?

Log in

No account? Create an account

Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Композитор Александр Александров
пацак
mikhaelkatz


13 апреля 1883 года родился Александр Васильевич Александров - генерал-майор, народный артист СССР, выдающийся композитор, дирижер, профессор Московской Государственной Консерватории, автор "Священной войны", автор музыки Гимна СССР, и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации.


Александров-старший родился в селе Плахино Захаровского уезда Рязанской губернии в семье ремесленника. И отец, и дед отличались большими музыкальными способностями, а сестра Анна даже пела в любительских спектаклях. Она и заметила феноменальную музыкальную одаренность своего брата. Отец отвез сына в Петербург к своему знакомому регенту Казанского собора В. Фатееву, который помог Саше выдержать экзамен в придворную певческую капеллу. Александров оказался в профессиональном хоре мальчиков, с которым работали известные русские композиторы М. Балакирев и Н. Римский-Корсаков. За время обучения в капелле он научился играть на фортепиано и на скрипке.
В 1900 году по совету Римского-Корсакова Александр поступает в Петербургскую консерваторию. Там он учится сразу на двух отделениях: занимается композицией у Н. Римского-Корсакова и хоровым дирижированием у А. Лядова. Проучившись в Петербурге два года, Александров был вынужден прервать учебу по состоянию здоровья. Его заботили и материальные дела, поэтому он едет в город Бологое, где начинает работать регентом хора в местном соборе. Поправив здоровье, Александров пытается восстановиться в Петербургской консерватории, но после увольнения Римского-Корсакова его ученики переходят в Московскую консерваторию.

Александров тоже переезжает в Москву, продолжает учебу и заканчивает консерваторию сразу по двум отделениям - композиторскому и вокальному. Его дипломная работа - опера «Русалка» - была удостоена Большой серебряной медали.

После окончания консерватории Александров уезжает в Тверь, где начинает работать в музыкальной школе, которую открыло в городе Российское театральное общество. Но, понимая, что для профессионального роста необходимо работать в крупных городах, вскоре возвращается в Москву.

В 1918 году он начинает работать дирижером-репетитором в хоре Большого театра и одновременно преподает в Московской консерватории.
В детском хоре театра начал свою профессиональную карьеру и сын Александрова Борис. Закончив школу, он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции, которым руководил Р. Глиэр.

В 1923 году Александров-старший становится профессором и добивается, чтобы при консерватории открылся специальный класс военного дирижирования. Со временем класс вырастает в военно-дирижерский факультет – единственное учебное заведение подобного типа.

Одновременно А. Александров организовал самодеятельные хоры красноармейцев. Вскоре он стал руководителем ансамбля при Центральном доме Красной армии в Москве, но потом решил создать самостоятельный армейский ансамбль песни и пляски. Ему удалось это сделать, правда, танцевальная группа появилась позже, а пока в нем было всего восемь исполнителей-вокалистов.

10 октября 1928 года на концерте нового ансамбля побывал нарком обороны К. Ворошилов. Он поддержал ходатайство Александрова и отдал приказ о наборе в ансамбль талантливых бойцов из различных гарнизонов.
А. Александров объехал части Московского и Ленинградского округов, где набрал несколько десятков человек. Начались репетиции и учеба. Несмотря на природные способности, многим хористам пришлось осваивать технику академического пения, гармонию и сольфеджио.
Свою первую программу ансамбль посвятил Первой Конной армии. Программа состояла из народных песен и танцев. Зрители с восторгом принимали выступления ансамбля как в столице, так и в других городах, куда он отправился на гастроли. Такие поездки Александров устраивал несколько раз в год. Трудно сказать, где он только не побывал - на Украине и в Средней Азии, в Заполярье и в Закавказье.

В 1934 году ансамбль совершил концертное турне по великим стройкам пятилетки, проехав от Днепрогэса до Магнитостроя и оттуда до Комсомольска-на-Амуре. В 1935 году специальным постановлением ВЦИК ансамбль был награжден орденом Красной звезды, ему присвоили название Ансамбля красноармейской песни и пляски СССР.

В 1937 г. правительство приняло решение о поездке ансамбля в Париж, на Всемирную выставку. 9 сентября 1937 г. Краснознаменный ансамбль в военной форме стоял на эстраде концертного зала Плейель, до отказа наполненного слушателями. Под аплодисменты публики на эстраду вышел Александров, и в зал полились звуки «Марсельезы». Все встали. Когда отзвучал этот волнующий гимн Французской революции, раздался гром аплодисментов. После исполнения «Интернационала» аплодисменты были еще более продолжительными. На следующий день в парижских газетах появились восторженные отзывы об ансамбле и его руководителе. Известный французский композитор и музыкальный критик Ж. Орик писал: «С чем сравнить такой хор?.. Как не быть захваченным гибкостью и тонкостью нюансов, чистотой звука и в то же время сыгранностью, которая превращает этих певцов в единый инструмент и при том какой. Этот ансамбль уже покорил Париж... Страна, имеющая таких артистов, может гордиться».

С удвоенной энергией работал Александров в годы Великой Отечественной войны. Он сочинил немало ярких патриотических песен, таких, как "Святое ленинское знамя", "25 лет Красной Армии" ("Несокрушимая и легендарная"), "Поэма об Украине" (все на ст. О. Колычева). Из них, — писал Александр Васильевич, — «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятья гитлеризму. Эта, песня-набат, песня-присяга и ныне, как и в суровые военные годы, глубоко волнует советских людей.

В 1939 г. Александров написал «Гимн партии большевиков» (ст. В. Лебедева-Кумача). Когда был объявлен, конкурс на создание нового Гимна Советского Союза, он представил музыку «Гимна партии большевиков» с текстом С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. В ночь под 1944 год все радиостанции страны впервые передали в исполнении Краснознаменного ансамбля новый Гимн Советского Союза.




Авторы Гимна СССР во время работы над песней (слева направо): Эль-Регистан (Габриэль Уреклян) (1899—1945), Александр Александров (1883—1946) и Сергей Михалков (1913—2009)

Выполняя огромную работу по обслуживанию частей Советской Армии, как в годы войны, так и в мирное время, Александров также проявлял заботу об эстетическом воспитании советских людей. Он был убежден, что Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски может и должен служить примером для создания ансамблей при рабочих клубах. При этом Александров не только давал советы по созданию хоровых и танцевальных коллективов, но и оказывал им практическую помощь.

До конца своих дней Александров работал с присущей ему огромной творческой энергией — он умер в Берлине, во время гастролей ансамбля. В одном из последних писем, как бы подводя итог своей жизни, Александр Васильевич писал: «...Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента... Много было хорошего и плохого. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот... Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом большое счастье...»




После смерти отца в 1946 году Борис Александров возглавил ансамбль.

Группа ВК "Зеркало истории"



promo mikhaelkatz june 16, 2015 02:21 41
Buy for 100 tokens
Этот стих пробрал меня до суставов и костей, потому что он совершенно точно про меня. Это я - от и до. Я ватник, я потомственный совок. Я в СССР рождён во время оно. Я чёрный хлеб. Я кирзовый сапог. Я воинской присяги звонкий слог И красные победные знамёна. Я не был на войне, но ту войну Я…

  • 1
Лучший русский регент своего времени. Руководил тверским архиерейским хором, хором Храма Христа Спасителя. В его хоре Советской Армии изначально пели именно собранные со всей России лучшие профессиональные церковные певчие и лучшие в вокальном смысле дьякона, снявшие с себя сан поэтому качество исполнения было высочайшим.

Отличная статья

  • 1