Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Воскресшие под чужим флагом
пацак
mikhaelkatz



Во время неудачной для Российской империи русско-японской войны 1-я Тихоокеанская эскадра Российского императорского флота, базировавшаяся в Порт-Артуре, была полностью уничтожена японцами. При этом значительная часть погибших русских кораблей была впоследствии поднята японцами, восстановлена и служила в их флоте.


Корабли, затопленные в Порт-Артуре перед сдачей крепости: 1 — минный транспорт «Амур»; 2 — крейсер «Баян»; 3 — крейсер «Паллада»; 4 — броненосец «Победа»; 5 — броненосец «Ретвизан»; 6 — броненосец «Полтава»; 7— броненосец «Пересвет»; 8— канонерская лодка «Гиляк»; 9 — канонерская лодка «Бобр»; 10 — транспорт «Зея»; 11 — транспорт «Гирин»; 12 — транспорт «Цицикар»; 13 — транспорт «Бурея»; 14 — транспорт «Нингута»; 15— госпитальное судно «Маньчжурия»; 16 — транспорт «Амур»; 17— транспорт «Казань»; 18— госпитальное судно (вспомогательный крейсер) «Ангара»; 19 — крейсер (клипер) «Забияка»; 20 — транспорт «Европа»; 21 — крейсер (клипер) «Джигит»; 22 — миноносец «Боевой»; 23 — минный крейсер «Всадник»; 24 — минный крейсер «Гайдамак»; 25—миноносец «Разящий»; 26 — миноносец «Сторожевой»; 27 — плавкарн; 28 — малые подводные лодки; 29 — крейсер (клипер) «Разбойник»; 30 — шхуна «Ермак»; 31 — транспорт «Новик»; 32 — миноносец «Сильный»; 33 — миноносец «Бдительный»

1. Крейсер "Варяг"

Первым погиб бронепалубный крейсер "Варяг" (построен в США), затопленный своей командой после неравного боя в "Чемульпо", в первый же день войны, 9 февраля 1904 года.



Крейсер "Варяг" в Чемульпо



Крейсер "Варяг" затоплен своей командой в Чемульпо

В 1905 году японцы подняли "Варяг"



Корабль был капитально отремонтирован и включен в состав Японского флота под названием "Сойя".  Из уважения к подвигу русских моряков японцы оставили на борту и название "Варяг".



Японский учебный крейсер "Сойя"

В 1916 году корабль был выкуплен у Японии царским правительством, переведён на Север и под прежним именем "Варяг" включен во Флотилию Северно-Ледовитого океана. В феврале 1917 крейсер ушёл в Британию на ремонт, где позже был конфискован, отправлен на слом, и затонул во время шторма в Ирландском море.



Памятник в Шотландии, неподалёку от того места, где затонул "Варяг"

2. Крейсер 2-го ранга "Новик"

20 августа 1904 года, после боя с японцами, был затоплен своей командой у острова Сахалин крейсер 2-го ранга "Новик" (построен в Германии).



Крейсер 2-го ранга "Новик"



Затопленный крейсер "Новик" на камнях у Корсаковского поста

На основании Портсмуского мирного договора, южная часть острова Сахалин была отдана Японии…
16 июля 1906 года «Новик» был поднят японцами. Крейсеру был произведён восстановительный ремонт с установкой новых котлов и вооружения.
11 июля 1908 года крейсер вошёл в состав японского флоте под названием «Судзуя».



Японский крейсер "Судзуя" в Куре, ноябрь 1908 года

В 1913 году исключен из списков флота и разобран на металл.

3. Броненосец "Полтава"

После захвата горы Высокой в декабре 1904 года, японцы начали прицельный обстрел русских кораблей в гавани Порт-Артура. Первым 5 декабря 1904 года был потоплен броненосец "Полтава" (построен в России).



Эскадренный броненосец "Полтава"



Броненосец Полтава, затонувший в Порт-Артуре

В июле 1905 года японцы подняли «Полтаву» и зачислили её в свой флот под названием «Танго». В 1909 году «Танго» вошёл в строй как броненосец береговой обороны 1 класса, одновременно служа учебным кораблём для строевых матросов и комендоров.



Японский броненосец береговой обороны 1 класса "Танго"

В 1916 году броненосец был выкуплен у Японии царским правительством, переведён на Север и под новым именем "Чесма" включен во Флотилию Северно-Ледовитого океана (имя "Полтава" уже было присвоено новому балтийскому дредноуту).  В марте 1918-го корабль захватили английские интервенты, два года использовавшие его в качестве плавучей тюрьмы.При эвакуации из Архангельска в марте 1920 года «Чесма» была ими брошена. В 1924 году броненосец был отправлен для разделки на металл.

4. Броненосец "Ретвизан"

6 декабря 1904 года был потоплен броненосец "Ретвизан" (построен в США), после попадания 13-14 японских снарядов калибра 280-мм.



Эскадренный броненосей "Ретвизан"



Затонувший "Ретвизан"

Броненосец был поднят 22 сентября 1905 года и переименован в «Хидзэн». В конце 1908 года «Хидзэн» вошёл в состав флота как линкор 1 класса. В начале 1918 года «Хидзэн» вместе с кораблями других стран Антанты вошёл во Владивосток, и в последующие три года неоднократно возвращался сюда, участвуя в японской интервенции на Дальнем Востоке.



В сентябре 1923 года «Хидзэн» официально исключили из боевого состава флота и переоборудовали в плавучую мишень, а в июле 1924-го — потопили в ходе учений новых японских дредноутов.

5. Эскадренный броненосец "Пересвет"

7 декабря 1904 года был потоплен броненосец "Пересвет" (построен в России), в который попало 23 японских снаряда калибра 280-мм.



Эскадренный броненосец "Пересвет"



Затопленный "Пересвет" в Порт-Артуре

В июне 1905 года «Пересвет» был поднят японцами, переименован в «Сагами»  и торжественно включён в состав японского флота. Ремонт продолжался до 1909 года, после чего «Сагами» был переклассифицирован в броненосец береговой обороны 1 класса.



В 1916 году броненосец был выкуплен у Японии царским правительством, переклассифицирован в броненосный крейсер под прежним именем "Пересвет" и отправлися в европейские воды. 4 января 1917 года "Пересвет" подорвался на двух минах, выставленных немецкой подлодкой U-73, и затонул в Средиземном море, в 10 милях от Порт-Саида.

6. Эскадренный броненосец "Победа"

7 декабря 1904 года был потоплен броненосец "Победа" (построен в России), после попадания 21 японского снаряда калибра 280-мм.



Эскадренный броненосец "Победа"



В октябре 1905 года японцы подняли «Победу» и торжественно переименовали её в «Суво». С 1909 года «Суво» числился броненосцем береговой обороны 1 класса и выполнял функции учебного судна. В апреле 1922 года «Суво» был разоружён.



Японский броненосец береговой обороны 1 класса "Суво"

7. Бронепалубный крейсер "Паллада"

7 декабря 1904 года был потоплен крейсер "Паллада" (построен в России), после попадания 10 японских снарядов калибра 280-мм.



Бронепалубный крейсер "Паллада"



Затонувшие в Порт-Артуре крейсер "Паллада" (слева) и броненосец "Победа"

В сентябре 1905 крейчсер был поднят японцами и после ремонта и переоборудования введён в состав Императорского японского флота под названием «Цугару». В 1920 бвл переоборудован в минный заградитель.

27 мая 1924 потоплен японской морской авиацией при показательной бомбардировке в честь годовщины Цусимского сражения.

8. Броненосный крейсер "Баян"

К вечеру 9 декабря 1904 года, после многочисленных попаданий и пожара, бушевавшего 30 часов, затонул броненосный крейсер "Баян" (построен во Франции).



Броненосный крейсер "Баян"



Затопленный броненосный крейсер "Баян" после капитуляции крепости Порт-Артур

В августе 1905 года крейсер был поднят и включен в состав японского флота под именем «Асо».  В 1921—1922 годах его переоборудовали в минный заградитель, а в 1930 году исключили из списков флота. В августе 1932 года корпус крейсера был расстрелян в качестве мишени.



Японский минный заградитель "Асо" в Йокосуке, 1924 год
9. Эскадренный миноносец "Сильный"

13 ноября 1904 года, находясь в дозоре, миноносец "Сильный" подорвался на японской мине, и был на буксире отведён  на внутренний рейд Порт-Артура. О ремонте не было и речи в условиях блокады, поэтому миноносец разоружили и его орудия были переданы на сухопутный фронт. Перед сдачей крепости корабль был взорван.



Эскадренный миноносец "Сильный"

Захватив Порт Артур японцы смогли восстановить корабль и он был включён в состав японского флота в 1906 году под именем "Фумицуки". В 1913 году был сдан на слом.



Эсминец 3 ранга "Фумицуки" в Курэ, 1908 год

10. Эскадренный миноносец "Решительный"

После неудачного сражения в Жёлтом море, миноносец "Решительный"  11 августа 1904 года прорвался в китайский порт Чифу и разоружился, но в нарушение принятых правил, был захвачен японцами на следующий день после рукопашной .



Эскадренный миноносец "Решительный"

Миноносец переименован в «Акацуки» (второй), после чего вошел в состав 1-го отряда эскадренных миноносцев. Участвовал в Цусимском сражении, в ходе которого протаранил и потопил японский же миноносец № 69. В 19 октября 1905 года переименован в «Ямабико» , а в 1918 году сдан на слом.


Японский миноносец "Акацуки" в Цусимском сражении

11. Минный крейсер "Всадник"

15 декабря японцы потопили снарядами калибра 280 мм укрывавшийся в одном из портовых бассейнов минный крейсер «Всадник» (построен в России).





Затопленный минный крейсер "Всадник"

После окончания русско-японской войны «Всадник» был поднят, восстановлен, переклассифицирован в миноносец и в 1906 году введен в состав Японского императорского флота под названием «Макигумо». Сдан на слом в 1914 году.


12. Минный крейсер "Гайдамак"

Перед капитуляцией Порт-Артура, в ночь на 2 января 1905 года, минный крейсер "Гайдамак" (построен в России) был взорван в гавани.



Минный крейсер "Гайдамак" в Порт-Артуре 1901 год



Затопленный минный крейсер "Гайдамак"

После окончания русско-японской войны «Гайдамак» был поднят, восстановлен, переклассифицирован в миноносец, и в 1906 году введен в состав Японского императорского флота под названием «Шикинами». Сдан на слом в 1914 году.



Японский миноносец "Шикинами"

13. Госпитальное судно "Москва"

30 октября 280-мм снарядами японцев в гавани Порт-Артура было потоплено госпитальное судно "Москва", бывший транспорт (вспомогательный крейсер) «Ангара» (построен в Англии).



"Москва", затонувшая на мелководье Порт-Артура

«Москва» была поднята в мае 1905 г., и в том же году в качестве вспомогательного крейсера «Анегава» вошла в строй японского флота.
До августа 1911 года использовался как посыльное судно, затем исключен из списков и подарен японским правительством русскому царю. Разобран в конце 20-х гг


Таким образом, из состава 1-й Тихоокеанской эскадры под японским флагом воскресли 4 броненосца, 4 крейсера, 2 миноносца, 2 минных крейсера и 1 вспомогательный крейсер. Это была дополнительная оплеуха от победившей огромную Российскую империю маленькой, но гордой и целеустремлённой азиатской страны.

Последствия этого тяжёлого поражения наша страна смогла преодолеть лишь 40 лет спустя. Это сделали потомки тех солдат и моряков.

Вечная память им всем!



Советские моряки в освобождённом Порт-Артуре, август 1945





  • 1

Доброго утра!


и Вам хорошего дня )

Спасибо, очень интересная информация. Получается, что почти половина серьёзных военных судов была построена не в России ?
А с выкупом - это да. "Партнёрство". За что гибли русские моряки ?...

"Получается, что почти половина серьёзных военных судов была построена не в России ?"
Если не больше половины. Вы учтите, что многие лучшие русские корабли были копиями иностранных.

Броненосцы типа "Бородино" - копии "Цесаревича", сделанного во Франции.
Скоростные легкие "Изумруд" и "Жемчуг" - копии "Новика" немецкого производства.
В серии крейсеров типа "Баян" 1-го ранга головной корабль серии сделан французами, остальные - наши копии; крейсер 1-го ранга "Богатырь" - немецкой постройки, а с него было у нас сделано 4 копии: "Олег", "Кагул", "Очаков" и сгоревший во время строительства "Витязь", и так далее со всеми остановками.

Но существеннее то, что русские корабли русской постройки по русскому проекту оказывались гораздо хуже "русских" аналогов иностранной постройки либо по иностранным проектам. Сравните ТТХ и биографию "русского" немца "Аскольда" с чистокровно-русской "Авророй" - это небо и земля.

Рудневу, капитану "Варяга" в бое у Чемульпо, фантастически повезло, что из него решили делать не козла отпущения за неудачное начало войны, а героя и образец для подражания.

До сих пор у нас цитируют, как абсолютно достоверную, информацию из его рапорта, а ведь там очень много вранья. Количество выпущенных им снарядов он с перепугу завысил раза в три, доведя его до полного неправдоподобия; тем более наврал про результат своей стрельбы - притом что в реальности не добился ни единого результативного попадания, как и "Кореец", а приписанные им себе результаты для понимающих людей стали притчей во языцех.

поэтому с ним после войны офицеры предпочитали не общаться, даром, что его сделали флигель-акдъютантом

Но ура-патриотическая пропаганда в его честь сильно пережила его самого.

стране позарез нужны были герои прямо сейчас, не дожидаясь, когда героически погибнет "Рюрик" в жертвенном бою, хотя это Руднева совсем не оправдывает

глубоко проработано

вот что бывает, когда страной управляет царственный дилетант

Отсутствие попаданий в японские корабли основано на японских данных. Доверять японцам нельзя , они скрывали свои потери. Надо изучать мемуары нейтральных наблюдателей. В Чемульпо были Английский,французский,Итальянский крейсер.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account