?

Log in

No account? Create an account

Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Сто десять лет Цусимы. Часть I
пацак
mikhaelkatz


Сегодня исполняется 110 лет крупнейшему поражению Российского флота за всю его трёхсотлетнюю историю. Цусимское сражение уже давно стало именем нарицательным. Название японских островов в Корейском проливе с некоторых пор означает полный разгром одной стороны при минимальных потерях другой.


Второй год шла русско-японская война. Россия терпела одно поражение за другим: 1-я Тихоокеанская эскадра в августе 1904 года потерпела поражение в Жёлтом море, а затем бесславно погибла в гавани Порт-Артура от снарядов японской осадной артиллерии. Тогда же владивостокский отряд крейсеров был разбит японцами в Корейском проливе и полностью утратил боеспособность. 2 января 1905 года Порт-Артур был сдан японцам генералом Стесселем после семимесячной осады.



Наконец, в начале марта 1905 года, Манчжурская армия Куропаткина была разбита японцами в крупнейшем сухопутном сражении под Мукденом и отступила ещё дальше на север. Все надежды русское командование связывало теперь со 2-й Тихоокеанской эскадрой, приближавшейся к театру военных действий.

Подготовка 2-й Тихоокеанской эскадры к походу на Дальний Восток началась ещё в апреле 1904 года на Балтике. В неё были включены 4 новейших броненосца типа "Бородино", спешно достроенных для похода, броненосец-рейдер "Ослябя", старые броненосцы "Сисой Великий" и "Наварин", старый броненосный крейсер "Адмирал Нахимов", крейсера "Олег", "Аврора", "Изумруд", "Жемчуг", "Дмитрий Донской", "Светлана" и "Алмаз", 8 миноносцев, вспомогательные крейсера (вооружённые пароходы) и транспортные суда.



Новейшие броненосцы имели серьёзные недостатки:   ослабленное бронирование и значительную перегрузку, в результате которой главный броневой пояс скрывался под водой, а остойчивость кораблей опасно уменьшилась. У старых кораблей была недостаточно дальнобойная артиллерия, стрелявшая дымным порохом. В целом корабли были очень разнотипные, что сильно усложняло маневрирование и управление эскадрой.

Но самая серьёзная проблема заключалась в чрезвычайно слабой подготовке экипажей, которые в среднем лишь на 30% состояли из опытных матросов срочной службы. Много было новобранцев, а также штрафников, от которых старались избавиться командиры других кораблей. Корабли были слабо освоены экипажами, боевая подготовка практически отсутствовала. Корабли плохо маневрировали и с трудом удерживались в строю. Несколько учебных стрельб, проведённых во время похода, показали очень плохие результаты, особенно у новейших броненосцев. Качество офицеров и командиров кораблей во многом определялось сложившейся на флоте цензовой системой, то есть принципом "все по очереди, все по старшинству". В результате этой системы к командованию кораблями приходили весьма посредственные офицеры, выслужившие необходимый ценз, и тасуемые по разным кораблям, как карты в колоде.

Командование эскадрой было доверено вице-адмиралу Зиновию Петровичу Рожественскому, отличившемуся в русско-турецкой войне 1877-78 г., который в офицерской среде считался специалистом по артиллерии, и занимал высокий пост начальника Главного морского штаба.

вице-адмирал З.П. Рожественский

Командующий производил впечатление весьма энергичного и уверенного в себе адмирала. Однако во время похода эта энергия превратилась в мелочность и стремление самому руководить всеми, вплоть до отдельного матроса. А с началом боя уверенность в себе полностью растворилась в единственном отданном приказе следовать во Владивосток заданным курсом. Больше никаких боевых приказов и распоряжений от адмирала не последовало.

Решение о подготовке эскадры и назначении вице-адмирала Рожественского командующим было принято императором Николаем II по итогам совещания, состоявшегося в апреле 1904 года.

император Николай II

В августе, когда 1-я Тихоокеанская эскадра была уже заперта в Порт-Артуре, главной задачей 2-й эскадры была определена деблокада Порт-Артура с моря и завоевание господства на море совместно с 1-й эскадрой. Многие, в том числе и Рожественский, понимали, что эта задача эскадре не по силам, но не нашли мужества открыто заявить об этом императору.



Основные силы эскадры вышли из Либавы 15 октября 1904 года. Испытывая в походе большие затруднения, обогнув Африку, эскадра прибыла на Мадагаскар 19 декабря 1904 года. Часть эскадры следовала через Средиземное море и Суэцкий канал, соединившись с основными силами на Мадагаскаре. Здесь стало известно о падении Порт-Артура и гибели 1-й эскадры. В связи с этим, задача по завоеванию господства на море, стоявшая перед 2-й эскадрой, становилась просто фантастической. Эскадра задержалась на Мадагаскаре почти на три месяца, ожидая из Петербурга решения своей дальнейшей судьбы. Многим казалось, что пришло время пойти с Японией на мирные переговоры, используя как аргумент сам факт присутствия 2-й эскадры в непосредственной близости от театра военных действий.

Тем временем, в Петербурге было решено, что эскадра должна идти в бой. Для её усиления была сформирована так называемая 3-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-адмирала Небогатова,

контр-адмирал Н.И. Небогатов

в состав которой включили устаревший броненосец "Император Николай I" , три слабых броненосца береговой обороны типа "Адмирал Сенявин" и старый крейсер "Владимир Мономах". По отзыву самих моряков, это было сборище музейных экспонатов, но больше с Балтики вообще отправить было нечего. Впрочем, некоторые горячие головы, вроде кавторанга Кладо, предлагали отправить даже первый русский броненосец "Пётр Великий", построенный ещё в 1877 году, но его предложением, к счастью, не воспользовались. 16 февраля этот отряд вышел с Балтики, и пройдя Суэцким каналом, 9 мая 1905 года соединился с эскадрой адмирала Рожественского в бухте Ван Фонг во французском Индокитае.

в Ван Фонге

Здесь состоялась единственная за весь поход встреча двух адмиралов, причём её нельзя было даже назвать совещанием. На этой встрече Небогатов получил от Рожественского единственное указание: бой будет вестись эскадрой в строе одной кильватерной колонны, причём отряд Небогатова должен был занимать в ней концевое положение. Никакого плана предстоящего боя Рожественский при этом не сообщил. Не было известно о каких-либо планах боя и командирам кораблей. Вопрос о том, каким путём следует прорываться во Владивосток (а именно такую задачу поставил в итоге Рожественский перед командирами кораблей), был решён адмиралом единолично - через Корейский пролив, мимо островов Цусима. 14 мая эскадра в составе 38 вымпелов вышла в свой последний поход.

Русскую эскадру встречал японский Объединённый флот под командованием адмирала Х.Того.

адмирал Х.Того

Главная ударная сила японского флота была сосредоточена в двух боевых отрядах: 1-й боевой отряд в составе почти однотипных броненосцев британской постройки "Микаса", "Сикисима", "Фудзи" и "Асахи" и броненосных крейсеров итальянской постройки "Ниссин" и "Кассуга" и 2-й боевой отряд в составе шести однотипных броненосных крейсеров типа "Асама" (четыре - британской постройки, и по одному - французской и германской).

"Микаса"

Эти два боевых отряда были молотом и наковальней, которые должны были сокрушить русские броненосцы. Кроме них, у японцев было 16 крейсеров разных типов, около 60 миноносцев, а так же около 30 вооружённых вспомогательных судов. Очень важным было значительное превосходство в скорости японских отрядов над колонной русских кораблей, шедших со скоростью самого медленного. Экипажи японских кораблей имели бесценный боевой опыт, накопленный в сражениях с 1-й Тихоокеанской эскадрой. Перед Цусимским сражением они прошли дополнительную усиленную боевую подготовку, уделив особое внимание артиллерийской стрельбе.



Для боя с руской эскадрой японцы, по совету английских морских офицеров, разработали новую тактику. Она заключалась в том, что пользуясь преимуществом в скорости, японские корабли должны были постоянно держать голову русской колонны под сосредоточенным огнём двух своих боевых отрядов, охватывающих её полукругом. Таким образом, русские корабли, следовавшие дальше от головы колонны, были поставлены в неудобное положение, и не могли вести сосредоточенный огонь по врагу. Кроме того, японцы решили вести бой на больших дистанциях - до 80 кабельтовых. Для русских артиллеристов такие дистанции были непривычными, дальномеров на кораблях было мало, и не все наводчики сумели их освоить. У японцев напротив, каждое крупное орудие имело свой дальномер. Первоначальная пристрелка осуществлялась одним кораблём, который сообщал дистанцию на другие корабли сигналом.



На русских кораблях основными были бронебойные снаряды с низким содержанием пироксилина, который был вдобавок повышенной влажности. Японцы приготовили для боя более тяжёлые фугасные снаряды с увеличенным количеством очень сильного взрывчатого вещества - шимозой. Для русских бронебойных снарядов увеличение дистанции боя означало существенное уменьшение их эффективности - на больших дистанциях пробить вражескую броню было гораздо сложнее. Японские же снаряды предназначались для нанесения повреждений надстройкам слабее забронированных руских кораблей и выводу из строя их артиллерии, после чего корабль становился мишенью, которую необходимо было добить. Японцы рассчитывали сосредоточенным огнём своих броненосных кораблей по очереди выводить из строя головной корабль русской эскадры, при этом задачу его потопления должны были решать крейсера и миноносцы. Японский флот прекрасно подготовился к выполнению задуманного плана.



На рассвете 27 мая 1905 года, при входе русской эскадры в Корейский пролив, она была обнаружена японским вспомогательным крейсером "Синано-мару". Немедленно заработала его радиостанция, передавая адмиралу Того подробные сведения о количестве, курсе и скорости русских кораблей ...

продолжение здесь


promo mikhaelkatz june 16, 2015 02:21 41
Buy for 100 tokens
Этот стих пробрал меня до суставов и костей, потому что он совершенно точно про меня. Это я - от и до. Я ватник, я потомственный совок. Я в СССР рождён во время оно. Я чёрный хлеб. Я кирзовый сапог. Я воинской присяги звонкий слог И красные победные знамёна. Я не был на войне, но ту войну Я…

  • 1
никто не ожидал этого поражения

http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/HISTORY/TSUSSIMA.HTM
ЧЕТВЕРТЬ ЧАСА В КОНЦЕ АДМИРАЛЬСКОЙ КАРЬЕРЫ
В. Чистяков
Знамя № 10, 1988

к сожалению, это попытка выдать очень желаемое за действительное: рискованный манёвр Того был вполне успешным, а хитрая ловушка Рожественского обернулась в первую очередь против него самого: после того, как его 1-й отряд повернул и вступил в голову колонны, шедший до этого головным "Ослябя", чтобы не протаранить концевой "Орёл", вынужден был резко сбавить ход и даже застопорить машины, чем воспользовались японские артиллеристы, успешно поражая высокобортную неподвижную мишень, что и предопределило быструю гибель этого русского броненосца ...

а эта фраза из текста: "...Русские артиллеристы оказались на высоте и вполне достойными своих товарищей со славных "Варяга" и "Стерегущего"..." и вообще весьма двусмысленная, если учесть, что "Варяг" (и "Кореец") вообще не смогли добиться ни одного попадания в японские корабли, к огромному сожалению!

если бы автор вместо "Варяга" упомянул "Рюрик" - вот тогда он был бы прав на все сто

Edited at 2015-05-27 06:56 pm (UTC)

>рискованный манёвр Того был вполне успешным

Про успешный маневр:

Что же касается "удивительного везения" японцев, то здесь Пэкинхем вполне искренен, он не мог знать, что русские снаряды почти безвредны. Между тем "первые русские залпы избавили японцев от приятных иллюзий. В них не было и намека на беспорядочную пальбу, напротив, для дистанции в 9 тысяч ярдов это была необычайно точная стрельба, и в первые же несколько минут "Миказа" и "Сикисима" получили ряд попаданий шестидюймовыми снарядами. Того, отдав команду, уже не мог отменить маневра, и потому ощутил неприятную тревогу"...
Кстати, судя по японским источникам (которые склонны занижать собственные повреждения и потери), "Миказа" получил в этом бою около тридцати попаданий снарядов крупных калибров.
Много это или мало?
Если учесть, что успех артиллерийского боя всегда "питает сам себя" и что разрушения на русских кораблях нарастали лавиной (пожары, гибель людей, выход из строя орудий и приборов управления огнем), то можно с высокой степенью уверенности заключить, что большинство попаданий "Миказа" получил в краткие минуты полной интенсивности русского огня, то есть во время "маневра Того". Тем более что по завершении поворота "Миказа" занял позицию в голове японской "палочки" и с тех пор находился в зоне досягаемости лишь одного-двух русских головных броненосцев (которые, кстати, более остальных терпели от сосредоточенного японского огня).
"Шестидюймовая бортовая броня "Миказы" была дважды пробита русскими снарядами с дистанции 8000 метров, и примерно в это же время (на протяжении первых 15 минут боя.- В.Ч.) 12-дюймовый снаряд разорвался на правом крыле мостика, едва не задев осколками самого Того".
Нетрудно представить, что осталось бы от мостика и от командующего Соединенным флотом, если бы начинкой русского снаряда была "шимоза"! И это в первые минуты боя, в самом начале того, что было признано впоследствии "блестящим" японским образцом!
...От русского огня терпел не только "Миказа". Русских попаданий (судя по отметинам, их было всего 150) не избежал ни один из японских кораблей. "Броненосный крейсер "Асама" был вынужден покинуть линию уже в 2 часа пополудни (то есть на протяжении тех же 15 минут! - В.Ч.), после того как три последовательных попадания вывели из строя его руль". Так обошелся "Асаме" почти мгновенный его проход через "горячую точку". Что было бы с ним да и с остальными судами японского арьергарда, если бы русские снаряды взрывались, а не просто долбили металл "мертвым весом"?
"Вполне возможно,- полагает Вествуд,-что если бы разрывалась большая часть русских снарядов (если хотя бы пироксилин в них не был сырым! - В.Ч.), то результат сражения мог бы стать иным"..


Edited at 2015-05-27 07:18 pm (UTC)

я не спорю с тем, что манёвр Того был рискованным - но он оказался вполне успешным, позволив двум ударным отрядам японцев занять выгодное положение по отношению к голове русской колонны, и никакой Рожественский с этим поделать ничего не мог, мало того, он потратил несколько драгоценных минут, не открывая огня по состворившимся японцам, то есть повёл себя крайне нерешительно, что ещё раз говорит о том, что никакого осмысленного плана боя у него не было, а его манёвры с перестроением сначала в две колонны, а затем назад в одну - навредили больше всего самим же русским, что же до попаданий в японские корабли - то, вполне возможно, что во время этого поворота они получили на несколько попаданий больше, чем получили бы без него, но приписывать все попадания в японцев этому повороту - неправильно, т.к. в любом случае всегда наибольшее количество попаданий во вражеские корабли с обеих сторон происходит в первые минуты боя, когда корабли ещё не имеют повреждений и могут сравнительно спокойно прицелиться через ещё не разбитые дальномеры, дальше, как правило, таких условий уже нет, если только враг не ослаблен настолько, что его огонь уже не причиняет больших повреждений и даёт возможность прицеливаться относительно спокойно ... а вот "Ослябя" получил сполна за эти же минуты, да и "Князь Сувовров" тоже

Edited at 2015-05-27 10:16 pm (UTC)

>манёвр Того был рискованным - но он оказался вполне успешным

"Маневр Того" был не "рискованным" - он был просто гибельным для японской эскадры, которая "уцелела" (ВСЕ японские корабли за эти 15 минут получили попадания!) исключительно потому, что конструкция и начинка русских снарядов были никуда не годны.

>его манёвры с перестроением сначала в две колонны, а затем
>назад в одну - навредили больше всего самим же русским

Эти маневры вынудили Того к его "рискованному маневру" - и давали русской эскадре шанс на спасение. Который, кстати, не был равен нулю - в самом начале боя Того реально мог был быть убит.

ну хорошо, не верите мне, вот вам свидетельство непосредственного участника сражения: Костенко "На Орле в Цусиме" http://www.litmir.info/br/?b=98503&p=137 (заметьте, это не перестроечный историк, а именно непосредственный участник)

///...Когда Рожественский отделил четыре новых броненосца и выстроил их в самостоятельную колонну вправо от остальной эскадры, то все усмотрели в этом маневре намерение использовать самый сильный отряд для активного удара противнику в момент завязки генерального боя. К сожалению, командующий не выстроил 1-й броненосный отряд строем фронта впереди эскадры, как, видимо, намеревался сначала, а допустил его перестроение «последовательно». В результате этого 1-й отряд выстроился параллельной колонной справа в расстоянии 13 кабельтовых. Когда Того появился впереди по курсу русской эскадры справа и неожиданно стал переходить налево, как бы стремясь разойтись контр-курсом, Рожественский отказался от выделения 1-го отряда в отдельную колонну и решил снова перестроить всю эскадру в единую общую кильватерную колонну, имея четыре новых броненосца в голове.
Перестроение 1-го отряда на прежний курс было выполнено по сигналу адмирала последовательно за «Суворовым» со скоростью всего 11 узлов, тогда как левая колонна, с «Ослябя» в голове, продвигалась со скоростью 9 узлов.
«Суворов» повернул влево на 4 румба и пошел по диагонали, но превышение его скорости всего на 2 узла против «Ослябя» оказалось недостаточным, чтобы все четыре броненосца успели опередить левую колонну. Только два передних корабля, «Суворов» и «Александр», успели выйти на курс, а «Бородино» и «Орел» сошлись с «Ослябя», который, чтобы пропустить их вперед, сначала сбавил ход, а затем был вынужден застопорить машины. Трудность построения осложнилась еще тем, что «Суворов», выйдя на курс, сразу сбавил ход до 9 узлов и этим еще задержал вступление в строй «Бородино» и «Орла».
«Ослябя» был принужден застопорить машины, но не предупредил задние корабли. «Сисой» и «Наварин», чтобы не налезть на «Ослябя», вышли из строя влево. Весь строй 2-го и 3-го отрядов нарушился. Корабли налезали друг на друга и отворачивали носы. В это время противник уже делал впереди поворот на 16 румбов и на циркуляции сразу открыл огонь, пристрелявшись к неподвижному «Ослябя».
Так весь маневр Рожественского с отделением 1-го отряда и обратным перестроением не только вышел впустую, но и привел всю нашу левую колонну к полному расстройству и подставил под сосредоточенный удар японской эскадры головной корабль 2-го отряда «Ослябя»...///

и кстати, помимо Того в японском флоте была ещё, как минимум, дюжина решительных и опытных боевых адмиралов, а главное здесь в том, кто на что был изначально нацелен: Рожественский - прорваться во Владивосток, японцы - уничтожить русских во что бы то ни стало, поэтому даже гибель японского командующего не стала бы разгромом японцев, это абсолютно точно

Edited at 2015-05-27 11:34 pm (UTC)

>заметьте, это не перестроечный историк,
>а именно непосредственный участник

Это еще хуже, чем перестроечный историк :)
"Непосредственный участник" пишет свои записки под "гипнозом поражения" - и что бы он ни написал о действиях Рожественского и их результатам - всё будет со знаком минус.

здесь я с вами абсолютно не согласен:

перестроечный историк на гребне перестройки пытался спеть старую песню о главном - что адмирал был несправедливо оклеветан ...кем? правильно, Советской властью в течение всех её 70 лет, а он сейчас на гребне перестроечной волны быстренько скажет своё конъюнктурное слово - и адмирал засияет во всём своём парадном блеске

а непосредственный участник приводит такие детали, от которых все домыслы перестроечного историка разлетаются в пух и прах: не было никакого строя уступом в правой колонне, а была попытка спешно, по кратчайшему расстоянию, наискосок, занять место в голове русской колонны, причём исполнено это было настолько скверно, что строй русской эскадры смешался, а "Ослябя" был вынужден остановиться, и вот здесь Того на все 150% использовал неожиданный подарок русских и свой рискованный манёвр с поворотом: проходя через точку поворота японские корабли один за другим делали залп по неподвижному "Ослябя", причём им даже пристрелку для этого не нужно было делать: головной корабль, нащупав цель, сообщил дистанцию остальным, и они разряжали свои орудия как на учениях ... вы говорите, в японский флагман попало в первые минуты около 30 снарядов, а кто-то знает точно, сколько снарядов попало в эти же минуты в "Ослябю"? вот как обернулся Рожественскому его шанс на спасение

и нет здесь никакого гипноза: Костенко был на "Орле", которому в кильватер должен был идти "Ослябя" и видел всё прекрасно безо всякого гипноза

Re: а вот и нет

>перестроечный историк на гребне перестройки пытался
>спеть старую песню о главном - что адмирал был
>несправедливо оклеветан ...кем? правильно,
>Советской властью в течение всех её 70 лет

Вообще-то о таком-сяком бездарном самодуре Рожественском верещали как раз либеральные хисторики начала ХХ века. А при Советской власти о нем вообще очень мало вспоминали - публике он был известен в основном по роману Новикова-Прибоя.

>Костенко был на "Орле", которому в кильватер
>должен был идти "Ослябя" и видел всё прекрасно
>безо всякого гипноза

Это мнение лейтенанта о том, что в штабах ничего не смыслят :)

Re: а вот и нет

должен отметить, что книга Костенко является одним из самых авторитетных источников по Цусимскому сражению именно благодаря тому, что в ней приведено много важных деталей, которых не всегда могут разглядеть историки, роющиеся в архивах, факты, приведённые Костенко никогда и никем не были опровергнуты или оспорены, в статье же Чистякова факты о сражении приводятся весьма выборочно, таким образом, чтобы подтвердить продвигаемый автором тезис, при этом он напрочь не желает видеть того, о чём говорят свидетели событий, делая свои далеко идущие выводы на одних лишь предположениях, поэтому его статья уже давно разобрана историческим тсообществом и признана конъюнктурным конспирологическим текстом, вот, собственно, и всё

Re: а вот и нет

>его статья уже давно разобрана историческим
>тсообществом и признана конъюнктурным
>конспирологическим текстом

Аминь! :)

>помимо Того в японском флоте была ещё, как минимум,
>дюжина решительных и опытных боевых адмиралов, ...поэтому
>даже гибель японского командующего не стала бы разгромом
>японцев, это абсолютно точно

Ну, во-первых - все-таки не адмиралов :)
И проблема именно в том, что "дюжина". Если бы у Того был ОДИН "вице-" , к которому командование "если что" переходило бы автоматически - тогда да.
Опять же - а кто писал про "разгром японцев"? Я говорил про "шанс на спасение".
Разгромить японцев было невозможно даже теоретически, а вот шанс на спасение эскадры и ее прорыв во Владивосток был.

тут как раз всё было просто: при выходе из строя адмирала Того, вместо него АВТОМАТИЧЕСКИ командование переходило к младшему флагману вице-адмиралу Камимура, а это был вполне боевой и решительный адмирал, и так далее, иерархия была очень чёткая, с этим у японцев проблем никогда не было

шансы на спасение у русской эскадры, возможно и были, но они не были никаким образом связаны с сомнительными манёврами Рожественского, об этом пишет и Костенко: ///...Момент завязки боя открывал перед Рожественским полную возможность захватить инициативу в свои руки и атаковать японскую колонну во время поворота адмирала Того последовательно на обратный курс, когда его боевая колонна оказалась сдвоенной и была «завязана в узел». Если бы Рожественский бросился в атаку на противника в этот решительный период перед открытием огня с четырьмя однотипными новыми броненосцами, идя полным ходом в 16 узлов, то он имел бы возможность сблизиться с японской колонной на самую близкую дистанцию и спутать строй противника. Тогда перед ним открылись бы широкие возможности превратить дальнейший бой в беспорядочную свалку, подтянуть тихоходные корабли хвостовой части нашей колонны и связать свободное маневрирование японцев, подбив или выведя из строя некоторые из их кораблей.

Этот момент не только был упущен, но, наоборот, Рожественский своим первым перестроением в одну кильватерную колонну спутал весь строй своей эскадры и с самого начала боя предоставил противнику возможность проводить план охвата нашей головы, используя огромное преимущество хода. Именно эта пассивность и ошибки Рожественского при завязке боя предрешили быструю гибель «Осляби», выход из строя «Суворова» и изоляцию в артиллерийской дуэли трех оставшихся броненосцев первого отряда от хвостовых семи броненосцев. А в морском бою успех первого удара предрешает исход сражения. Понеся непоправимые потери за первые полчаса боя, русская эскадра была обречена на уничтожение. ...///

и Небогатов, разбиравший варианты прорыва во Владисвосток другим маршрутом, и многие другие авторитетные люди

об этом пишет и Костенко

... а ему не верить никак невозможно-с... :)
Впрочем, я не настаиваю на обратном.
Если бы русские снаряды были снаряжены мелинитом и нанесли японцам тяжелейшие потери в первые 15 минут боя, то любой Камимура бы сто раз подумал - а стоит ли продолжать бой в таких условиях?
И Рожественский вошел бы в историю морским гением... вместо Того.
Но снаряды были набиты пироксилином (причем изрядно отсыревши) - и теперь благодарные потомки с умным видом обсуждают воспоминания мичманов о том, какой был дурак Рожественский.

Re: об этом пишет и Костенко

говоря по правде, я был бы очень рад, если бы версия о гениальном маневрировании Рожественского подтвердилась, когда лет 30 назад я впервые прочитал "Цусиму" и узнал о том, какое жестокое поражение было нанесено России в этом сражении, то некоторое время спать спокойно не мог, изобретая всевозможные варианты, как наши победили бы японцев ...потом, с возрастом, это прошло, но горечь поражения осталась на всю жизнь

в завершение нашей дискуссии хотелось бы добавить ещё один штрих: сам адмирал Рожественский давным-давно опроверг все будущие попытки историков приписать ему гениальное маневрирование, в своих показаниях следственной комиссии он довольно подробно описал причины своего маневрирования в начале боя, и там нет никакого намёка на тот гениальный замысел, который ему приписывают некоторые очень патриотические историки, в этой ситуации он проявил свои лучшие человеческие качества, и это, несомненно, делает ему честь
пусть покоится с миром!

аминь!

Edited at 2015-05-28 10:50 am (UTC)

Re: об этом пишет и Костенко

>в своих показаниях следственной комиссии он довольно
>подробно описал причины своего маневрирования в начале
>боя, и там нет никакого намёка на тот гениальный замысел,
>который ему приписывают

Ну естественно.
После разгрома рассказывать о гениальном плане победы - значит самому выставить себя дураком и клоуном.
Рожественскому в таких обстоятельствах следовало помалкивать... и каяться. Не обвинять же в своем поражении батюшку-царя?

Очень интересно.
Спасибо.
Ждем продолжения.

Запоздало, но с большим интересом прочитал Ваш обзор. Очень подробно, интересно и с любовью написано. Думаю, что нельзя согласиться только с тем, что все японские броненосцы были "почти однотипными". На самом деле самый старый (Fuji) достаточно сильно отличался от самого нового (Mikasa), и водоизмещением, и типом бронирования (на Mikasa более современная цементированная крупповская броня), хотя пушки были совершенно одинаковыми. Как-то на самом этом броненосце (там музей, в Йокосуке) я видел стоящие рядом подробные макеты всех четырех броненосцев Цусимского сражения, разница там видна даже невооруженным глазом. Mikasa наряду с классом Katori даже иногда называют словом semi-dreadnought.

без сомнения, "Фудзи" был старше и по различным параметрам уступал "Микасе", однако, в целом он был с ним более однотипным по боевым характеристикам, чем, скажем, "Бородино", "Ослябя" и "Наварин", не говоря уже о коллекции утюгов из 3-й эскадры Небогатова, поэтому боевая линия японцев была более однородной, чем русская, чем Того с успехом и воспользовался

"Микаса" был ещё классическим броненосцем, а вот "Катори" уже был развитием с увеличенным калибром средней артиллерии - в чём-то сходным с нашим "Евстафием", это уже начало ветви недо-дредноутов, это да

  • 1