?

Log in

No account? Create an account

Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Хруст французских булок про народное образование Ч.3
пацак
mikhaelkatz

Продолжение ликбеза про народное образование, обучение и грамотность населения в Российской Империи, которую мы столь скоропостижно потеряли, начало здесь.




Оригинал взят у hamster_96 в Хруст французских булок и народное образование (Часть 3)

Образование. Начальные школы.


Как бы это не показалось странным человеку конца XX века, но грамотность и наличие образования понятия всё-таки несколько различные. И, как показала практика, вполне возможно существование одного без другого как в одну, так и в другую сторону.

Например, человек в силу определённых причин вполне может обучиться самостоятельно или в семье или в каких-либо других местах (например, на работе) умению читать и писать, ни разу не посетив школу. (Разумеется, речь идёт о начале XX века.)


В качестве подтверждения данного тезиса можно рассмотреть состояние дел в Российской Императорской армии. Согласно тому же «Военно-статистическому ежегоднику России за 1912 год», низшие чины имели следующий образовательный ценз:



Таблица 11. Образовательный ценз Российской армии 1912 г. [i]





Образование



Низших чинов (чел.)



Доля от общего кол-ва (%)

Высшее

1 480

0,12

Среднее

6 087

0,48

Низшее

125 494

9,96

Без образ.

1 127 098

89,44




При этом уровень грамотности, как указано ранее, оценивался более 2/3 от общего количества.


Что бы оценить эти цифры, можно привести пример Венгрии, где по некоторым данным уже к 1890 году 64% новобранцев имели законченное начальное образование [ii].


выдача водки в Российском императорском флоте, крейсер "Россия"

Не сильно лучше императорской армии обстояли дела в вопросах образовательного ценза и у молодой Красной Армии во второй половине 20-х годов.

«По культурному уровню Красная Армия до сих пор получает пополнение далеко неудовлетворительное. В среднем, число грамотных определяется в 89%..., но среди грамотных, имеющие образовательный ценз, составляют 36%. Достаточно грамотных без образовательного ценза — 28% и малограмотных, в незначительной степени отличающихся от неграмотных, - 26%» [iii].

Речь идёт о 1927-28 годах — солдаты этого года призыва должны были пойти в школу в 1914-15 учебном году. Но только чуть более трети, по самым оптимистичным прикидкам, смогли это сделать. Дополнительно, нужно отметить, что советская статистика 20-х — 30-х годов к военным, имеющим образовательный ценз, причисляла всех, кто посещал школу хоть некоторое время, без относительно того закончил он её или нет.

Определив, что грамотность и образование это, мягко говоря, не совсем одно и тоже, посмотрим, что происходило в Российской империи на рубеже веков в вопросах организации обучения населения.

Прежде всего, важно отметить, что из активного роста численности школ и финансирования народного просвещения никто и никогда не делал секрета. На активный рост числа школ в период царствования Николая II указывали многие советские исследователи. Например, А. Г. Рашин (Население России за 100 лет, М. 1956), А. В. Ососков (Начальное образование в дореволюционной России (1861 — 1917), М., 1982) и многие другие.

Итак, к началу XX века в Российской империи мирно сосуществовали несколько самых различных типов учебных заведений, с самыми различными уставами и программами, уровнем преподавания и образовательным цензом учителей, с принципиально разными сроками обучения (от 3 до 5 лет). Такая разношёрстная система образования досталась стране по наследству ещё от Победоносцева и просуществовала, по факту, до конца жизни империи.




Таблица 12. Ведомственная подчинённость начальных школ



Ведомственная принадлежность

Число школ

Число учащихся

1896

1906

1896

1906

МНП

32 708

48 288

2 339 934

3 660 628

Святейшего синода

34 836

42 696

1 116 492

1 983 817

Имп. Марии

357

422

16 769

24 016

Импер. человеколюб. общества

45

40

2 906

2 937

минист. имп. двора

39

11

1 836

710

МВД

459

26

21 315

1 270

мин-ва финансов

3

9

203

350

морского мин-ва

7

12

585

6 832

военного мин-ва

10 270

997

301 093

57 729


В таблице указаны количество и ведомственная принадлежность начальных школ на примере двух учебных годов. Следует учитывать также, что каждое ведомство имело свои собственные программы и взгляды на процесс обучения детей, а нередко даже и не одни на ведомство.



церковно-приходская школа в Российской империи

Более-менее внятные черты будущей (желаемой) системы образования наметились только в 1908 году после известных событий, всколыхнувших всю страну, - это обучение сроком не менее 4 лет, конкретные, чётко установленные суммы, выделяемые на конкретное количество учащихся, а также бесплатность, как минимум, первой ступени образования. Однако унификация образовательных учреждений, программ обучения и другие необходимые административные и методические нововведения так и не были внедрены. Их время наступит только при новой власти и в новой стране.

Как уже отмечалось, никто и никогда не отрицал темпов роста охвата населения школами. И, прежде всего, начальными, дающими элементарные необходимые навыки.




Таблица 13. Количество начальных школ и учащихся в РИ[iv]





Годы

Начальные школы (шт.)

Учащиеся (чел.)

1896

78 724

3 800 833

1903

87 973

5 088 029

1906

92 501

5 738 289

1911

101 196

6 178 593

1914

105 524

7 896 249

1920

118 398

9 780 699



Как видно из таблицы, после количественного скачка в 2 -2,5 миллиона учащихся перед Русско-Японской войной темпы роста начального образования упали. Вновь возросли они только через несколько лет, увеличившись в абсолютном показатели за довоенное пятилетие ещё на 2 миллиона человек.

Для сравнения, в СССР всеобщее обучение было достигнуто полностью на всей территории страны, примерно, к 1933 году [v]. Тогда, при населении в 165 миллионов человек, численность учащихся, получающих начальное образование, составляло 17873,5 тыс.[vi]. То есть больше чем в 2 раза, по сравнению с 1914 годом, при, приблизительно, той же численности населения. Таким образом, можно оценить, что для достижения всеобщего обучения к 1915 году, Российской империи необходимо было иметь ориентировочно такое же количество учащихся младших классов. Не 16 млн, не 15 и уж, тем более, не 8, а, минимум 17,5 млн. учащихся.

Требовалось обеспечить ещё, как минимум, 9-10 млн. школьных мест.



деревенские дети в Российской империи

С темпами прироста, которые показывала Российская империя в начале прошлого века в 2-2,5 млн. учеников за 5 лет, советский показатель был бы достигнут только во второй половине 30-х годов. И то только при оптимистических условиях сохранения темпов прироста, отсутствия войн и серьёзных экономических кризисов, которые наряду с существенными неурожаями сотрясали уже увядающую империю с промежутками в 5-10 лет.

Приблизительно такие же оценки даёт и Новый Энциклопедический Словарь (НЭС) в статье «Начальное образование», выпущенный в печать в 1916 году:
«Если бы увеличение числа учащихся продолжилось бы и в будущем тем же темпом, то всеобщее обучение было бы достигнуто через 16 лет»[vii].

То есть ближе к середине 30-х годов. (не стоит забывать, что словарь издавался во время войны и в обязательном порядке проходил военную цензуру).

Соотношение учащихся по СССР и в Российской империи в начальных классах даёт возможности приблизительно оценить охват детей системой образования, что путём несложных вычислений подводит к цифре в 40-45% от общего количества молодёжи школьного возраста.



урок в Елатомской единой трудовой школе, РСФСР, начало 20-х

Косвенным образом это подтверждает и НЭС, опубликовав график охвата начальным образованием по губерниям. Лидерами, как всегда, оказались Москва и Петроград с 86,3% и 85,3%; в семи губерниях охват был 70-80%%, а в половине губерний обучались менее 50% детей подходящего для школ возраста.

Нужно отметить, что указанные цифры представляются завышенными, поскольку при их расчёте исходилось из данных, взятых по переписи 1897 года.

Кроме того, в действующей российской системе образования 10-х годов XX века, по факту, отсутствовала преемственность между различными звеньями системы образования. Так, из всех детей, окончивших начальные школы в это время, в средние учебные заведения смогло поступить лишь 2,5% выпускников школ предыдущей ступени [viii].


---------------------------

i Россия 1913 год: статистико-документальный справочник СПб 1995. С. 288

ii В. Лагутин Российское образование в контексте мировой истории Калуга 2001. С. 129

iii Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923-1928 гг. М. 2006, кн. 2, стр. 271

iv Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи (данные 1896 года) – Вып. I СПб. 1898 С.290-291; Статистические сведения по начальному образования в Российской империи (данные 1905 года) / Одесса 1908 г. Отдел I. С. XXVIII, 306-307; Россия 1913 год: статистико-документальный справочник. СПб. БЛИЦ 1995 С. 326, 343.; Г. В. Вернадский Русская история. М. АГРАФ, 1997 С. 277.

v Всеобщее обучение // Российская педагогическая энциклопедия / М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия

vi Социалистическое строительство Союза ССР (1933-1938 гг.). / М-Л. 1938 С. 117.

vii Начальное народное образование // НЭС / Т. 28 Пг. 1916.

viii В. Н. Введенский История развития образования в России ХХ - начала ХХ века (Аксиологический аспект). Екатеринбург. АМБ. 2007. С. 95.