Mikhael Katz (mikhaelkatz) wrote,
Mikhael Katz
mikhaelkatz

Categories:

Образование в Российской империи, которое мы потеряли




В последнее время вопросы современного нам образования выходят на передний план. В связи с остротой проблемы некоторые с ностальгией говорят о том, что в Российской империи образование было на подъёме, и только революция помешала России стать самой образованной страной. Вспомним с цифрами в руках о том, какое образование и какую грамотность мы потеряли вместе с Российской империей.


По материалам skaramanga_1972 в РОССИЯ, КОТОРУЮ ОНИ ПОТЕРЯЛИ. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ВОПРОСУ ОБРАЗОВАНИЯ


Первые сводные данные о числе школ и учащихся Российской империи (в пореформенный период, т.е. после отмены крепостного права) были опубликованы за 1863г. Согласно им, численность учащихся в 1863 г. составляла 1155,8 тыс. чел. Однако эти данные были резко преувеличены. Даже в официальном отчете Министерства народного просвещения за 1862-1864гг. было сказано:

«… более половины названых училищ принадлежат к категории школ, содержимых при  церквях православным духовенством, а известно, что многие из таких школ существуют только по имени и что они вообще не обеспечены в материальном отношении, не имеют ни собственных помещений, ни учебных пособий».

Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1871-1885 гг., такова:

1871г.:

- число школ – 16375; число учащихся – 675,3 тыс. чел.;

1875г.:

- число школ – 23936; число учащихся – 955,5 тыс. чел.;

1880г.:

- число школ – 21240; число учащихся – 1119,1 тыс. чел.;

1885г.:

- число школ – 25194; число учащихся – 1557,9 тыс. чел.

1890г.:

- число школ – 26986; число учащихся – 1752,1 тыс. чел.;

1895г.:

- число школ – 29910; число учащихся – 1978,4 тыс. чел.;

1900г.:

- число школ – 36829; число учащихся – 2592,6 тыс. чел.;

1905г.:

- число школ – 43551; число учащихся – 3350,4 тыс. чел.;

1910г.:

- число школ – 59000; число учащихся – 4541,7 тыс. чел.;

1914:
- число школ – 80801; число учащихся – 5942,1 тыс. чел.


Итак, за 43 года (с 1871г. по 1914г.) :

- число школ начального образования выросло в 4,9 раза;

- число учащихся выросло в 8,8 раза.

(Источник - Рашин А.Г. «Население России за 100 лет (1813 - 1913)», Москва, 1956 г.)



Народное училище в Вятской губернии, 1980-е годы

Как видим, количество учеников начальных школ  Российской империи росло гораздо быстрее, чем возникали новые школы, и это создавало на будущее очень серьезную проблему.

Теперь, несколько слов о том, в каких же школах приходилось учиться подавляющему большинству простого народа.




(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903, стр. 550)


НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА - в России до революции 1917 элементарные школы со сроком обучения от 1 до 4 лет. Различались по ведомствам, местностям, уставам, национальностям, религиям, источникам финансирования и т. п. (напр., приходские училища, церковно-приходские школы, школы грамоты, удельные, казачьи, инородческие). Наибольшее распространение во 2-й пол. 19 в. имели земские и городские начальные училища, а также одноклассные начальные училища Министерства народного просвещения. Имелось незначительное число начальных училищ повышенного типа: главные народные (основаны в 1786), уездные (1804), двухклассные начальные 1869); городские (по положению 1872), высшие начальные (1912) училища.

Даже в официальных отчетах министерства народного просвещения признавалось, что «огромное число наших народных училищ должно довольствоваться пока … полуграмотными учителями; полное обеспечение в материальном отношении, кроме школ министерства народного просвещения, имеют только сравнительно немногие училища, содержимые земствами, обществами и частными лицами; в значительном же большинстве, земские, общественные и другие школы получают весьма ограниченное содержание, а церковно-приходские школы нередко остаются и без всякого содержания. Поэтому школы этого рода, составляющие большинство, не могут иметь ни хороших учителей, ни необходимых учебных пособий, ни даже сколько-нибудь сносного помещения» (Извлечение из отчета министерства народного просвещения за 1872г., стр. 61).

Значительное место в начальном образовании занимали церковно-приходские школы, получившие развитие в 80-е годы.

В них в 1905-1914гг. обучалось около 2 млн. детей. На увеличении церковно-приходских школ настаивал обер-прокурор К. П. Победоносцев. Он говорил:

«Церковно-приходские школы, по условиям существующего в них обучения и надзора, представляют собой гораздо больше гарантий для правильного и благонадежного в церковном и народном духе образования, нежели другие виды народных школ, и поэтому заслуживают со стороны правительства поддержки и поощрения» (Рождественский «Исторический обзор деятельности министерства народного образования», 1802-1902гг, СПБ, 1902, стр. 649).

Вследствие недостатка государственных и общественных школ, сельское население было вынуждено прибегнуть к устройству так называемых домашних школ. В первой половине 90-х годов примерно 300-400 тыс. человек обучалось в них. (Пругавин «Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания, СПБ, 1905, стр. 48»)




(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903, стр. 820)


Ну а теперь о самом печальном. Если обратиться к материалам о продолжительности обучения в начальных школах Российской империи, то получится очень неприглядная картина. К примеру, берем 1911 г.

Процент учившихся в школе 1-й год:

в городе: мальчики – 41%, девочки – 43,2%.
в деревнях: мальчики – 38,2%, девочки – 48,6%.

Процент учившихся в школе 1 года до 3 лет:

в городе: мальчики – 48,1%, девочки – 47,0%.
в деревнях: мальчики – 39,3%, девочки – 44,7%.

Процент учившихся в школе более 3 лет:

в городе: мальчики – 10,9%, девочки – 9,8%.
в деревнях: мальчики – 12,5%, девочки – 6,7%.

(Источник – «Однодневная перепись начальных школ Российской империи, произведенная 18 января 1911г. вып. 16, 1916, стр. 115»)



(Из книги Каптерева П. Ф «История Русской педагогии» 1915г.)




(Источник - Ростовское на Дону уезд. земское собрание.
Постановления... Ростовского на Дону уездного земского собрания... : С прил. - Ростов-на-Дону, [1867]-1886. - 26.
IX очередного... сессии 10-14 сентября 1874 года с отчетами Ростовской на Дону уездной земской управы за 1873 г. - 1875. - 518 с. разд. паг., 5 л. табл)





(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Саратовская губерния. - 1903. - VIII, стр. 600)





(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Курская губерния. - 1903, стр. 775 - 776)





(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903, стр. 228 - 229)

Приходится констаировать: «В общем, грамотных среди крестьян было очень мало. Иногда в целом селении не оказывалось ни одного грамотного. Даже у удельных крестьян должности старшин и старост часто заполняли люди неграмотные. Школа не привила любовь к книгам, которые при этом было трудно достать крестьянам, и потому и лица, прошедшие школу, скоро забывали с трудом и в слабой степени усвоенную грамотность» (М. Сперанский «Начальная народная школа в Симбирской губернии», 1906 год, стр. 72.).


Tags: Россия, грамотность, история, образование, память
Subscribe
promo mikhaelkatz июнь 16, 2015 02:21 41
Buy for 100 tokens
Этот стих пробрал меня до суставов и костей, потому что он совершенно точно про меня. Это я - от и до. Я ватник, я потомственный совок. Я в СССР рождён во время оно. Я чёрный хлеб. Я кирзовый сапог. Я воинской присяги звонкий слог И красные победные знамёна. Я не был на войне, но ту войну Я…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments