Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Невыученный урок истории
пацак
mikhaelkatz


8 августа в Зарайске праздновали День города и Зарайского района. Программа праздника была насыщена множеством развлекательных мероприятий. В первой половине дня было много спортивных состязаний: по футболу, стритболу, волейболу, настольному теннису, лёгкой атлетике и по шахматам. Спортивные состязания у многих людей по-прежнему вызывают самый живой отклик, и это хорошо. Гвоздём же праздничной программы стал 5-й открытый (международный) фестиваль исторической реконструкции "Зарайский ратный сбор" (сбор русских дружин), проходивший под древними каменными стенами Зарайского кремля.


Фестиваль исторической реконструкции вышел весьма ярким, звучным, бурлящим и насыщенным персонажами в средневековых исторических костюмах.


















Реконструкторы оттянулись на славу. Была представлена ярмарка в широком ассортименте









ремесленники за работой






старорусская таверна (правда, мне всегда представлялось, что таверны существовали скорее в Западной Европе, чем на Руси)






детская площадка, конная площадка. Было много разнообразных поединков среди реконструкторов, подчинённых достаточно строгим правилам исторической реконструкции: соревнования лучников, метание топоров и сулиц (разновидность метательного копья), поединки пеших воинов один на один и пять на пять (бугурты).



Был представлен и такой диковинный умелец, который играл на плоских колоколах (билах), очень мелодично и завораживающе



Не обошлось и без некоторых не вполне объяснимых странностей. Скажем, на ярмарке, среди всевозможных резных рунических оберегов, встретился вот такой



Если кто не знает, то это "Вольфсангель" - волчий крюк, у него очень кровавая история в ХХ, и не менее кровавая - в ХХI веках



Думаю, что появление этого символа в православном Зарайском кремле произошло либо от недостаточного знания истории организаторами и участниками фестиваля исторической реконструкции, либо от их исторической всеядности и неразборчивости, либо .... тут уже возможны разные варианты, и самый простой из них - от язычества, а точнее - от антихристианства некоторых участников фестиваля



И тут самое время задаться вопросом: а какова вообще была цель этого превосходно организованного фестиваля исторической реконструкции? С реконструкторами всё ясно: им важно представить себя и свои исторические доспехи и костюмы. Правила при этом очень жёсткие, требовательные и обязательные для исполнения. Исторические реконструкторы - это такая замкнутая каста, целиком погружённая в себя и свою деятельность, очень слабо связанную с окружающей их действительностью. На фестивале они играли по своим строгим правилам, игра их захватывала и целиком подчиняла себе. Среди всех собравшихся они были полностью в созданных ими образах. Весьма далёких от всех, кто был вокруг них












С торговцами и предпринимателями, в общем-то, тоже всё ясно: их задача, по определению, получать прибыль, причём, как можно более крупную. Чем они, совершенно закономерно, и занимались на фестивале



Что же делали все остальные, а именно - весьма многочисленные гости фестиваля? В чём была для них цель приезда за многие сотни километров на фестиваль исторической реконструкции, удачно и неспроста совпавший с Днём города Зарайска? Организаторы говорят о "пропитанном духом истории месте проведения, потрясающей атмосфере и полном погружении в водоворот событий". С местом проведения всё верно: Зарайский  кремль - это безупречная декорация к любому средневековому фестивалю. Он удовлетворит любым самым придирчивым требованиям самого строгого устава самых ортодоксальных реконструкторов (даже несмотря на современную кровлю стен и башен, свежую кирпичную кладку, которой кое-где заложены дверные проёмы и бойницы, и некоторые другие современные детали научно-технического прогресса). Что касается атмосферы и полного погружения, то сами реконструкторы, безусловно, были погружены в созданную ими и кремлём атмосферу и водоворот событий глубже некуда. Вопрос в том, были ли погружены в эту атмосферу зрители?






Погрузиться в действие и пропитаться атмосферой событий зритель может лишь тогда, когда он сам вовлечён в эти события непосредственно. И примеры такого погружения в события, которое делает простого зрителя полноценным участником исторического действия, в Зарайске уже бывали, причём неоднократно, и даже совсем недавно, и опять-таки с реконструкторами. Только так зритель может по-настоящему пропитаться духом отечественной истории, ощутить себя её неотъемлемой частицей. В противном же случае, всё превращается в обычное коммерческое шоу, слегка приправленное историческими пряностями в виде древних костюмов и древних стен. Реконструкторы, торговцы и зрители - каждый сам по себе, не связанные никакой общей целью.Тусовка реконструкторов, тусовка коммерсантов и тусовка зрителей.

Одной из отличительных черт прошедшего исторического фестиваля была, как это ни покажется странным, его очень слабая связь историей. Было очень немного настоящих исторических сведений о том средневековом периоде, в рамках которого происходило представление. А в истории нашей страны в эти века происходили очень серьёзные и трагические события



К этим трагическим событиям привело то же, что и восемь веков спустя: отсутствие единства. Тогда люди были разъединены по удельным княжествам. Сегодня они разъединены по своим целям, интересам и запросам. Мы, к сожалению, не учим уроков истории. Нашей родной истории, обильно политой кровью наших ближних и дальних предков



И до тех пор, пока мы не выучим её уроки, мы так и будем разобщённо топтаться под древними декорациями, каждый в своей независимой тусовке. А наша история всё больше и больше будет превращаться в коммерческое шоу, пока совсем не прекратится. Разве в этом сегодня заключается наша цель?



  • 1
От себя добавлю ещё один нюанс: в центре церемонии открытия фестиваля была икона. Вся же реконструкторская тусовка была, в общем, лишена и тени православия и христианства вообще. Ножики-горшки и прочие деревянные сабли и фанерные щиты - это ещё полбеды. Среди бижутерии, продаваемой под видом ювелирки, крестики были скорее исключением; культурный акцент был смещён в сторону чего-то то ли дохристианского, то ли нехристианского. В общем, тут надо или крестик снять, или шаманскую маску надеть.

Дкмаю, что реконструкторам безразлично христианство, у них нет каких-то идейных предпочтений. Поэтому и волчий крюк никого не смутит.
Так же как и сама история для них вторична. Рассказать кому-то об истории? Зачем. Первично - стремление покрасоваться, выставить себя напоказ.
Пустота, в общем.

Большие дети, играющие в игрушки.

Не много дёгтя в ведро с водой разбавленой мёдом.

Русский человек любит халяву, то есть получить нечто ему нужное при этом бесплатно не заплатив ни чего. Ведь во время прохождения фестиваля ничего ужасного от одиночно блуждающего человека в чёрной майке со знаком чем то похожим на свастику не произошло. Революции похожей на ту что происходила на Майдане не было. Современная церковь, это уже не секрет, супермаркет в стенах храма. И тут ничего не поделаеш и неисправиш, Подскажите метод законной борьбы с властями у которых на гербе православный крест. И самое ужасное в том что в те дни когда проходил фестиваль в поле на Зарайской земле, чуть более 20 км от Зарайска организованная группа из числа жителей Москвы обратились к президенту России так как житель Зарайска из числа сотрудников администрации, приписывающий себя к партии 70 лет правление которой сделали счастливым не одно поколение, и пытается устроить в районе свалку отходов ТБО областного масштаба. На фоне ратного сбора и дня города данное событие меркнет.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account