Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Образование в Российской империи, которое мы потеряли
пацак
mikhaelkatz



В последнее время вопросы современного нам образования выходят на передний план. В связи с остротой проблемы некоторые с ностальгией говорят о том, что в Российской империи образование было на подъёме, и только революция помешала России стать самой образованной страной. Вспомним с цифрами в руках о том, какое образование и какую грамотность мы потеряли вместе с Российской империей.


По материалам skaramanga_1972 в РОССИЯ, КОТОРУЮ ОНИ ПОТЕРЯЛИ. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ВОПРОСУ ОБРАЗОВАНИЯ


Первые сводные данные о числе школ и учащихся Российской империи (в пореформенный период, т.е. после отмены крепостного права) были опубликованы за 1863г. Согласно им, численность учащихся в 1863 г. составляла 1155,8 тыс. чел. Однако эти данные были резко преувеличены. Даже в официальном отчете Министерства народного просвещения за 1862-1864гг. было сказано:

«… более половины названых училищ принадлежат к категории школ, содержимых при  церквях православным духовенством, а известно, что многие из таких школ существуют только по имени и что они вообще не обеспечены в материальном отношении, не имеют ни собственных помещений, ни учебных пособий».

Динамика численности начальных школ Министерства народного просвещения и учащихся в них за 1871-1885 гг., такова:

1871г.:

- число школ – 16375; число учащихся – 675,3 тыс. чел.;

1875г.:

- число школ – 23936; число учащихся – 955,5 тыс. чел.;

1880г.:

- число школ – 21240; число учащихся – 1119,1 тыс. чел.;

1885г.:

- число школ – 25194; число учащихся – 1557,9 тыс. чел.

1890г.:

- число школ – 26986; число учащихся – 1752,1 тыс. чел.;

1895г.:

- число школ – 29910; число учащихся – 1978,4 тыс. чел.;

1900г.:

- число школ – 36829; число учащихся – 2592,6 тыс. чел.;

1905г.:

- число школ – 43551; число учащихся – 3350,4 тыс. чел.;

1910г.:

- число школ – 59000; число учащихся – 4541,7 тыс. чел.;

1914:
- число школ – 80801; число учащихся – 5942,1 тыс. чел.


Итак, за 43 года (с 1871г. по 1914г.) :

- число школ начального образования выросло в 4,9 раза;

- число учащихся выросло в 8,8 раза.

(Источник - Рашин А.Г. «Население России за 100 лет (1813 - 1913)», Москва, 1956 г.)



Народное училище в Вятской губернии, 1980-е годы

Как видим, количество учеников начальных школ  Российской империи росло гораздо быстрее, чем возникали новые школы, и это создавало на будущее очень серьезную проблему.

Теперь, несколько слов о том, в каких же школах приходилось учиться подавляющему большинству простого народа.




(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903, стр. 550)


НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА - в России до революции 1917 элементарные школы со сроком обучения от 1 до 4 лет. Различались по ведомствам, местностям, уставам, национальностям, религиям, источникам финансирования и т. п. (напр., приходские училища, церковно-приходские школы, школы грамоты, удельные, казачьи, инородческие). Наибольшее распространение во 2-й пол. 19 в. имели земские и городские начальные училища, а также одноклассные начальные училища Министерства народного просвещения. Имелось незначительное число начальных училищ повышенного типа: главные народные (основаны в 1786), уездные (1804), двухклассные начальные 1869); городские (по положению 1872), высшие начальные (1912) училища.

Даже в официальных отчетах министерства народного просвещения признавалось, что «огромное число наших народных училищ должно довольствоваться пока … полуграмотными учителями; полное обеспечение в материальном отношении, кроме школ министерства народного просвещения, имеют только сравнительно немногие училища, содержимые земствами, обществами и частными лицами; в значительном же большинстве, земские, общественные и другие школы получают весьма ограниченное содержание, а церковно-приходские школы нередко остаются и без всякого содержания. Поэтому школы этого рода, составляющие большинство, не могут иметь ни хороших учителей, ни необходимых учебных пособий, ни даже сколько-нибудь сносного помещения» (Извлечение из отчета министерства народного просвещения за 1872г., стр. 61).

Значительное место в начальном образовании занимали церковно-приходские школы, получившие развитие в 80-е годы.

В них в 1905-1914гг. обучалось около 2 млн. детей. На увеличении церковно-приходских школ настаивал обер-прокурор К. П. Победоносцев. Он говорил:

«Церковно-приходские школы, по условиям существующего в них обучения и надзора, представляют собой гораздо больше гарантий для правильного и благонадежного в церковном и народном духе образования, нежели другие виды народных школ, и поэтому заслуживают со стороны правительства поддержки и поощрения» (Рождественский «Исторический обзор деятельности министерства народного образования», 1802-1902гг, СПБ, 1902, стр. 649).

Вследствие недостатка государственных и общественных школ, сельское население было вынуждено прибегнуть к устройству так называемых домашних школ. В первой половине 90-х годов примерно 300-400 тыс. человек обучалось в них. (Пругавин «Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания, СПБ, 1905, стр. 48»)




(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903, стр. 820)


Ну а теперь о самом печальном. Если обратиться к материалам о продолжительности обучения в начальных школах Российской империи, то получится очень неприглядная картина. К примеру, берем 1911 г.

Процент учившихся в школе 1-й год:

в городе: мальчики – 41%, девочки – 43,2%.
в деревнях: мальчики – 38,2%, девочки – 48,6%.

Процент учившихся в школе 1 года до 3 лет:

в городе: мальчики – 48,1%, девочки – 47,0%.
в деревнях: мальчики – 39,3%, девочки – 44,7%.

Процент учившихся в школе более 3 лет:

в городе: мальчики – 10,9%, девочки – 9,8%.
в деревнях: мальчики – 12,5%, девочки – 6,7%.

(Источник – «Однодневная перепись начальных школ Российской империи, произведенная 18 января 1911г. вып. 16, 1916, стр. 115»)



(Из книги Каптерева П. Ф «История Русской педагогии» 1915г.)




(Источник - Ростовское на Дону уезд. земское собрание.
Постановления... Ростовского на Дону уездного земского собрания... : С прил. - Ростов-на-Дону, [1867]-1886. - 26.
IX очередного... сессии 10-14 сентября 1874 года с отчетами Ростовской на Дону уездной земской управы за 1873 г. - 1875. - 518 с. разд. паг., 5 л. табл)





(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Саратовская губерния. - 1903. - VIII, стр. 600)





(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Курская губерния. - 1903, стр. 775 - 776)





(Источник - Труды местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности : 1-58. - Санкт-Петербург : тип. "Нар. польза", 1903-1904. - 58 т.; 26.
Полтавская губерния. - 1903, стр. 228 - 229)

Приходится констаировать: «В общем, грамотных среди крестьян было очень мало. Иногда в целом селении не оказывалось ни одного грамотного. Даже у удельных крестьян должности старшин и старост часто заполняли люди неграмотные. Школа не привила любовь к книгам, которые при этом было трудно достать крестьянам, и потому и лица, прошедшие школу, скоро забывали с трудом и в слабой степени усвоенную грамотность» (М. Сперанский «Начальная народная школа в Симбирской губернии», 1906 год, стр. 72.).



  • 1
Сванидзе не одобрит. Как можно, да еще и с цифрами?
"Прости нас император"

Правельно, Образование, Это Очень Важная Вещь В Жизни..


Отличный материал... Хорошо, что приведено много скриншотов: это позволит тем, кто вознамерится сказать, что материал противоречит действительности, предстать в неприглядном виде.

Потому что у них не будет скриншотов?

Скриншоты из книг изданных в Российской империи. Обвинения господ французскобулочников в "большевистской пропаганде" автоматически отпадает. Авторы - современники того времени, представители дворянства, земств, чиновники. Это вам не "труды" от современных "исследователей", где империя - "птица тройка", которая вот-вот должна была "воспарить", но тут пришли проклятые большевики...

Не знаю откуда вообще взялась идея, что у нас было хорошее образование когда-то. Наверное с советских времен, когда мы теоретически должны быть лучше во всем.

"Не знаю откуда вообще взялась идея, что у нас было хорошее образование когда-то"

Друг мой, это от того, что вы мало читали по этой теме. При царе, например, для простого среднестатистического человека, и речи не могло быть о хорошем образовании. В лучшем случае, считали грамотный он или нет. А что такое грамотный? Изучавший Закон Божий, четыре действия в арифметике, умеющий либо читать, либо писать (или то и другое). Дети учились не когда нужно было учиться, а когда родителю были не нужны по хозяйству и тот отпускал детей в школу...

Все это потом "аукнулось", когда СССР начал индустриализацию. По сути, многое нам дали иностранцы, и специалистов-инженеров, и передовые технологии, и оборудование. У меня есть документ 1934 года по иностранным фирмам и советским предприятиям, которые они создавали. Кого там только нет!

Так было в начале, но запомните, что только хорошо образованные люди смогли и в войне победить (про оружие победы не забудьте!), и страну без иностранцев поднять из руин, и человека в космос запустить.


1. Есть разница между "хорошее образование" и "массовое хорошее образование"
2. В РИ были наработки для хорошего образования, но не было социальной базы для массового образования.
3. Революционные преобразования в социальной базе и то, что значительная часть интеллигенции считала своим долгом служение народу, создало систему советского массового образования. Настолько хорошую, что обладая в разы меньшими ресурсами смогла создать независимый научный и технологический мировой центр. До I Мировой их было 5: США, Англия, Франция, Германия, Швеция. После II Мировой 2: США-СССР. Сейчас он один: США.
4. Несмотря на то что к концу СССР, социальная база для образования была максимально благоприятной для хорошего образования, система образования деградировала, т.к. интеллигенция не считала чего-то должным "этому народу".

Примечание: Выдающиеся педагоги РИ нашли свое применение в Советской России не случайно (не из принципа другой интеллигенции нет). Дело в том, что эти педагоги учили Господ. т.е. принцип образования - законоцентрический. Это принцип где не столько конкретики, сколько развития способностей и обучение находить нужные факты самостоятельно. Господствующий класс сменился, а подход к образованию остался. И именно такие навыки по воспитанию-образованию человека творца, оказались востребованы по идеологическим причинам для массовой школы. Обычная массовая школа в мировой практике - фактоцентрическая. Т.е. муштра на определенные навыки, навыки четко следовать инструкции. Такой массовой школы как в СССР уже больше нигде нет. В том числе и в России. Законоцентрический принцип остался только для школ элитны.

Вы можете кратко сформулировать основные положения этой системы, в чем была ее суть, той в СССР, которая деградировала?

Суть в отказе от специализации, когда человек открыт для общего развития. Развивали всесторонне человека. Какие-то особенные таланты развивались факультативно. Общеобразовательная программа была составлена так, что программа класса N, основывалась на навыках классов N-M, где M >=0. Повторяю навыки, а не конкретные знания. По сути главное: каждый новый класс увеличивал способности к восприятию информации такого-то объема. Просчитывать ситуацию на столько-то действий вперед больше. Но в отличии от времен когда учили в основном только дворян и навыки развивали при помощи латыни, шарад, математики ради математики, в советской школе развивали на более практичных вещах. Совмещали главное с полезным. Учить будущего литератора матанализу - полезно, не ради знания матанализа, а ради того что бы в голове открылась способность к определенным абстракциям. Ну или совсем простой пример еще не вышедший из жизни - развитие мелкой моторики способствует общему развитию ребенка, включая речь. Стульчик из конструктора делался не ради стульчика.
Это основное. Но есть еще целая гора мелочей которые в общем комплексе имели огромное значение.

В современной массовой школе "учат тому что пригодится в жизни". Т.е. за 7-ми летнего ребенка решают какая у него будет жизнь и что в ней пригодится.

Edited at 2015-08-10 02:39 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account