Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
"Пересвет" и "Ослябя"
пацак
mikhaelkatz


Святые воины Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя (Радонежские)

В честь героев Куликовской битвы в Российском Императорском флоте были названы броненосцы "Пересвет" и "Ослябя". Это были однотипные корабли, построенные на рубеже XIX—XX веков на Балтике и предназначенные прежде всего для крейсерских действий в океане. Оба корабля приняли участие в неудачной для России русско-японской войне 1904-1905 гг.



Судьба этих кораблей сложилась трагически.



Эскадренный броненосец "Пересвет" на Средиземном море, конец 1901 года

Броненосец "Пересвет" входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры и был флагманским кораблём младшего флагмана контр-адмирала князя П. П. Ухтомского в Порт-Артуре. В результате решительных действий японского флота и бездействия русского командования, после гибели адмирала С.О.Макарова, русская эскадра оказалась фактически заперта в Порт-Артуре, и не предпринимала активных действий.



Эскадренный броненосец "Пересвет" на внутреннем рейде Порт-Артура, 13 апреля 1904 года, в день гибели адмирала Макарова

10 августа 1904 года 1-я Тихоокеанская эскадра вступила в сражение с японским Объединённым флотом в Жёлтом море, пытаясь вырваться из Порт-Артура и уйти во Владивосток. Сражение окончилось неудачно для русских. Основная часть эскадры, в том числе "Пересвет", вернулась назад в Порт-Артур. Корабль был повреждён в бою, получив около 40 попаданий японских снарядов. От вражеского огня в бою погибли командир носовой башни лейтенант А. В. Салтанов и 12 матросов, ещё 69 человек команды было ранено. Получил осколочные ранения  и командир корабля капитан 1 ранга В. А. Бойсман, вернувшийся после перевязки в рубку и продолжавший командовать кораблём до возвращения в порт (впоследствии от полученных ран он умер в японском плену).



Эскадренный броненосец "Пересвет" в Порт-Артуре после боя 10 августа 1904 года

В Порт-Артуре броненосец "Пересвет", как и большинство оставшихся русских кораблей, был потоплен огнём японской осадной артиллерии в начале декабря 1904 года.



Эскадренный броненосец "Пересвет", затопленный в Западном бассейне Порт-Артура, декабрь 1904 года

После капитуляции крепости, 29 июня 1905 года «Пересвет» был поднят японцами, переименован в «Сагами» и торжественно включён в состав японского флота.



Японский броненосец "Сагами" в Йокосуке, 10 октября 1908 года

Во время Первой мировой войны, в связи с потребностью в кораблях для создаваемой флотилии Северного Ледовитого океана, а также для участия, хотя бы символического, в операциях союзников на Средиземном море, Россия в 1916 году обратилась к Японии с просьбой продать ей бывшие русские корабли, доставшиеся японцам как военные трофеи.



Броненосец "Сагами" перед передачей России, весна 1916 года

В числе выкупленных кораблей были броненосцы "Танго" (бывший "Полтава"), "Сагами" (бывший "Пересвет") и крейсер "Сойя" (бывший "Варяг"), прибывшие во Владивосток в начале апреля 1916 года. После проведённого ремонта, в октябре 1916 года перекласиифицированный в броненосный крейсер "Пересвет" отправился с Дальнего Востока в отечественные воды. В декабре 1916 года корабль прибыл в Порт-Саид на Средиземном море.



Броненосный крейсер "Пересвет" уходит из Владивостока, октябрь 1916

4 января 1917 года "Пересвет" подорвался на двух минах, выставленных немецкой подлодкой U-73, и затонул в 10 милях от Порт-Саида на глубине около 45 м. Английский эсминец и подошедшие французские траулеры в течение четырёх часов подняли из воды 557 человек из состава русского экипажа, однако девять из них скончались от ран и переохлаждения. С кораблём погибли 252 человека.

В 1955 году в Порт-Саиде на могиле моряков с «Пересвета» на средства министерства обороны СССР был установлен памятник.



Памятник на могиле моряков с «Пересвета» на христианском кладбище Порт-Саида



Мемориальная плита с именами моряков с «Пересвета», установленная на могиле на кладбище в Порт-Саиде



Эскадренный броненосец "Ослябя" в Кронштадте, июль 1903 года

Броненосец "Ослябя" летом 1903 года отправился с Балтики на Дальний Восток, однако задержался на Средиземном море до начала боевых действий, и вернулся назад на Балтику.



Эскадренный броненосец "Ослябя" покидает Бизерту, 27 декабря 1903 года

В апреле 1904 года, после ремонта, корабль был включен во 2-ю Тихоокеанскую эскадру в качестве флагмана 2-го броненосного отряда под командованием контр-адмирала Д. Г. Фелькерзама. Основные силы эскадры вышли из Либавы 15 октября 1904 года. Испытывая в походе большие затруднения, обогнув Африку, эскадра прибыла на Мадагаскар 19 декабря 1904 года.



"Ослябя" в составе 2-й Тихокеанской эскадры, 1904 год

После стоянки у берегов Мадагаскара эскадра пересекла Индийский океан и некоторое время находилась у берегов французского Индо-Китая, где соединилась с отправленной вдогонку 3-ей Тихоокеанской эскадрой контр-адмирала Н. И. Небогатова. Во время этой стоянки Д. Г. Фелькерзам тяжело заболел и 23 мая, уже на подходе к Японии, умер, однако этот факт был скрыт от личного состава эскадры (сообщение о смерти было передано с «Осляби» заранее установленным сигналом «На корабле сломалась шлюпбалка»). Над броненосцем продолжал развеваться контр-адмиральский флаг, хотя 2-м броненосным отрядом фактически командовал командир «Осляби» капитан 1 ранга В. И. Бэр.



Эскадренный броненосец "Ослябя" в походе

В разгоревшемся 27 мая 1905 года Цусимском сражении «Ослябя», наряду с флагманским «Суворовым», открывшим огонь в 13.49, стал главной мишенью для японских артиллеристов. Положение усугублялось тем, что русская эскадра выполняла перестроение из двух колонн в одну и, чтобы не налететь на впереди идущие корабли, «Ослябя» вынужден был почти остановиться, что сделало его удобной мишенью. К моменту, когда корабль снова дал ход, в него уже попало несколько снарядов. Носовая башня успела сделать всего три залпа: в неё один за другим попало три снаряда, причём третий влетел в амбразуру и перебил всю прислугу.



Броненосец "Ослябя". Вид с носового мостика на спардек

Через четверть часа после начала боя «Ослябя» потерял грот-стеньгу, а в носовой части было не менее 15 пробоин. Корабль постепенно оседал носом и кренился на левый борт. По врагу продолжали стрелять кормовая башня и два 152-мм орудия кормового каземата, остальные орудия были выведены из строя. Около 14.30 «Ослябя» с креном до 12° на левый борт, зарывшись носом по самые клюзы, выкатился из строя вправо; на рострах бушевал пожар. Вода с левого борта дошла до нижних орудийных портов и стала через них потоками вливаться внутрь.

Руководивший борьбой за живучесть лейтенант М. П. Саблин, убедившись в невозможности остановить распространение воды, поднялся на мостик и доложил о неизбежности гибели броненосца. Командир капитан 1 ранга В. И. Бэр, получивший ранение в начале боя, приказал команде выходить наверх и спасаться. Сам он покинуть корабль отказался. Около 14.40 «Ослябя» лёг на борт и спустя несколько минут затонул.



Гибель броненосца "Ослябя" 27 мая 1905 года в Цусимском сражении

С броненосцем погибло 23 офицера, 9 кондукторов и 472 нижних чина. Подошедшие к месту гибели корабля миноносцы «Бравый», «Буйный», «Быстрый» и буксирный пароход «Свирь» подняли из воды 376 человек, однако 27 из них в продолжавшемся сражении впоследствии погибли. Цусимское сражение стало самым крупным поражением российского флота за всю его историю.




Памятник героям Цусимского сражения в Кронштадте



"Вечная память русским и японским воинам, отдавшим свои жизни в Цусимском сражении 27 мая 1905 года"
Ф.Тамура. Памятник в префектуре Фукуока, Япония

Офицеры и матросы всех русских кораблей, героически сражавшиеся в русско-японскую войну, и отдавшие свои жизни за Отечество - все они в Бессмертном полку тысячелетней русской истории.


Группа "Солдатский храм"



promo mikhaelkatz june 16, 2015 02:21 41
Buy for 100 tokens
Этот стих пробрал меня до суставов и костей, потому что он совершенно точно про меня. Это я - от и до. Я ватник, я потомственный совок. Я в СССР рождён во время оно. Я чёрный хлеб. Я кирзовый сапог. Я воинской присяги звонкий слог И красные победные знамёна. Я не был на войне, но ту войну Я…

  • 1
Странный народ египтяне. И русские памятники не рушат, и своих братьев-мусульмаунов скинули... Не по-украински это, не по-украински.

"Вечная память русским и японским воинам, отдавшим свои жизни в Цусимском сражении 27 мая 1905 года"

Цитата

Вот это правильно.
Хоть посмертно без неприязни.

Вечная память

+

  • 1
?

Log in

No account? Create an account