Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Талалихин в небе
пацак
mikhaelkatz



Сегодня день рождения Виктора Талалихина.
Виктор Васильевич Талалихин, Герой Советского Союза, лётчик 177 ИАП, одним из первых совершивший ночной таран, родился 18 сентября 1918 года. За 4 месяца войны Талалихин сбил 6 вражеских самолётов. Погиб в боях под Москвой.


Родился  Виктор Талалихин 18 сентября 1918 года в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области. Учился в средней школе № 1 города Вольска. В 1934 году вместе с семьёй переехал в Москву, окончил фабрично-заводское училище при Московском мясокомбинате имени А.И. Микояна. В 1934-1937 годах работал на этом мясокомбинате шпигорезом, одновременно учился в Московском аэроклубе.



Служба Талалихина в Красной Армии началась в декабре 1937 года после окончания Борисоглебокого военного авиационного училища лётчиков. Первой его войной была в советско-финская 1939-1940 годов. За это время Талалихин совершил 47 боевых вылетов, сбил лично и в группе 4 финских самолёта, за что был награждён орденом Красной Звезды.




В боях Великой Отечественной войны принимал участие с июня 1941 года в качестве заместителя командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО. Произвёл более шестидесяти боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. Был награждён орденом Боевого Красного Знамени.




В воздушном бою в ночь на 7 августа 1941 года при отражении очередного налёта немецкой авиации на Москву сбил таранным ударом немецкий бомбардировщик, сам был ранен в руку, но благополучно покинул с парашютом повреждённый истребитель.



За мужество и героизм на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года младшему лейтенанту Талалихину Виктору Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".



Подвиг Героя широко освещался советской пропагандой и часто ошибочно указывалось, что он первым в истории совершил ночной таран. Но в действительности, ранее такой же подвиг совершали и другие советские лётчики. Самым первым из известных его совершивших (в ночь на 29 июля 1941 года) является заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка старший лейтенант П.В. Еремеев, также в одном корпусе с Талалихиным защищавший небо Москвы.



Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой. К моменту гибели имел на боевом счету сбитыми 5 вражеских самолётов лично и 1 в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Приказом Министра Вооружённых сил СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которой он сражался с врагом под Москвой.
В Москве и в Подольске установлены памятники Герою. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, установлен обелиск.



Именем В. Талалихина названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Красноярске, Владивостоке, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. Мемориальная доска установлена на памятной стеле напротив здания средней школы № 1 в городе Вольск Саратовской области.




Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:
"В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...
Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо". Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.
В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".
Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный "хейнкель", как он, наконец, рухнул на землю. Через некоторое время летчик благополучно опустился на небольшое озеро под Подольском. Отсюда он добрался в свою часть.




Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.
В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза.

Виктор Талалихин навсегда в Бессмертном полку тысячелетней русской истории.







  • 1
Хорошее у него лицо, открытое.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account