Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Еврейский вопрос в России и СССР. Часть I
пацак
mikhaelkatz


Еврейская тема в нашей стране всегда была очень политизирована, в ней сформировались противоборствующие лагери, выработавшие свои взгляды и подходы, среди которых можно выделить два основных.





В первом, условно  "антиеврейском" лагере, евреи определяются как общность, безусловно чужеродная и враждебная России. Это очень широкая палитра взглядов от простой констатации сказанного, до настойчивых поисков и разоблачения "еврейского заговора", а далее вплоть до откровенно черносотенной пропаганды, от которой остаётся менее полушага до призывов к погромам. Из этого лагеря постоянно делаются недвусмысленные намёки на то, что евреям лучше бы целиком и полностью, раз и навсегда покинуть Россию, если не добровольно, то принудительно.





Во втором, условно "произраильском" лагере, евреи также определаются как общность, чужеродная в России и всегда мечтающая вырваться "из плена" и вернуться на "Землю обетованную", то есть в Израиль. С этой точки зрения история российских (советских) евреев представляется как сплошная цепь гонений и преследований, противостояния "антисемитской" власти и обществу. Эта история обычно заканчивается счастливо - алией и воссоединением с Израилем.





Интересно то, что эти диаметрально противоположные позиции сходятся в главном тезисе - определении евреев как чужеродной и враждебной России общности, весь смысл существования которой состоит в том, чтобы эту самую Россию навсегда покинуть. Все разногласия сводятся только к тому, каким именно образом это произойдёт: добровольной алией или принудительным изгнанием.





Есть насущная необходимость рассмотреть совершенно другой тезис: отношения российского (советского) еврейства и Советской власти вовсе не сводились к враждебности, определяющим фактором было наоборот тесное и плодотворное сотрудничество, вхождение советских евреев в братство трудящихся Советского Союза, огромный вклад евреев в победу в Великой Отечественной войне. Советский Союз как раз успешно разрешил еврейский вопрос в самом позитивном виде, задолго до образования Израиля. Необходимо рассмотреть, что именно Советская власть собиралась сделать для евреев, какие цели ставились и как они были достигнуты. Советское еврейство претерпело удивительные трансформации, обратившись из национального и религиозного меньшинства, чьи права и возможности были сильно ограничены и болезненно ущемлены, в неотъемлемую часть общества, причём часть, сыгравшую важную историческую роль. Невозможно обойти и вопрос антисемитизма, оказавшего сильное влияние на общество, и пустившего глубокие корни в общественном мышлении, тем более, что Советская власть всегда вела жестокую борьбу с антисемитизом. И ещё очень важно учитывать, что советская политика в отношении евреев всегда имела международный аспект, поскольку многочисленная еврейская община жила за рубежом, связи между советскими и зарубежными евреями не прерывались.





В общем, история российского (советского) еврейства получается далеко не линейной, её нельзя свести ни к "еврейскому заговору", ни к стремлению евреев к репатриации в Израиль. Реальность неизменно оказывается сложнее и многограннее любых идеологических конструкций. Это была целая эпоха масштабных социальных трансформаций, преобразовавших сам облик еврейского народа.








В Российскую империю евреи попали совершенно особым порядком. Если большинство других инородцев и иноверцев, например, многочисленные народы Сибири, вошли в Россию на основании вассалитета от московского государя, союзных договоров или прошений о приёме в подданство, во главе со своими правителями и вместе с территорией, то евреи оказались в составе России во время разделов Речи Посполитой во второй половине XVIII в., как жители территории, отошедшей под власть российской короны. В 1772 году императрица Екатерина II сохранила за евреями все их права и свободы, которыми они пользовались в Польше. Очевидно, это и стало отправной точкой в формировании враждебного отношения к евреям, определения их как чужеродного элемента, хотя их не раз пытались уравнять в положении и включить в то или иное сословие. Послабления при императорах Александре I и Александре II чередовались с ужесточениями при Николае I и Александре III.





При этом Россия стала самой еврейской страной в мире. В 1880 году в Российской империи проживало 4,5 млн. евреев, или 67% мирового еврейства (данные Ю.Ларина). Остальные евреи сравнительно немногочисленными общинами были рассеяны по разным странам, как в Европе, так и в Азии, и нигде не составляли такой большой и плотной массы, как в российской черте осёдлости. Евреи, как народ, формировались в огромной степени именно в России и под влиянием специфической политики в их отношении.





После убийства императора Александра II для евреев были введены многочисленные запреты и ограничения. В 1882 году евреям было запрещено селиться вне городов и местечек, приобретать землю, причём эта мера была введена для предотвращения погромов. Правда, в качестве антипогромного средства ограничения прав евреев оказалось совершенно неэффективным и даже более того, в известной степени содействовали расширению и распространению погромов в последующее время. До введения этих жёстких ущемлений прав основная масса евреев проживала в местечках и сельской местности, 29% - в средних городах и только 5% еврейского населения проживало в крупных городах (данные Ю.Ларина). Небольшие местечки, немногочисленные общины, объединяемые синагогой с хедером под управлением кагала и раввинов, занятие мелкой торговлей и мелким ремеслом, обслуживающим окрестных крестьян, - так можно обрисовать образ жизни основной массы евреев в эту пору.





После категорического запрещения на поселение в деревнях еврейское население стало перетекать в местечки, которые и без того были нищими и перенаселёнными. К концу XIX в. лишь 6% российского еврейства проживало вне черты осёдлости, а в Европейской России и того меньше - 4% (чуть более 211 тыс. человек). Для прокормления многочисленных торговцев и ремесленников в местечках не было достаточно широкого рынка. К тому же на пятки мелкой еврейской торговли и ремесла наступала развивающаяся российская промышленность. Из развития капитализма в России сумели извлечь пользу, пожалуй, только наиболее богатые евреи, которые взяли в свои руки хлебную торговлю, проникали в торговлю лесом, производство сахара, в текстильную промышленность и банковское дело.





Уже к концу XIX века местечки были переполнены разорившимися и скатившимися в нищету людьми. Лишённые достаточного заработка, не имеющие земли, чтобы самим вырастить себе урожай для пропитания, еврейские массы в местечках обрекались в буквальном смысле на голодную смерть. Огород и поле были мечтой еврейской бедноты.





Облик и основные черты еврейства того времени, которые нашли отражение в литературе и которые потом всячески раздували антисемиты, выковались именно в местечках черты осёдлости. Тщедушность и слабосильность - последствия хронического недоедания, особенно в детстве. Хитрость и изворотливость - следствия крайне скудных источников заработка и средств пропитания. Приходилось ловить любую возможность, изобретать, чтобы заработать. Трудолюбие - следствие того, что евреям никто ничего не гарантировал.





Тяга к образованию - следствие того, что единственная форточка для выхода из черты осёдлости с её гнетущей атмосферой, была в высшем образовании. Иудаизм также требовал от своих последователей грамотности, умения читать Тору и Талмуд. Наконец, солидарность - следствие понимания того, что выжить в явно недружелюбном окружении можно только сообща, да и у каждого еврея, который чего-то добился и достиг, легко набиралось с десяток голодных и нищих родственников, которым надо было помочь. В свете повальной бедности в местечках, подобная родственная помощь принимала значительные масштабы и скоро сделалсь национальным обычаем.





Выходов у еврейской бедноты было только два. Первый из них состоял в том, чтобы всеми правдами и неправдами выехать и поселиться в большом городе, где было гораздо больше возможностей для заработка. Ю.Ларин в 1929 году писал, что в крупных городах с населением свыше 100 тысяч человек проживало 32% всех евреев в мире, в средних городах - 40% и только 28% в местечках и деревнях. За полвека евреи превратились из преимущественно сельской нации в городскую, 72% численности которой перебралось в города.





Второй выход состоял в эмиграции, то есть в выезде за пределы Российской империи. Еврейская эмиграция приняла столь большие масштабы, что за те же самые полвека Россия утратила статус самой еврейской страны в мире. В 1930 году в СССР проживало около 22% мирового еврейского населения, если считать вместе с другими территориями Российской империи, то 45%. Хотя многочисленные сионисты агитировали за Палестину, тем не менее основная масса эмигрантов подалась в США, где в несколько десятилетий сформировалась крупнейшая в мире еврейская община. В 1930 году в США проживало 30% мирового еврейства, сейчас - около 50%.





Февральская революция 1917 года принесла российским евреям великое освобождение. Это действительно было выдающееся, переломное событие в еврейской истории, причём не только российских евреев, но и вообще мирового еврейства. 22 марта 1917 года Временное правительство провозгласило законодательный акт, подготовленный министром юстиции А.Ф. Керенским, гласивший: "Все установленные действующими узаконениями ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальностью, отменяются."





Хотя евреи в этом законе специально не упоминались, тем не менее этот акт стал основой для отмены всех ранее действовавших ограничений, связанных с чертой осёдлости, свободой передвижения, государственной и военной службой, приобретением собственности или найма. В результате были аннулированы 140 действовавших "особых о евреях правил", в том числе и такое одиозное, как процентная норма при приёме в учебные заведения, и архаичное, как черта еврейской осёдлости.





Это вызвало среди российского еврейства бурю восторга, тем более что это событие совпало с праздником Песах, в память Исхода евреев из Египта. Новый закон воспринимался как второй исход из Египта. Евреи часто проводили параллели между событиями библейской истории и современными событиями, их касающимися. Так же как Моисей вывел евреев из египетского рабства, так и Временное правительство вывело евреев из черты осёдлости и многочисленных болезненных ущемлений. Конечно же, в марте 1917 года до разрешения всех этих застарелых проблем было ещё очень и очень далеко. Беднейшая часть еврейства, которая осталась в России по причине отсутствия средств на эмиграцию, ещё ждала разрешения своей судьбы. Решение этой проблемы выпало на долю Советской власти.

Источники:
Верхотуров Д.Н. Сталин и евреи;
Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия;
Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев России.


продолжение здесь



Тода габа ! Таки хогоший и интегесный пост ! )))

Edited at 2015-10-16 02:21 pm (UTC)

эйн бэад ма! (не за что! - прим.: если верить разговорнику)

Очень интересно. Жду продолжения.

огромный вклад евреев в победу в Великой Отечественной войне - далее этот высер даже читать не стоит.

нет друг мой, высер - это то, что Вы сейчас мне написали

из 1,5 млн. евреев, оказавшихся на неоккупированной немцами территории 501 тыс. чел. служили в Красной Армии, из них 135 тыс. чел. пошли добровольцами

за годы войны 160722 военнослужащих из числа евреев получили награды и знаки отличия, в т.ч. среди них было 150 Героев Советского Союза

305 генералов, в т.ч. 9 командующих армиями, 12 командиров корпусов, 34 командира дивизии

за войну погибло, умерло от ран и пропало без вести 198 тыс.чел или 39,6% от общего количества военнослужащих еврейской национальности, ещё 180 тыс. было ранено

из 21 генерала еврейской национальности на 22 июня 1941 года 16 принимали участие в боевых действиях, из них 6 погибли

30 тыс. евреев присоединились к партизанам в Белоруссии и на Украине

вклад в производство вооружений - трудно оценить:

Гуревич, Лавочкин, Шульман, Иоффе, Резников, Зайчик, Пивоваров (и не только они) - авиация

Файнштейн, Шульман, Заскин - химики, бронестекло

Нудельман - авиапушки

Хайтов, Нвяжский - танковые дизели

Кац, Сойбельман - автоматическая сварка бронеплит танков

Морозевич - прессование танковых башен

Кваттер - производство литых башен

Угорец, Абрам Маринов, Аронсон, Резник, Волчек - вся уральская электроэнергетика

Пекарь, Креймер - бронебойные подкалиберные снаряды, которыми были подбиты 70% бронетехники на Курской дуге

Бидинский - баллистические пороха, пороховые шашки для реактивной артиллерии

и т.д. и т.п.

Согласен, это основной вопрос человечества! Чего им в земле обетованной не живется?

дык! их же оттуда 2 тыс. лет назад изгнали

и в Россию они не сами приехали - их вместе с польскими территориями включили, читайте текст, чтобы таких вопросов не задавать

Черту оседлости именно для евреев отменили в 1915 году, с большими сомнениями и спорами. Но очень уж нужны были денежки еврейских банкиров и торговцев для нужд войны.

Еще кое-что
Из 5,6 млн. евреев, живших в 1913 году в России, только 50 тыс. были рабочими, 250 тыс. — ремесленниками, а остальные работоспособные евреи значились торговцами, ростовщиками, шинкарями и т. д. По переписи российского населения 1897 г., из 618926 человек, занятых в торговле на территории империи, 450427 (то есть 72,8 %!) были евреями. Несмотря на ограничительные квоты, в 1910 г. евреи составляли 10 % студенчества технических вузов. Общеизвестно засилие евреев в предреволюционной журналистике, литературной критике, в руководстве всех политических партий левого толка

я бы даже сказал не столько отменили, а выселили евреев с прифронтовых территорий во внутренние губернии, говоря иначе - депортировали, объявив их при этом немецкими шпионами

а что до занятий евреев - так им же сельским хозяйством было запрещено заниматься, а в вузах их было много потому, что они были грамотными, почти 100%, чего не было у большинства русских

Вот самое печальное, что евреейский народ не воспринимают как неотъемлемую часть России. И оба радикальных лагеря кричат о конфликте еврейства и Советской власти. Но этого не было! И, кстати говоря, Советская власть вправе сказать евреям "Спасибо!"

если учесть, что Соввласть это и есть еврейство, то конечно )

С верой в грядущее.

Еврейская тема в нашей стране всегда была, есть и будет.®

Еврейской темы в нашей стране не будет

Еврейской темы в нашей стране не будет (а также любой другой националистической темы). Когда евреи (татары, карелы и т.д.) поймут, что все люди равны между собой, тогда вопрос будет, наконец, закрыт. А то это постоянная тема - "мы тут все равны, но евреи (опять же, татары и т.д., нужое подставить) - равнее всех". И комментарии опять "жгут": "мы евгеи! а не-евгеи, придеживающиеся теории еврейского заговора - могут идти лесом". Щас мне тут заорут, что я антисемитка, ну, давайте. Защищаться я не буду. "Евреям" отвечать на их выпады и обвинения в антисемитизме? Никогда.

Edited at 2015-10-17 01:03 pm (UTC)

огромный вклад евреев и как им было тяжело но какие они молодцы, вот о чем ваш пост, а не попытка разобраться в еврейском вопросе спокойно и без метаний в крайности.

Вы выдрали отдельные факты основываясь на книжке т.н. историка и блогера, местами просто исказив факты, совершенно упустив из виду "огромный вклад" данного народа в разрушении РИ, создании большевистского красного террора. А сегодняшние реалии показывают нам как государства и народы уничтожаются ради личного обогащения и как правило лицами дергающими за "ниточки" являются евреи.
Глупо и неверно утверждать что все евреи такие и "чесать всех под одну гребенку", но и отрицать очевидное по крайней мере неумно.

Отвечу Вам, уважаемый. Еврейская мечта о справедливом мире без насилия толкала многих на путь революции не только в России. Карл Маркс был вполне обеспеченным буржуа, Генрих Гейне - классиком немецкой литературы, Мендельсон, Кафка, Фрейд и многие другие не были банкирами и в революцию не звали - они просто искали светлый мир в просвещении темных народных масс. Все та же идея.

Еврейский менталитет стоит отдельно, как и народ. Он сформирован Торой (по версии христиан Библией),но как только еврей отрывается от Торы, он становится как все, только более изворотливым и успешным. Но уже в четвертом поколении ассимилированных евреев появляются психически больные, дауны и просто бандиты.

Вы правы в том, что основные ниточки финансов мира тянутся к банкирам-евреям. Но если учтете, что среди тех же Ротшильдов давно идет смешение с народами мира, то Вам будет легче признать, что нынешняя американская политика, напоминающая паранояльную шизофрению, она таки закончится ужасно плохо. Потому что из 12 миллионов еврейских потомков в США только 4 миллиона более или менее следуют законам предков.

По поводу революции я с Вами не согласна: царский режим загнивал, демократы, взявшие власть в феврале, не были способны дать народу ничего, кроме войны и разорения, подобно ССА в Сирии...

И еще один момент: Вам, очевидно, никогда не приходилось встречаться с настоящим евреем, таким, каким он должен быть согласно воле Б-га. Мне тоже( хотя еврейских женщин - праведниц знала много). Но я слышала слова одной русской бабушки, которая вышла из комы: "Если бы все люди были евреями, то жизнь была бы хорошая".

Заметьте, бабушка не сильно жаловала еврейскую нацию. Но ей показали там идею еврея-человека, и она все поняла.

Израиль обязан нести свет в мир, всем народам планеты. Но когда он этого не хочет делать или делает вопреки законам мудрецов, полагаясь на свой ум и гений,получается антисемитизм.И это печально.Но иначе выровнять путь Израиля невозможно.
Даже во времена Моисея и почти полного раскрытия Б-га на Синае. потребовалось 40 лет ходьбы по пустыне туда-сюда, пока не умерло поколение предателей.






Исход Керенского и возвращение в Землю обетованную с подачи Сталина - это всего лишь очередные этапы галута. Вернуться или ворваться в материальный рай за счет ассимиляции - худшее из испытаний.

Рука Ашема тверда, и нам не раз придется пожалеть о гетто - там все было по меньшей мере ясно.

Я смотрю на второе, а особенно третье поколение евреев Йемена и плачу. А недавно один молодой иракский еврей сказал мне прямо: с еврейством у нас покончено.



Отличная книга по еврейскому вопросу "кто и зачем придумал еврейский народ" Шломо Занд.

Очень интересный пост.

АДЪ и Израиль. От древности и до наших дней.


Еврейская тема в Древнем Египте всегда была очень политизирована, в ней сформировались
противоборствующие лагери, выработавшие свои взгляды и подходы, среди которых можно
выделить два основных:
1.Выгнать евреев из страны.
2.Уничтожить евреев по месту жительства.
======
Еврейская тема в Древней Греции всегда была очень политизирована, в ней сформировались
противоборствующие лагери, выработавшие свои взгляды и подходы, среди которых можно
выделить два основных:
1.Выгнать евреев из страны.
2.Уничтожить евреев по месту жительства.
======
Еврейская тема в Древнем Риме всегда была очень политизирована, в ней сформировались
противоборствующие лагери, выработавшие свои взгляды и подходы, среди которых можно
выделить два основных:
1.Выгнать евреев из страны.
2.Уничтожить евреев по месту жительства.
======
Еврейская тема в Древнем Вавилоне всегда была очень политизирована, в ней сформировались
противоборствующие лагери, выработавшие свои взгляды и подходы, среди которых можно
выделить два основных:
1.Выгнать евреев из страны.
2.Уничтожить евреев по месту жительства.
======
Еврейская тема в Испании всегда была очень политизирована, в ней сформировались
противоборствующие лагери, выработавшие свои взгляды и подходы, среди которых можно
выделить два основных:
1.Выгнать евреев из страны.
2.Уничтожить евреев по месту жительства.
======
Еврейская тема во Франции всегда была очень политизирована, в ней сформировались
противоборствующие лагери, выработавшие свои взгляды и подходы, среди которых можно
выделить два основных:
1.Выгнать евреев из страны.
2.Уничтожить евреев по месту жительства.
========
Еврейская тема в Англии всегда была очень политизирована, в ней сформировались
противоборствующие лагери, выработавшие свои взгляды и подходы, среди которых можно
выделить два основных:
1.Выгнать евреев из страны.
2.Уничтожить евреев по месту жительства.
=======
Еврейская тема в Германии всегда была очень политизирована, в ней сформировались
противоборствующие лагери, выработавшие свои взгляды и подходы, среди которых можно
выделить два основных:
1.Выгнать евреев из страны.
2.Уничтожить евреев по месту жительства.
=======
Еврейская тема на территориях Украины всегда была очень политизирована, в ней
сформировались противоборствующие лагери, выработавшие свои взгляды и подходы, среди
которых можно выделить два основных:
1.Выгнать евреев из страны.
2.Уничтожить евреев по месту жительства.
========
Еврейская тема на территориях Прибалтики всегда была очень политизирована, в ней
сформировались противоборствующие лагери, выработавшие свои взгляды и подходы, среди
которых можно выделить два основных:
1.Выгнать евреев из страны.
2.Уничтожить евреев по месту жительства.
========
***
***
***
***
здесь пропущен для экономии места длиннющий перечень стран, народов, территорий,
где
Еврейская тема была очень политизирована и в ней сформировались противоборствующие
лагери, выработавшие свои взгляды и подходы, среди которых можно выделить два основных:
1.Выгнать евреев из страны.
2.Уничтожить евреев по месту жительства.
=======
То есть, - идут годы, столетия, тысячелетия.
Меняются страны и народы, государственные системы и уровень образования обществ.
И лишь еврейская тема, несмотря на все усилия евреев и глобальных Жидо-СМИ,
Антидиффамационные Еврейские Лиги, Бригады Мучеников Холокостов, Антисемитские Чёрные
Cотни и Моссады-Нативы кровавые, - продолжает быть очень политизированной в странах, куда
просочились евреи.
И повсюду неизменно формируются противоборствующие лагери, вырабатывающие свои
взгляды и подходы, среди которых можно выделить два основных:
1.Выгнать евреев из страны.
2.Уничтожить евреев по месту жительства.
=========
А как иначе покончить с непрерывными кровавыми геволюциями, разжиганием мировых войн,
насаждением ненависти всех ко всем, глумливыми подстрекательствами, поставленными на
поток лжи и клевете, мерзкому интриганству, провокациям, гнусному паразитированию на экономике, культуре, науке народов мира?

Всё прогрессивное Человечество планеты Земля в стопиццотый раз задаётся вопросами:
1.Выгнать евреев c планеты в открытый космос в направлении к Чёрной Дыре?
2.Уничтожить евреев по месту жительства?

а протоколы сионских мудилок можно смело засунуть в ... портмоне, потому как уже давно выяснено, что это подделка, точнее говоря - спецподделка, со всеми вытекающими последствиями

?

Log in

No account? Create an account