Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Праздник 4 ноября
пацак
mikhaelkatz



С праздником всех нас, дорогие друзья! Если кто подзабыл, напоминаю: сегодня в современной нам России, начиная с 2005 года, отмечается государственный праздник - День народного единства, день изгнания поляков из Китай-города. Православные граждане отмечают сегодня день Казанской иконы Божьей Матери. А трудящиеся Петрограда 22 октября (4 ноября) 1917 года отметили День Петроградского Совета. В этот день на всех предприятиях города проходили митинги, собрания, участники которых требовали передачи власти Советам.

Давайте вместе вспомним, что это были за события в нашей истории.



День Народного единства

Осенью 1611 года, во времена Смуты, началось всенародное движение за освобождение Родины — отряды крестьян, посадских людей и мелкопоместных дворян собирались со всех концов страны. Патриарх Гермоген, заточенный поляками в подземелье, через своих людей тайно рассылал грамоты с призывом восстать против интервентов.



Горький. Памятник Козьме Минину (скульптор Александр Колобов, 1943 год)


Нижегородский земский староста Козьма Минин, собрав на вечевой площади все население города, выдвинул призыв: «Ополчайся, стар и млад! Продадим свои дома, заложим жен и детей и выкупим отечество... Я знаю, только мы на это подвинемся, так и малые города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников».
Возглавить ополчение нижегородцы предложили князю Дмитрию Пожарскому, честнейшему человеку и опытному воеводе.




Памятная доска князю Пожарскому в Зарайском Кремле


В июле 1612 года ополчение, собрав свыше 20 тысяч человек, вышло из Ярославля и 20 августа вступило в Москву, расположившись в районе Арбата. Атаман Заруцкий, узнав о приближении столь грозной силы, бежал, но казаки Трубецкого остались. День в день с ополчением в Москву на помощь осажденным полякам вступил с 12-тысячным войском гетман Ходкевич, остановившийся на Поклонной горе.






Русский военный историк С. Е. Кедрин в книге «Исторический обзор тактики русских войск» описывает начало сражения так: «22 августа Ходкевич перешел реку у Девичьего монастыря и в 1 час дня атаковал Пожарского, который после упорного боя (в 7 часов вечера) отступил к Пречистенским воротам... Но отправленные на другой берег Пожарским 5 лучших конных сотен, несмотря на запрещение Трубецкого, по собственному почину вброд через реку ударили в тыл зарвавшимся врагам. Атака эта решила участь боя, и гетман, потеряв много убитыми, отступил на Поклонную гору».





Битва князя Пожарского с гетманом Ходкевичем под Москвой, 1612


На следующий день Ходкевич сделал еще одну попытку через Замоскворечье пробиться в Кремль, где сидел осажденный польский гарнизон. Здесь центром сражения стал Клементовский острожек, который в ходе упорного боя несколько раз переходил из рук в руки.


Ближе к вечеру 24 августа Козьма Минин с дворянскими сотнями обошел позиции поляков и внезапно атаковал гетманские войска с тыла. Одновременно, воспользовавшись моментом, русская пехота перешла в наступление. Поляки не выдержали удара и отступили к Донскому монастырю. Осторожный Пожарский не стал преследовать бегущих, а открыл ураганный артиллерийский огонь, «от коего небо было в зареве, как от пожара».




Польские войска не выдержали обстрела, и с рассветом гетман покинул Москву. Оставалось принудить к сдаче польский гарнизон, уже с сентября терпевший ужасный голод. Дело доходило до массового людоедства, о чем рассказывает сохранившийся дневник польского полковника Осипа Будилы.


22 октября (4 ноября - в ХХ и ХХI в.) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль.  Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божьей Матери.  23 октября (5 ноября) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. 26 октября (8 ноября) гарнизон капитулировал. Народное ополчение вступило в Кремль.



Штурм Китай-города


То, что они увидели, ужаснуло русских людей. Картины разграбленных дворцов, загаженных церквей были страшны, но не шли ни в какое сравнение с находимыми всюду чанами с засоленной человечиной, распотрошенными частями трупов. Вот когда полностью стал понятен смысл слова «поганые». Москву пришлось чистить и святить, как место, в котором побывала нечисть.


День Казанской иконы Божьей Матери

Его в России празднуют 4 ноября уже более 366 лет. Причем сначала это был сугубо московский праздник в честь спасения в 1612 году Москвы от польской интервенции, а в 1649 году он стал всероссийским. Причем не церковным, а именно общенародным праздником: по-видимому, наши предки осознали всю значимость того, что сердце России - Москва была освобождена от поляков. Список Казанской иконы Божьей Матери принесли с собой в ополчение, собранное Кузьмой Мининым и Димитрием Пожарским, казанские дружины. Перед этим чудотворным образом и молились воины, готовя себя к битве.




Казанская икона Божией Матери в соборе Богоявления в Елохове в Москве без оклада




Один праздник у Казанской уже был - день ее чудесного обретения: 8, или, по новому стилю, 21 июля. Произошло это чудесное обретение неизвестного ранее образа за тридцать три года до того, как Казанская, как считали наши предки, спасла Москву и Россию. Дело было так. В Казани (отсюда название), в 1579 году, после страшного пожара девятилетняя девочка Матрона увидела во сне Богородицу, которая указывала на место, где лежит Её икона. Девочке, конечно, поверили не сразу, но потом все-таки начали рыть и на пепелище нашли икону удивительной красоты. После обретения образа начались чудеса, связанные с исцелениями больных, особенно слепых. В 1594 году священник Ермолай, ставший впоследствии знаменитым Патриархом Гермогеном, сделал точное описание обстоятельств обретения иконы и произошедших после этого исцелений. И с 1595 года Церковь устанавливает праздник в честь явления Казанской иконы - 21 июля.


Так что к моменту, когда в России началась смута, икона Казанской Божьей Матери была уже не просто известна, но и очень почитаема.



Явленная Казанская икона Божией Матери в
Казанском соборе Богородицкого мон-ря в Казани.
Фотография. Конца XIX — начала ХХ в




День Петроградского Совета


В отношениях между слабым правительством и восставшим народом рано или поздно наступает момент, когда каждый шаг власти приводит массы в ярость, а каждый её отказ от действий возбуждает в них презрение.


Проект эвакуации Петрограда (в сентябре 1917 года) вызвал бурю негодования. Публичное заявление Керенского, что правительство вовсе не имело подобного намерения, было встречено градом насмешек. ...






Первая всероссийская конференция фабрично-заводских комитетов категорически высказалась за Советы, приняв такую резолюцию: «…Низвергнув самодержавие в политической области, рабочий класс стремится доставить торжество демократическому строю и в области своей производительной деятельности. Выражением этого стремления является идея рабочего контроля, естественно возникшая в обстановке хозяйственного развала, созданного преступной политикой господствующих классов…».

Союз железнодорожников потребовал отставки министра путей сообщения Ливеровского.

Министр иностранных дел Терещенко предложил свою отставку…

Военный министр, генерал Верховский, не будучи в состоянии провести в жизнь задуманную им реорганизацию армии, только изредка появлялся на заседаниях совета министров… Верховский говорил ... что необходимо побудить союзников поторопиться с мирными предложениями, потому что русская армия больше воевать не может. Сенсация в России и за границей была колоссальная. Верховский получил «отпуск по болезни на неопределённый срок» и вышел из правительства.




Раздача газеты "Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов" ,1917


На воскресенье 4 ноября (22 октября) был назначен «День Петроградского Совета» с грандиозными митингами по всему городу. Эти митинги были назначены под предлогом денежных сборов на советские организации и советскую печать; на самом деле они должны были стать демонстрацией силы. Вдруг появилось сообщение, что казаки назначили на тот же день крёстный ход в честь чудотворной иконы, спасшей Москву от Наполеона в 1812 г. Атмосфера была насыщена электричеством; малейшая искра могла зажечь пожар гражданской войны. Петроградский Совет выпустил следующее воззвание под заголовком «Братья казаки!»:
«…Вас, казаки, хотят восстановить против нас, рабочих и солдат. Эту каинову работу совершают наши общие враги: насильники-дворяне, банкиры, помещики, старые чиновники, бывшие слуги царские… Нас ненавидят все ростовщики, богачи, князья, дворяне, генералы и в их числе ваши, казачьи, генералы. Они готовы в любой час уничтожить Петроградский Совет, задушить революцию…
22 октября устраивается кем-то казачий крестный ход. Дело свободной совести каждого казака участвовать или не участвовать в крестном ходе. Мы в это дело не вмешиваемся и никаких препятствий никому не чиним…»

Крестный ход был спешно отменён… 22 октября на всех предприятиях города прошли митинги, собрания, участники которых требовали передачи власти Советам.





В казармах и рабочих кварталах большевики проповедовали свой лозунг «Вся власть Советам!», а агенты тёмных сил подстрекали народ резать евреев, лавочников и социалистических вождей…

С одной стороны, погромные статьи монархической печати, с другой стороны, громовой голос Ленина: «Восстание!… Больше ждать нельзя!»


А правительство с каждым днём становилось всё беспомощней. Даже городское самоуправление разваливалось. Газетные столбцы пестрели сообщениями о самых дерзких грабежах и убийствах, а преступники оставались безнаказанными… Но, с другой стороны, вооружённые рабочие патрули по ночам уже охраняли улицы, разгоняя мародёров и реквизируя оружие, какое только попадало им в руки.




Красногвардейский патруль на улицах Петрограда, октябрь 1917 г


Эти грандиозные события, эти судьбоносные дни в разные эпохи нашей истории забыть невозможно, даже если бы кто-то этого очень захотел. Мы будем помнить о них, и отмечать их так, как подобает отмечать настоящий Праздник.

С Праздником, дорогие друзья!



  • 1
С кем единяться-то хотите? С беляками и буржуями?

с нашей историей, с Мининым и Пожарским, с Петроградским Советом, с Казанской иконой

кстати, а кто из них беляк и буржуй?

(Deleted comment)
предлагаю помнить и чтить оба события, собственно пост-то именно об этом

Да, забавно вышло, большевики выступали против эвакуации Питера, а затем уехали в Москву, обвиняли Керенского в затягивание созыва учредительного собрания, а потом сами и разогнали. Да и советскую власть основательно купировали: вначале в армии, советы всяких солдатских депутатов отменили, затем на селе в пику советам создали комбеды.

забавно, но другое:

Временное правительство делало попытки эвакуировать Петроград, так как опасалось его не удержать при наступлении немцев, т.е. вместо того, чтобы заниматься обороной, банально собирались драпать, большевики же переехали в Москву, когда мир был с немцами подписан и Петрограду ничего не угрожало

Теперь рассмотрим легитимность Учредительного собрания 1918 года. Ибо его разгон называют одним из главных доказательств нелегитимности советской власти. На самом деле — не было никакого разгона, потому что не было и самого этого органа. После ухода с заседания фракций большевиков и левых эсеров собрание потеряло кворум. То есть перестало быть органом государственной власти, а стало лишь сходкой депутатов. Судите сами — в Учредительное собрание было избрано 715 депутатов, на заседании присутствовало 410, из которых большевиков и левых эсеров 155, значит, после их ухода осталось 255 депутатов. А для того, чтобы представлять хотя бы половину страны, надо 400. Кстати, возможность для фракций покидать при необходимости заседания парламента, наряду с требованием кворума, является естественной для любой демократии.

Армию построили новую, комбеды в конце-концов распустили, власть осуществляли Советы, а в армии командовали командиры, под внимательным оком комиссаров

Да, интересный рассказ! С праздником!

как хорошо все написал, читаю с удовольствием

Как знать, может это даже глубоко символично, что два столь масштабных события совпали в датах. Ведь как ни крути, но речь в обоих случаях идёт о ВОССТАНОВЛЕНИИ разрушенной государственности.

22 октября 1612 года по старому стилю это не 4, а 1 ноября по новому. Не забывайте, что разница между Юлианским и Григорианским календарями увеличивается на 1 день за каждые 100 лет.
http://creounity.com/apps/time_machine/?go=julian.php&lang=ru

  • 1
?

Log in

No account? Create an account