Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Еврейский вопрос в России и СССР. Часть III
пацак
mikhaelkatz
Начало здесь и здесь



Встав во главе России, большевики немедленно провозгласили отмену существовавшей при царизме дискриминации национальных меньшинств.  В "Декларации прав народов России", подписанной 2(15) ноября 1917 года Лениным и Сталиным, провозглашалась отмена "всех и всяческих национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений ... свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп...". Новая власть явно намеревалась раскрепостить и в полной мере использовать так долго сдерживавшийся царизмом  огромный потенциал созидательной энергии евреев.




Наиболее горячий ответный отклик это послание нашло в сердцах бедняков, родившихся в городах и местечках черты осёдлости, и вынесших в годы Первой мировой и Гражданской войн драматические удары судьбы. Почти 500 тысяч евреев в 1914-1921 годах покинули свои дома в разорённых местечках и переселились в крупные промышленные города, как близлежащие, так и расположенные в прежде недоступной для них центральной России.  В 1923 году численность еврейского населения Великороссии (РСФСР) составила 533 тыс. против 153 тыс. в 1897 году. По переписи 1926 г. в Москве обитало более 131 тыс. евреев, составлявших 6,5 % от всех её жителей. Всего в СССР насчитывалось 2 562 100 евреев (1,8% от всего населения), при этом 21% из них (590 тыс.) проживал в России, 61% - на Украине и 16% - в Белоруссии. При этом еврейские местечки в пределах бывшей черты осёдлости обезлюдели к этому времени наполовину (цифры взяты из книги Г.В. Костырченко).




Еврейское местечко, или штетл, начало ХХ в.


Подобное движение полностью определялось тогдашней политической и хозяйственной обстановкой. Евреи покидали свои местечки, в которых было голодно и небезопасно, и находили пристанище в крупных городах, где ремесленникам было проще устроиться на работу на заводах и фабриках, или открыть мелкий частный бизнес. Многие более или менее грамотные безработные евреи, главным образом беженцы и выселенцы из Белоруссии и Литвы, поступали служащими в различные организации, испытывавшие серьёзные трудности из-за бойкота старого чиновничества. Но далеко не всем удавалось устроиться на новом месте, очень многие терпели неудачи и возвращались обратно в свои местечки с пустыми руками. Движение еврейского населения больше всего напоминало хаотическое метание между местечками и городами в поисках пропитания. В 20-е годы Советская власть должна была, в числе прочих важных хозяйственных проблем, обязательно решить и проблему нищего и перенаселённого еврейского местечка. Надо было срочно что-то делать с этим наследием старого режима.





Рыночная площадь в местечке

До первой пятилетки СССР был преимущественно крестьянской страной, в которой трудовые крестьянские ценности ставились на очень высокое место. Подобная крестьянская психология накладывала отпечаток на всю социальную политику, в которой главное место занимал мотив превращения нетрудовых элементов в полезных членов общества, что-то производящих и способных себя прокормить. По отношению к евреям большевики считали наиболее важным избавление еврейства от векового проклятия буржуазности, вскрытого ещё Марксом, и выразившегося в издавна начавшемся процессе вовлечения еврейского этноса в финансово-денежную и торгово-посредническую сферу человеческой жизнедеятельности. Это означало пролетаризацию, трудовую перековку еврейского мещанства, торговцев, ремесленников, кустарей, конторских служащих в горниле индустриального производства, либо их аграризацию, благо в России было немало заброшенных и пустовавших земель, пригодных для сельскохозяйственного использования. А поскольку и так не слишком развитая отечественная крупная промышленность была после Гражданской войны в основном разрушена или парализована, главным направлением разрешения "еврейского вопроса" в СССР в 1920-е годы стала земледельческая колонизация. Под этим понималось переселение на неосвоенные участки земли с целью создания нового крестьянского хозяйства. Напомню, что после 1882 года в Российской империи евреям до 1917 года законодательно запрещалось проживать в сельской местности и заниматься сельским хозяйством.





Жизнь еврейскго местечка


Процесс возникновения еврейского земледелия начался самопроизвольно ещё в годы Гражданской войны, с 1918 года. Некоторые еврейские семьи "пытали счастья" в земледелии, для чего создавали артели и колхозы, как правило на землях конфискованных имений, неподалёку от своих местечек. Среди еврейских земледельческих артелей были и потребительские коммуны, и подсобные хозяйства, ведшиеся ремесленниками, не выезжавшими из местечка и не бросавшими свою работу, были и попытки создать товарные хозяйства, и даже лжеартели. Существовали также и единоличные еврейские крестьянские хозяйства. В 1923 году по всей стране сельским хозяйством занималось 75 911 евреев (работников и членов их семей), при этом суммарная площадь закреплённых за ними земельных угодий составила 153 298 га (цифры взяты из книги Г.В. Костырченко).




Украинские евреи, СССР, 1920-1930-е годы

Создание приместечковых колхозов выявило многочисленных желающих переехать на землю. Удовлетворить все эти пожелания на месте становилось уже крайне затруднительно, становилось понятно, что тут нужны более серьёзные усилия и более крупные земельные фонды для их обустройства. Важно упомянуть и такой немаловажный факт, как правовое положение. Согласно Конституции РСФСР 1918, а затем и 1925 года, лица, занимавшиеся торговлей, посредничеством, не имеющие определённых занятий, а также те, кто нанимал рабочую силу, попадали в категорию лишенцев, чьи права были сильно ограничены. В категорию лишенцев попадала значительная часть трудоспособного еврейского населения. В УССР, например, доля евреев среди лишенцев в середине 1920-х годов составляла 44-45%. Евреи же, заводившие крестьянское хозяйство, получали полные гражданские права.


Вот как жили евреи местечка Сиротино в 1923-24 гг: Из 181 еврейского семейства 32 составляли семьи ремесленников и кустарей, 32 – семьи торговцев, включая мелких, остальные 117 семей являлись членами, как их прозвали, "Воздухотреста". "Мы пашем воздух и пожинаем ветер… Хватаемся за всё. Не на чем хоть грош заработать". Многие из безработных жили денежными переводами от американских родственников, то есть - на подаяние. "Двадцать или тридцать долларов – уже капитал. Можно прожить на проценты от этих долларов".

Торговцы и ремесленники с подмастерьями облагались непосильными налогами, что делало их занятие бессмысленным. За заработок люди были готовы на всё.  "Знаете что? Обеспечьте мне службу на 10 рублей в месяц, и я таки вам буду самым превосходным большевиком… предамся большевизму душой и телом", – откровенничал местный торговец. Однако никто не принимал лавочников на советскую работу, а их детей не пускали в комсомол.

"Особенно круто приходится еврейской молодежи… Торговлю за это последнее время все возненавидели. Торговля не кормит. Мечтают о физическом труде, хотя бы о грубой работе. Но работы нигде не находят Ссорятся с отцами за каждый кусок… Таким образом, вражда поколений имеет экономическую базу… Пустеют синагоги. Дети перестают читать кадиш по умершим родителям… Еврейский молодняк братается и смешивается с русскими"



Впоследствии, в 1930 году, некоторые категории евреев, например участники Гражданской войны, неимущие семьи и сироты погибших во время погромов (еврейских сирот насчитывалось более 200 тысяч человек), а также вся еврейская беднота, не нанимавшая работников, не относившаяся к служителям культа и купцам, получили избирательные права и возможность вступать в колхозы и кооперативы. Эти права также распространились на часть ремесленников и безработных, что сильно убавило остроту проблемы лишенцев среди евреев. Однако в середине 1920-х годов именно статус лишенцев, в сочетании с нищетой и безысходностью местечек, стал одним из наиболее веских факторов для развития еврейского земледелия.


М.И. Калинин


Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин был большим и активным сторонником еврейской земледельческой колонизации, всеми способами поддерживавшим перевод евреев на землю. Создание новых еврейских крестьянских хозяйств полностью отличалось от русского или украинского земледельческого переселения. Русские или украинские крестьяне обладали прежним земельным наделом и имуществом. Перед переездом они продавали дом и инвентарь на старом месте, сдавали старый участок в аренду (они имели право им пользоваться в течение 6 лет после переезда, специально на случай неудачи на новом месте) и имели с собой минимум 700 рублей, не считая лошадей и телег. На новом месте русские и украинские крестьяне на свои средства и на помощь по линии переселения быстро создавали хозяйство, которое за 2-3 года вставало на ноги.




Еврей-крестьянин, СССР, 1920-1930-е

Местечковые евреи же, как правило, таких денег и имущества не имели, не говоря уже о земельном участке. У государства тоже не хватало средств, чтобы обустроить еврейских переселенцев за свой счёт, поэтому тут на помощь пришли традиционные еврейские методы - благотворительные организации и комитеты, как советские, так и зарубежные. В обустройсте евреев на земле советское руководство сразу видное место отвело зарубежным еврейским организациям, с которыми уже был опыт плодотворного сотрудничества.




Евреи в СССР 1920-1930-е годы


29 августа 1924 года постановлением Президиума ЦИК СССР был создан Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся при президиуме Совета национальностей СССР ("Комзет"). Первым его председателем стал П.Г. Смидович. В декабре 1924 года Советское правительство и американская еврейская благотворительная организация "Джойнт" подписали соглашение о создании корпорации "Агро-Джойнт" для устройства советских евреев на земле.


           

Пётр Смидович                                                      Юрий Ларин                                             Семён Диманштейн

17 января 1925 года было учреждено Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ) - общественная организация по содействию "Агро-Джойнту" и "Комзету", которая занималась пропагандой еврейской земледельческой колонизации, собирала средства для устройства евреев на земле и содействовала переселению, а также создавала еврейские сельсоветы. ОЗЕТ имело разветвлённую сеть представительств в СССР и за рубежом. Первым его председателем стал Юрий Ларин, а после него пост занял Семён Диманштейн. В 1926 году членами ОЗЕТа были 60 тысяч человеек, а к 1930 году их стало около 300 тысяч, причём в это общество вступали целыми коллективами. ОЗЕТ сыграл очень важную роль в организации еврейского переселения на землю (через него подавались заявления) и в пропагандистской поддержке всего проекта.




1 -- директор Агро-Джойнта Розен, 2 -- секретарь Агро-Джойнта Хаймэн -- на встрече с еврейскими коммунарами в Крыму


Надо отметить, что в процесс земледельческой колонизации были втянуты не только евреи. В 1925 году при ЦИК СССР был создан Всесоюзный переселенческий комитет, направлявший все потоки крестьян-переселенцев в новые земледельческие районы. Но не было другого такого народа, в отношении которого задавалось столько вопросов тогдашней общественностью, как еврейской, так и нееврейской. Среди них главный вопрос был такой: могут ли евреи работать на земле? Общество привыкло видеть еврея в качестве мелкого лавочника или ремесленника, в качестве врача, но не в качестве крестьянина. Далее, где бы евреям ни отводили землю, всегда возникал вопрос: "А почему им?" и возникало подозрение, что евреям выделяют самую лучшую землю. Помимо самих трудностей еврейской земледельческой колонизации, которые были очень велики в силу того, что еврейские переселенцы в массе своей были совершенно неимущими, предстояло побороться ещё и с антисемитскими стререотипами, бытующими в обществе.




Евреи-крестьяне, СССР, 1920-е годы


Первыми для еврейской земледельческой колонизации были выделены районы в Херсонской области, где существовали созданные ещё в начале ХIХ века старые еврейские земледельческие  колонии. В 1927 году там было 46 тысяч гектаров наделов, проживало и трудилось 18,2 тысячи хозяйств, из которых 15,9 тысяч были еврейскими. Также выделялся участок в 80 км от Кривого Рога в Никопольском районе на 26,1 тысяч гектаров, куда можно было вселить 1774 хозяйства. Крупный участок выделялся также в окрестностях Запорожья.  В 1927-1930 годах в окрестностях Херсона, Кривого Рога и Запорожья были созданы еврейские национальные района: Калининдорфский, Новозлатопольский и Сталиндорфский. В них преобладало еврейское население: 86%, 70% и 73% соответственно. В этих районах сельсоветы вели дела, а школы вели обучение на идише (цифры взяты из книги Д.Н. Верхотурова).




Духовой оркестр еврейской земледельческой коммуны


Наконец, в 1926 году в Крыму было выделено 227 тысяч гектаров для еврейского переселения на оставшихся после межселенного землеустройства земельных излишках. В основном это были земли в степной части Крыма, в восточной части полуострова, недалеко от Евпатории. Земли эти были очень тяжёлыми для освоения и совершенно не имели никакой инфраструктуры. Из всех проектов еврейской земледельческой колонизации именно Крым получил наибольшую известность как в СССР, так и за рубежом.

Источники:
Верхотуров Д.Н. Сталин и евреи;
Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия;
Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев России.

Продолжение здесь


  • 1
раньше на Руси или теперь в России нет еврейского вопроса
есть еврейский ответ
как нет теории заговора, а есть её практика
с момента христианизации покоя Руси нет
непонятные романовы, большевики, троцкисты, хрущёвцы, ельцинисты, белоленточники
вы посмотрите на эти рожи!

Мистер Бурман уклончиво заметил, что в СССР его, как сиониста, больше всего интересует еврейский вопрос.
-- У нас такого вопроса уже нет, - сказал Паламидов.
-- Как же может не быть еврейского вопроса? - удивился Хирам.
-- Нету, Не существует.
Мистер Бурман взволновался. Всю жизнь он писал в своей газете статьи по еврейскому вопросу, и расстаться с этим вопросом ему было бы больно.
-- Но ведь в России есть евреи? - сказал он осторожно.
-- Есть, --ответил Паламидов.
-- Значит, есть и вопрос?
-- Нет. Евреи есть, а вопроса нету.

у меня такое впечатление, что русские в РФ - фантом )))

почему же, есть русские, и много, просто не заостряйте на этом внимание, это не суть

ну вот я русский
папа с Борисоглебска, мама с Шацка
а на "русском" ТВ одни гусские
и?

я не смотрю ТВ, крайне редкр, и не могу ничего сказать

вообще, странно, конечно, одни армянские еб-а на ТВ, да и х-р с ними, туда им и дорога, клованам

а при чём тут армяне и клоуны? )))
я вам про жидовское ТВ

Все-таки я не во многом смотрю тв

мда-с. конкретика. супер! И это все, что вам подумалось? Или не читаоли?

это всё, что я вижу на протяжении своей жизни
если вы не видите, то я вам подарю бинокль, или микроскоп

а хасидизма в ССР не было вообще?

были хасиды в черте осёдлости, они ещё в Польше зародились как вероучение, так же, как и их идейные противники - митнагеды, которые группировались в Литве (Виленский Гаон), но в СССР вообще с религией было непросто, если они где-нибудь и были, то наверняка подпольно

Как Лосев был подпольно посвящен в монахи

скорее пострижен

спасибо, точно)

Довелось жить на Херсонщине, школу таам заканчивал. Много друзей-приятелей среди евреев было.
Интересно, как вы оцениваети труд соженицына "200 лет вместе", почему он не упомянут? При любом взгляде его нельзя оставить без внимания (хотя бы для понимания самого Солженицыны!)

мои источники использовали его в своих работах, местами (кстати, довольно редко) они на него ссылаются
у меня, честно говоря, к его книгам трудно преодолимое отвращение

я его терпеть не могу, этого стукача. Потому и спросил. Только ложь, перевранная правлда и ничего вразумительного.

"евреи-лишенцы" , бедняжки кустари , задушенные налогами... эмм,а где такую забористую дурь можно взять?:-)

заметьте: евреи были разные, а в 1920-е годы большинство из них жили в нищих местечках и были очень бедными и без всяких перспектив к существованию, гораздо беднее, чем обычные крестьяне

эту забористую дурь можно взять только в нашей с Вами истории, такая уж она была, извините
кстати, ссылку на этот отрывок я привёл в тексте

"В 1920-е годы идиш был одним из официальных языков Белорусской Советской Социалистической Республики. Некоторое время лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был начертан на гербе БССР на идиш, наряду с белорусским, русским и польским языками.
Также являлся одним из государственных языков Украинской Народной Республики в 1917 г." © вики
лень сейчас искать , но бедные евреи , якобы лишённые прав и не принимаемые в советские органы , рулили в некоторых областях Беларуси и украины до 33-го года на столько плотно , что чиновники (те самые советские органы) обязаны были знать идиш . потом эту массовую "евреизацию" прикрыли. так что не всё , что пишут в израиле о "еврейском вопросе в Союзе" - вменяемо.

я же вам говорю: евреи были разные, кто-то и правда смог попасть в руководящие органы, кстати, почему это произошло, говорилось в прошлом посте, но таких было очень немного по сравнению с теми, кто остался в нищих белорусских же местечках, причём именно в Белоруссии евреям ещё как-то жилось: 60% мелкой кустарной промышленности в БССР были евреями, и имели хотя и нищенский, но постоянный заработок, а в 1928 году со свёртыванием НЭПа до 72% местечковых евреев в Белоруссии лишились традиционных занятий (ремесленничество, кустарничество и пр.) и жили на случайные мизерные доходы 4-6 руб. в месяц, а поскольку они составляли значительную часть населения Белоруссии, то поэтому и идиш на гербе, а советские чиновники должны были знать идиш только в тех сельсоветах, где еврейское население преобладало по численности, и где делопроизводство, в соответствии с советской практикой того времени велось на языке большинства, т.е. в данном случае - на идише

"а советские чиновники должны были знать идиш только в тех сельсоветах, где еврейское население преобладало по численности" ©
я даже село такое знаю - Харьков :-)
"лишились традиционных занятий (ремесленничество, кустарничество и пр.)"
лишились по одной причине - не было покупателей на их продукцию , а не потому , что их кто-то злобно гнобил. так по всей стране было.

ага, Харьков - как раз то самое белорусское село :-)

всё правильно: не было покупателей на их продукцию, потому что, во-первых, их начали активно вытеснять промышленные предприятия, во-вторых, в местечках им было не с кем торговать, кроме как с самими собой, а в третьих, многие из них числились нетрудовыми элементами, которые подвергались повышенному налогообложению, и этого они не все смогли потянуть, и в-четвёртых, они так жили несколько столетий, а тут пришлось весь традиционный уклад ломать об колено, и в-пятых, у большинства из них не было огородов и они не занимались земледелием и не могли сами себя толком прокормить ... вот поэтому-то советская власть и собиралась их советизировать, т.е. решительным образом изменить их вековой жизненный уклад, на первых порах - через аграризацию

Edited at 2015-10-29 07:12 pm (UTC)

а что надо было сделать? и , кстати , тут явные манипуляции : "Торговцы и ремесленники с подмастерьями облагались непосильными налогами,". почему-то во всех примерах торговцев совмещают с ремесленниками. барыги - нетрудовые элементы , а вот ремесленники к таковым не относились. кстати , в 20-е годы ремесленников не могла вытеснить промышленность по причине разрухи. один мой дед скорняжил , сосед другого деда был из семьи скорняков-сапожников , до 30-х годов они этим спокойно промышляли (правда , приходилось по деревням переезжать - не могла одна деревня загрузить работой). они не были "нетрудовыми элементами" . ещё повышенным налогообложением били по тем , кто использовал наёмный труд (уж не тех ли самых подмастерьев? тогда правильный пример , а кустарей , которые трудились сами , никто не зажимал.).

с осени 1926 г., когда вышла новая инструкция о выборах в советы, включавшая в состав "лишенцев" всех торговцев и почти всех использовавших наёмный труд ремесленников, в социальное изгойство были ввергнуты сотни тысяч евреев

20 февраля 1930 г. С.Диманштейн (глава ОЗЕТа) обратился в ЦК: "...В составе еврейского населения особенно многочисленна группа лишенцев, в местечках свыше 40% евреев избирательного возраста лишены избирательных прав, между тем как у неевреев эта цифра в пределах 5-10% .... Необходимо различать бывших нэпманов и еврейскую бедноту..."

вы ж в курсе , шо "лишенцы" - это те , кто не имеет избирательных прав ? т.е. никакого отношения к налогообложению или чему-либо ещё этот термин не применялся?

да вот как раз и нет: избирательные права это как чёрная метка, а в повседневной жизни лишенцы изгонялись с госпредприятий и профсоюзов, с них взимали повышенную квартплату и налоги (!), лишали госжилплощади, не регистрировали на биржах труда как безработных (!), не выдавали "заборных книжек" (!), без которых с введением в 1929 г. карточной системы нельзя было отовариться нормированными продуктами питания, кроме того для лишенцев и их детей существовали ограничения и запреты по учёбе в вузах, школах, техникумах - таков был чисто административный прессинг лишенцев

наткнулся : "Президиум ЦИК СССР и ЦИКи союзных республик дали в начале 1930 г. указания на места «о восстановлении в избирательных правах бедняцких слоёв еврейского населения, занимавшихся прежде торговлей». Согласно этим директивам, прежде всего, подлежали восстановлению в правах голоса «те из бывших мелких торговцев, которые впоследствии участвовали в гражданской войне против белых или служили в Красной армии». Также восстанавливались в избирательных правах «неимущие семьи и сироты убитых и тяжело раненых (бывших торговцев) во время контрреволюционных погромов и… прочие лишенцы из числа местечковой бедноты, которые торговали по патентам первого и второго разрядов, если они раньше не пользовались наёмным трудом и не принадлежали к служителям религиозного культа»" ©
блин , а кроме торговли они чем-нить занимались? даже беднота умудряется торговать , да ещё и использовать наёмный труд. прям напрашиваются параллели с нонешним "офисным планктоном" , кои в любой кризис вылетают за борт пачками.
и постоянно повторяется "торговцы и использующие наёмный труд" (но даже для таких находятся послабухи - ежли воевал за красных или погиб при погромах , или торговал без привлечения наёмных работников).
лишенцы не могли быть "сельскими исполнителями" (с 32-го года) . с 28-го года им запретили быть членами профсоюзов и добровольных организаций (например , "общества охотников"). с 31-го года запретили проходить действительную военную службу (и вот тут наконец-то всплывает обязаловка платить налог - "военный налог"). с введением в 36-м году новой Конституции понятие "лишенец" отпало. хм , не кажется , что это слегка отличается от вашей статьи?
ах , да : все эти "ужасы" с 28-го по 36-й год.

Edited at 2015-10-29 08:59 pm (UTC)

чем же отличается? процитирую сам себя:
///...Впоследствии, в 1930 году, некоторые категории евреев, например участники Гражданской войны, неимущие семьи и сироты погибших во время погромов (еврейских сирот насчитывалось более 200 тысяч человек), а также вся еврейская беднота, не нанимавшая работников, не относившаяся к служителям культа и купцам, получили избирательные права и возможность вступать в колхозы и кооперативы. Эти права также распространились на часть ремесленников и безработных, что сильно убавило остроту проблемы лишенцев евреев...///

и ещё добавлю:

НЭП, разрешив частную торговлю и мелкое предпринимательство, тем не менее, не означал возвращения к дореволюционной ситуации. Частник находился под прессом все увеличивавшихся налогов и не мог выдержать конкуренции госсектора. Местечко перестало кормить своих жителей, они, став деклассированными, искали пути к выживанию. Так, в 1924г в 43 местечках Белоруссии с населением более 90000 евреев, лишь четверть из них имело определенную профессию или занятие, остальные были в отчаянном положении. ...

Одной из попыток улучшить положение стало изменение негативного отношения к кустарям, составлявшим почти 10% еврейского населения Украины и Белоруссии. Большевики относились к кустарям с подозрением, так как они не вписывались в марксистскую модель классовой структуры общества, будучи “мелкобуржуазными элементами”. Но большевики нашли возможным примириться с кустарными кооперативами как частью социалистической системы, до того времени, как кустари не станут законченными пролетариями. Это было выражением общей бухаринской линии партии в 1924-28 гг., направленной на поощрение мелких производителей и нэпменов в дополнение к крестьянству при постепенном переходе к социализму. В местечках кустари были больший и более важный элемент, чем рабочие, и потому необходимо было привлечь их симпатии, вести среди них работу. Возникло множество кооперативов кустарей - потребительские, производственные, торговые - созданные самими ремесленниками или навязанные им. Были созданы губернские и уездные организации, финансировавшие кооперативы; артели, кредитные ассоциации. Это привело к тому, что положение кустарей стало несколько лучше по сравнению с лицами других профессий.

Однако к концу 1920-х гг. экономическая ситуация местечек еще ухудшилась. Сворачивание НЭПа, сопровождавшееся огромными налогами на частника, развитием и усилением госсектора привело к тому, что в местечках еврейские торговцы, посредники были вытеснены со своих экономических позиций. Кустари-одиночки (а их было большинство, например, в 1926г в Белоруссии лишь 5% вступило в кооперативы) были задавлены налогами, нехваткой сырья и конкуренцией продукции госпредприятий. К 1926г около 370 000 евреев было без работы и более миллиона в крайней нужде.

давление оказывалось только на торгашей и всех , КТО ИСПОЛЬЗОВАЛ НАЁМНЫХ РАБОТНИКОВ.
кооперативы и артели , чья собственность была коллективной - не прессовались. не знаю , как там было на рубеже 20-30 , но позже такие кооперативные предприятия (при условии , что они производят востребованную население продукцию надлежащего качества и расходуют чё-т в районе 70% прибыли на развитие производства и новые разработки , а остальное тратят на зарплату) освобождались от налогов. навскидку нарыл это (кстати , неплохо было б хоть это прочитать) , дальше лень искать. "Артель — это добровольное объединение людей для совместного труда, подразумевающее равную ответственность, равное участие в управлении трудовым процессом и справедливое распределение доходов. Кооператив — более продвинутый вариант артели, подразумевающий не только производство, но и сбыт продукции." ©
заметил разницу? если нет , то уже не объясню , продолжай верить , шо гнобили простых работяг-евреев , а не хитрожопых барыг и частников с наёмными работниками.
з.ы. "На момент смерти Иосифа Сталина в СССР было 114 000 (сто четырнадцать тысяч!) мастерских и предприятий самых разных направлений — от пищепрома до металлообработки и от ювелирного дела до химической промышленности. На них работало около двух миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности СССР, причём артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института."©
это всё о кооперативах и артелях. бедняжки , как же они были задавлены...

Edited at 2015-10-30 01:03 am (UTC)

спасибо, про артели и кооперативы мне уже давно известно

дело в том, что кооперированных кустарей среди кустарей-евреев никогда не было более 40% в самом лучшем случае, а вообще кустарей среди евреев было около 10%, наибольшее же количество было мелких и мельчайших торговцев, кто-то открывал лавку в местечке, кто-то торговал в разъезде по деревням, так они жили несколько столетий, большинство из них было очень небогатыми - была бешеная конкуренция между собой, но были рыночные отношения, и они могли существовать, их ниша была - торговая прослойка между городом и деревней и обслуживание мелких потребностей крестьян и горожан, этим они и занимались в черте осёдлости в подавляющем большинстве

после революции они могли переселяться свободно в крупные города и в деревни, которые раньше были закрыты для их проживания, некоторые переселялись, всего до середины 1920-х переселилось около половины местечковых евреев, а для оставшихся прежняя ниша стала быстро сужаться: теперь деревня и город торговали через государство, и посредничество евреев просто быстро стало ненужным, при том, что до 70% трудоспособных евреев были именно торговцами и посредниками, вот они-то в основном и стали лишенцами, до 40% евреев, при том, что везде эта цифра была 5-10% (извини, но приходится повторяться), и это было время 1925-1937 годы, при послаблениях в 1930-м, а вовсе не до 1953, как ты пишешь

при этом многие и рады бы были пойти в кооперативы, артели, колхозы - но лишенцам туда был путь закрыт , это клеймо было, плюс увеличенное налогообложение - в 1930-м эта ситуация слегка разрядилась, а в 1937-м новая Конституция дала всем равные права, лишенцы пропали даже теоретически

понимаешь, они жили так веками - мелкой торговлей и посредничеством, а тут - раз, и оказались деклассированными и теоретически и практически, и как раз советская власть их из этого состояния и вытаскивала путём аграризации и пролетаризации, это в целом называлось "продуктивизация" еврейского населения

вот тут очень подробно о местечках,кустарях и вообще, что там происходило http://jhistory.nfurman.com/lessons9/1930.htm



таки , не логично ли будет предположить , шо не с евреями боролись , а с торгашами? просто в некоторых местах оказалось , что бОльшая часть таких торгашей оказалась евреями. и шо было с ними делать советской власти? холить и лелеять? есть у меня в родне дядя Яша Левин , всю жизнь проработал на заводе. а рядом со мной на конвейере работал старый еврей дядя Боря и , хоть и был членом КПСС , в начальники никогда не лез , а работал простым слесарем. вот у них никогда в жизни не возникало проблем , связанных с "еврейским вопросом".
кстати , хотя бы в вики глянь историю Айн Рэнд (урождённая Али́са Зино́вьевна Розенба́ум). там усё прекрасно.

Да уж...Большей сволочи неблагодарной и ненавистницы России+Советской власти,нежели эта пресловутая Айн Рэнд,найти трудно.Было трудно.Когда-то.А сейчас таких айнрэндов развелось,как собак нерезаных....Большая была сволочь эта Айн Рэнд !

нет, не логично, поскольку никто ни с кем целенаправленно не боролся, особенно с евреями, их просто пытались приспособить к полезному труду в новом советском государстве, а в НЭПе они по тогдашним законами попали в деклассированные элементы (значительная их часть - около 40%), и это их подстегнуло пойти в земледельцы, а также и в рабочие, ну и в различные служащие, тем более, что многие из них были образованные и просто грамотные, что было в те годы очень востребовано

Очень интересно.

Интересные факты.

А нет ли у вас ссылки на электронную версию Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия, 2015?
Или можете поделиться?

Edited at 2016-07-04 07:55 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account