Вы увидите у них то же видение войны - не только героизм, но страх, грязь, подлость. И то, что Гранин об этом говорит, делает честь его мужеству, как мне кажется. Да, и высокий Смысл у Гранина не страдает, он лишь оттеняется страхом главного героя. Это же все-таки художественное произведение, отражающее, а не описывающее жизнь. Хотя и жизнь есть сочетание высокого и низкого, просто у каждого в разных пропорциях.

много читал о блокадном Ленинграде.
Восхищен мужеством людей.

удивлен,что 7 симфония была сыграна в Ленинграде впервые, я думал,что только после войны.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account