Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Малевич, Маяковский, и другие бойцы информационно-психологической войны
пацак
mikhaelkatz


На начальном этапе Первой Мировой войны группа русских художников-авангардистов, включая Владимира Маяковского, Казимира Малевича и Аристарха Лентулова, создала объединение «Сегодняшний лубок», выпускавшее сатирические антигерманские и антиавстрийские плакаты и открытки в поддержку военных действий России. Название объединения связано с традиционной русской народной гравюрой — лубком, сочетавшим простые рисунки и тексты популярных сказок. Названные художники адаптировали лубочный стиль под свои плакаты, сделав их легкодоступными для народных масс и используя для укрепления национального самосознания.



В начале 20 века Малевич был равным среди равных в могучей группе писателей, поэтов, художников, композиторов – зачинателей движения российских футуристов, таких как Алексей Крученых, Владимир Маяковский, Велемир Хлебников, Михаил Матюшин, Павел Филонов. Эти люди, наделенные многими талантами, реализовывали себя в различных видах искусств, а синтезом их коллективного творчества стали два премьерных спектакля «Победа над солнцем» в Петербурге в театре «Луна-парк» 2 и 4 декабря 1913 года.


Тогда же, а именно 3 и 5 декабря, на сцене этого театра ставили «Обед Каннибала» (по трагедии Владимира Маяковского с говорящим названием «Владимир Маяковский»).  Спектакль, в котором поэт выступал как автор, постановщик и исполнитель–герой под своим собственным именем. Стоит напомнить, что Маяковский был и одаренным художником. Первые свои книги, в том числе и печатное издание «Владимир Маяковский», он иллюстрировал своими футуристическими рисунками.






Малевич родился на Украине, изучал изобразительное искусство в Киеве и Москве. Он экспериментировал в стилях реализма, импрессионизма и кубизма, после чего увлекся направлением, основанном на использовании простых геометрических фигур и красок, которому дал название «супрематизм». Малевич объяснял свою теорию супрематизма в очерках и воплощал ее в художественных работах, что особенно очевидно в оформлении сценических декораций для пьесы Маяковского «Мистерия-Буфф», написанной в 1918 году. После русской революции 1917 года Малевич занимал важные должности в сфере управления и образования, но попал под критику советского правительства, объявившего модернизм и абстракционизм декадентскими и буржуазными видами искусства. Его работы были на время практически забыты, но в наши дни он признан одним из ведущих художников XX столетия.


Казимир Малевич, около 1900 года




Маяковский родился в Грузии, но после смерти отца в 1906 году вместе с семьей переехал в Москву, где стал активно участвовать в деятельности политических сил левого толка. Он приветствовал революцию, надеясь не только на социально-экономические преобразования, но и на то, что она откроет дорогу свободе искусства и самовыражения. После революции он писал сценарии к фильмам и рисовал агитплакаты для Российского телеграфного агентства (РОСТА).

Владимир Маяковский, 1914


Аристарх Лентулов родился в 1882 году в Пензенской губернии. В 1910 Лентулов вместе с Кончаловским, Машковым, Ларионовым, Гончаровой стал одним из учредителей объединения «Бубновый валет». Эти мастера в своем творчестве ориентировались на искусство Сезанна, но только Лентулов воспринял искусство великого французского художника в виде его следующей стадии — кубизма. Друзья: Маяковский, Волошин, Хлебников, Брюсов, Таиров  в шутку называли Аристарха Лентулова Ярилой за необычайную солнечность его картин. В нем было что-то от русского богатыря - большой, дружелюбный, увлекающийся, музыкально одаренный человек широкой и доброй души.

Аристарх Лентулов



Вильгельмова карусель: "Под Парижем на краю лупят армию мою". В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г.

На этом агитплакате времен Первой мировой войны, созданном Казимиром Малевичем (1878–1935 гг.), показано отступление немецкой армии под натиском войск союзников в окрестностях Парижа осенью 1914 года. С правой стороны плаката изображены немецкие солдаты, погибающие под залпами артиллерии. В левом верхнем углу из-за городских стен Парижа видны клубы дыма от выстрелов орудий. В центре расположена фигура кайзера Вильгельма II, обреченно наблюдающего за провалом наступления немецких войск. Под рисунком расположены рифмованные строки, сочиненные Маяковским:

«Под Парижем на краю
Лупят армию мою,
А я кругом бегаю,
Да ничего не сделаю».




У союзников французов битых немцев полный кузов.  В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г.

На этом агитплакате времен Первой мировой войны, созданном Казимиром Малевичем (1878–1935 гг.) совместно с его коллегой Владимиром Маяковским, изображены французский и британский солдаты. Один везет захваченных в плен немецких солдат в телеге, а другой несет их в чане. Под рисунком расположены рифмованные двустишия, сочиненные Маяковским:

«У союзников французов
Битых немцев полный кузов,
А у братцев англичан
Драных немцев целый чан».




Глядь, поглядь, уж близко Вислы немцев пучит, значит кисло.В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г.



Шел австриец в Радзивилы.  В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г.



Эх ты немец. В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г.

Эх ты немец, при да при же
Не допрёшь, чтоб сесть в Париже
И уж братец - клином клин:
Ты в Париж, а мы в Берлин




По утру из Львова вышли. В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г. (Слева вверху не летающая тарелка, а дирижабль)



Сдал австриец русским Львов. В.В. Маяковский, А.В.Лентулов, 1914 г.

Сдал австриец руским Львов,
Где им зайцам против львов!
Да за дали, да за Краков
Пятить будут стадо раков!




Эх и грозно, эх и сильно жирный немец шёл на Вильно. В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г.

Эх и грозно, эх и сильно
Жирный немец шёл на Вильно,
Да в бою у Осовца
Был острижен как овца




Эх султан сидел бы в Порте. Дракой рыла не попорти.  В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г.



Немец рыжий и шершавый. В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г.

Немец рыжий и шершавый
Разлетался над Варшавой,
Да казак Данило Дикий
Продырявил его пикой
И его жена полина
Шьёт штаны из цепеллина




Австрияки у Карпат поднимали благой мат. В.В. Маяковский, 1914 г.

На этом агитплакате  изображено отступление австрийских солдат в 1914 году в ходе вторжения российских войск в Галицию, недалеко от Карпат. На рисунке австрийцы в ужасе бегут от преследующей их победоносной русской кавалерии. С помощью ограниченного набора красок и незамысловатого контурного рисунка художник создает простую и комичную сцену. Мощь русских подчеркивается длинной колонной конных солдат, командир которых храбро атакует врага, размахивая шашкой. Под рисунком расположены рифмованные строки, сочиненные Маяковским:

«Австрияки у Карпат
Поднимали благой мат.
Гнали всю Галицию
Шайку глуполицую».




Немцы! Сильны хоша вы. В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г.

Немцы! Сильны хоша вы,
А не видать вам Варшавы
Лучше бы в Берлин поперли
Все пока не перемерли




В славном лесе Августовском. В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г.

В славном лесе Августовском
Битых немцев тысяч сто вам
Враг изрублен, а затем он
Пущен плавать в синий Неман.




Ну и треск же, ну и гром же был от немцев подле Ломжи! В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г.

На этом агитплакате времен Первой мировой войны, созданном Казимиром Малевичем, изображено сражение возле города Ломжи (современная Польша), где, несмотря на первоначальный успех, русские понесли тяжелые потери. Центральное место на плакате занимает героическая фигура русского крестьянина, поражающего своей косой немецких солдат. Создается впечатление, что его традиционная одежда и лапти призваны символизировать силу и непобедимость России. Немецкие солдаты бегут прочь либо лежат мертвыми. Под рисунком расположены рифмованные строки, сочиненные Маяковским:

«Ну и треск же, ну и гром же
Был от немцев подле Ломжи!».





Подошел колбасник к Лодзи. В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г

На этом агитплакате времен Первой мировой войны, созданном Казимиром Малевичем в сотрудничестве с Владимиром Маяковским, изображен русский крестьянин и потерпевшая от него поражение немецкая армия. В левой части плаката огромный крестьянин приветствует германского императора, приближающегося к нему со своей армией веселых солдат, уверенных в своей победе. В правой части крестьянин уходит, разгромив врага. Император потрясен поражением своей армии. Под рисунком расположены рифмованные строки, сочиненные Маяковским:

«Подошел колбасник к Лодзи.
Мы сказали: «Пан добродзи!»
Ну, а с Лодзью рядом Радом,
И ушел с подбитым задом».




А нашего - то полку прибыло... В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г.



Отвалилось у Вильгельма штыковое рыжеусие.В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г.

Отвалилось у Вильгельма
Штыковое рыжеусие,
Как узнал лукавый шельма
О боях в Восточной Пруссии.

Опустив на квинту профиль,
Говорит жене - Виктории:
Пропадает наш картофель,
На отбитой территории.

Как же вышло это ишь ты,
Что сижу теперь в галоше я?
А сулили Конопишты
Предприятие хорошее.

Рим надул насъ подло бросив,
Плох союз с турецким пекарем
Чую - дядя Франц-Iосиф
Будет в Киеве аптекарем.

Женка! Эх! Уйдем в безбурье!
Я набрел на мысль прекрасную:
Мы откроем в Петербурге
Королевскую колбасную.

Так и вышло. В пятой роте
Продает мясное крошево.
«Эй ребята! Аль зайдете!
Право купите за дешево!"




«Под Варшавой и под Гродно...». 1914, (Авт. текста В.Маяковский).

Под Варшавой и под Гродно
Били немцев как угодно.
Пруссаков у нас и бабы
Истреблять куда не слабы!.


«Масса немцевъ пеших, конных...». - (Худож. А.Лентулов,авт. текста В.Маяковский)

Масса немцев пеших, конных
Едут с пушками в вагонах,
Да казаки по опушке
Раскидали немцам пушки
И под - лих казачий гомон
Вражий поезд был изломан!


Ну и напоследок, таки по сердцу маслом



Подвиг рядового Каца (авторов, к сожалению, мне не удалось установить достоверно)

Он доказал нам в подвиге своем
К родной Руси приверженность еврея
Он сильного наглейшего злодея
Самоотверженно отбрасывал штыком.

С открытой грудью, горсточкой солдат,
Стоял он против вражьего потока
И зная, что свои к нему спешат,
Он знал, что будет враг разбит жестоко.

Готов он был пожертвовать собой,
Но видно спас его сам Царь небесный
А Царь земной страны его родной
Героя отличил за подвиг честный.

Приветствует родимая страна
Его теперь за подвиги лихие,
Он доказал, как могут племена
Быть верными возлюбленной России.


И ещё пару слов за подвиг таки рядового Каца:



Текст под плакатом гласит: «Взвод солдат под командой рядового еврея Каца, посланный в заставу, укрылся в лесочке. Когда показались в темноте немцы, Кац послал солдат с донесением ротному командиру и в полк. Когда немцы были уже совсем близко, взвод открылъ огонь. Немцы растерялись от неожиданности. Их было около трёх ротъ, но, не зная, сколько русских солдатъ перед ними, они не решились броситься в лес и открыли  пальбу. Когда у русских патроны стали походить к концу, немцы перешли в наступление. Русские, не считаясь с силами неприятеля, значительно превосходящими, бросились в штыки. Кац ударил штыком наступавшего солдата в остроконечной каске, но вдругъ почувствовал острую боль в боку и упал, теряя сознание. Но он услышал русское: "ура" - то подходили свои. За свой геройский подвигъ Кац произведен в прапорщики и награжден Георгием."

Вот только, к сожалению, события на русских фронтах Первой мировой войны разворачивались совсем иначе, чем в этих ярких лубочных агитационных плакатах.


  • 1
Очень интересно, спасибо большое!

Всё же пропаганда в большинстве своём убога вне зависимости от повода.

на войне без неё никак - это такое же оружие, как и пушки с пулемётами

Не скажите. "Ты записался добровольцем?" "Родина-Мать зовет!" И сейчас пробирает.

Я к этому спокойно отношусь, хотя с детства внушали, что должно пробирать.

И Вам более не хворать.

Да, интересно.Как говорил Белинский, "когда человек весь отдается лжи, его оставляют ум и талант" (имею в виду Маяковского).

Гладко было на бумаге. Бумага, она все стерпит, да.

А реальность была такой, что меньше чем за год Маяковский забросил квасной патриотизм и ударился в другую крайность, да и Малевич перестал рисовать ура-патриотические картинки.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account