Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Волосы дыбом
пацак
mikhaelkatz



На просторах нашей пока ещё необъятной Родины есть много всякого такого, от которого глаза лезут на лоб, волосы встают дыбом, зубы сводит судорогой, из ушей свистит пар, а голова идёт кругом. Это - электричество! А так же вся электроэнергетика в её нынешнем состоянии перманентной фантасмагории.



Всё началось ещё в проклятые 90-е, когда молодые реформаторы с юношеским воодушевлением занимались реформаторством всего на свете. Но это были ещё детские шалости. С тех пор реформаторы немного повзрослели, и в новом тысячелетии взялись за электроэнергетику уже совсем по-взрослому.



Как мы знаем, реформаторы-гаргантюа разделили весь пирог электроэнергетики на три больших куска: генерирующий, сетевой и энергосбытовой. Из них сетевой, самый заплесневевший, подгоревший и зачерствевший, оставили обламывать зубы государству. А в  два самых румяных и хрустящих - генерирующий и энергосбытовой - вонзили свои отбеленные клыки по самые гланды.

В результате этих реформаций, все распределительные электрические сети, с их огромными потерями и обветшавшим оборудованием, остались головной болью государства. Проданные частным владельцам оптовые и территориальные генерирующие компании теперь продают сгенерированную ими электроэнергию на некоем виртуальном оптовом рынке электроэнергии тем самым распределительным сетям, которые остались у государства. Сети передают (транспортируют) эту электроэнергию конечным потребителям, и приборами учёта (электросчётчиками) регистрируют, сколько её потреблено, добавляя в тариф составляющую за транспорт электроэнергии. В этот момент вступает в действие Энергосбыт, также проданный в частные руки. Энергосбыт покупает у сетей всю переданную ими электроэнергию и заключает договора электроснабжения с конечными потребителями. На основании показаний электросчётчиков Энергосбыт собирает деньги с конечных потребителей, добавляя в тариф составляющую за свои услуги по продаже электроэнергии. Конечный тариф для бытовых абонентов (физических лиц) определяется региональными энергетическими комиссиями на длительный срок, а для предприятий и организаций (юридических лиц) тариф ежемесячно определяется на основании некоего виртуального розничного рынка электроэнергии.



Если присмотреться повнимательнее, то становится ясно, что задачи, стоящие перед всеми тремя составляющими нынешней российской электроэнергетики, направлены в разные стороны. Генерация, отданная в частные руки, занята тем, чтобы получать как можно больше прибыли, выжимая всё возможное из имеющихся мощностей, и вкладывая как можно меньше в их обновление. Сети заняты тем, чтобы уменьшить  огромные потери при транспортировке электроэнергии конечным потребителям, при этом, безусловно, обеспечивая её бесперебойную транспортировку. Потери при транспортировке электроэнергии возникают как по причине высокой изношенности питающих центров, линий электропередач и трансформаторных подстанций (технологические потери), так и по причине банального воровства электроэнегрии конечными потребителями (коммерческие потери).




Задачей же Энергосбыта является максимизация прибыли за счёт услуг по продаже электроэнергии конечным потребителям. При этом задача Энергосбыта и задача распределительных сетей, явным образом, вступают в противоречие.

Борьба распределительных сетей с технологическими потерями заключается, главным образом, в замене изношенного оборудования питающих центров, трансформаторных подстанций и линий электропередач, на более современное. Борьба с коммерческими потерями ведётся, в основном, за счёт модернизации и автоматизации самого учёта электроэнергии. Для этого, в частности, в сельской местности, где коммерческие потери особенно велики, новые приборы учёта устанавливаются на прямо на опорах линий электропередач, и объединяются в Автоматизированные Информационные Измерительные Системы Учёта и Контроля Электроэенергии (АИИСКУЭ). Средства на это выделяют сами распределительные сети, то есть, главным образом, само государство. Потребители в этом случае, с соблюдением всех установленных законом процедур, переходят на новые приборы учёта. Денег за это они никому не платят (эти расходы, как правило, уже включены в тариф).

Как же поступает Энергосбыт? В целях получения возможно большей прибыли, Энергосбыт предлагает потребителям большой набор платных услуг, в число которых входит, в частности и услуга по замене прибора учёта. Казалось бы, ничего особенного, платные услуги в порядке вещей. Но то, что он вытворяет при этом, не укладывается вообще ни в какие рамки.





Вот конкретный пример из жизни. Абонент живёт Х в деревне Н. В этой деревне распределительные сети установили новые приборы учёта на опорах, и, со всеми процедурами, перевели абонента Х на учёт по новому прибору учёта. При этом, старый электросчётчик остался висеть в доме абонента Х, но его показания больше не являются расчётными и никем не учитываются. Этот электросчётчик можно было бы вообще снять, просто абоненту он не мешает - висит себе и висит, кушать не просит, и хорошо. Новый прибор учёта зарегистрирован в реестре Энергосбыта и по нему ведутся расчёты за электроэнергию уже полтора года.

Вдруг Энергосбыт сообщает абоненту, что у его старого электросчётчика истёк срок поверки, и его необходимо срочно заменить, иначе его показания потеряют юридическую силу, и придётся оплачивать электроэнергию на основании теоретического расчёта, который будет больше, чем показания счётчика. Эта услуга платная, новый электросчётчик тоже надо купить, например, в Энергосбыте.



Абонент Х в ужасе. Он подписывает договор на оказание услуг, платит деньги Энергосбыту, покупает новый электросчётчик ... показания которого не интересны ни ему, ни Энергосбыту (!), ни распределительным сетям. Ведь его расчётный электросчётчик уже полтора года висит на опоре. Услуга оказана, в доме абонента методично отстукивает новый электросчётчик. А абонент Х, с выпученными глазами и паром из ушей, бегает туда-сюда, в надежде вернуть этот счётчик назад в Энергосбыт, и получить деньги за оказанную ему ненужную услугу.

Что это, халатность в работе рядового исполнителя Энергосбыта, или преступная политика навязывания платных услуг всем вокруг? Сегодня только вход и выход в здание Энергосбыта пока ещё, по чьему-то недосмотру, остаются бесплатной услугой. Как говорят серьёзные люди, нет такого преступления, на которое не пойдёт капиталист, ради получения 300% прибыли. В данном случае, правда, процент прибыли несколько меньше 300%, но сути дела это не меняет. Тем более, что случай этот далеко не первый. На такую же удочку попадались и юридические лица, что для меня вообще загадка: как их-то, тёртых жизнью предпринимателей, смогли развести на бабки, совсем как детей?



Что это, глупость или измена? (с)

Честно говоря, у меня волосы дыбом.



  • 1
Это жадность и предприимчивость ))

в 1917 году народный гнев в первую очередь обрушился на жандармов, в нашей ситуации такая участь может постигнуть энергетиков.
В каком-то старом черно-белом фильме помню такой эпизод, с него кажется и начинался фильм - по петербургским крышам убегает переодетый в гражданское жандарм, периодически отстреливаясь из нагана. За ним гонятся представители возмущенного народа. Жандарм поскальзывается, катится, с криком падает, лежит на брусчатке и под ним начинает медленно растекаться лужа крови. Крупным планом его мертвое лицо и остекленевшие глаза.
Энергетикам пора бы задуматься..., а то ни приведи господь..

  • 1
?

Log in

No account? Create an account