Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Вопросы образования на II съезде РВС
пацак
mikhaelkatz


Основной темой прошедшего 12 июля съезда Родительского Всероссийского Сопротивления стали вопросы образования. Посвятив им вторую сессию рабочего дня, докладчики говорили о наболевшем, обрисовывая проблемы и предлагая решения в своей профессиональной области. Расскажем кратко о содержании докладов.

Оригинал взят у aunty_justice в Тема образования на II съезде РВС

Какие предметы следует преподавать в школе, а какие детям «не нужны», обсуждается широко. На практике в список «не нужных» предметов попадают не только такие, как астрономия и черчение (о которых мы еще скажем), но и те, которые мы привыкли считать базовыми. Юрий Александрович Никифоров, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук, доцент кафедры отечественной истории МГГУ им. М.А.Шолохова, говорил о важности преподавания истории в школе. Это – предмет, формирующий национальную идентичность и патриотическое воспитание. Противоречие состоит в том, что в обществе потребления патриотическое воспитание невозможно: оно просто ненужно в подобном обществе. Потребителю не нужны ни философия, ни история. В современной школе не сдают ЕГЭ по истории, так что после 9 класса, по сути, этот предмет не изучают. В новых учебниках отсутствуют социально-экономические предпосылки исторических событий, их место занимает только добрая или злая воля конкретного правителя; нет теоретического осмысления фактов и событий, школьники увлекаются мистическими альтернативными трактовками истории, конспирологических теорий, не относятся критически к историческому материалу. Такие люди становятся легкой добычей для тоталитарных сект и им подобных организаций. Ю. А. Никифоров считает необходимым ввести единый экзамен по истории, который по существу является экзаменом на гражданскую зрелость человека. Также историк предложил запретить выдавать гранты на реформирование в системе образования, ведь если реформатор - это профессия, он будет реформировать до пенсии, чтобы непрерывно обогащаться. Есть люди, готовые улучшать систему образования бесплатно, и они делают и будут это делать.

О математике говорила Надежда Ивановна Постникова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, кандидат наук. Исследования показали, что интерес детей к этому предмету начинает падать с 7 класса. Почему именно в 7-м? Посмотрев в учебный план, мы видим, что в 7 классе математика разделяется на алгебру и геометрию. Геометрия – это один из самых сложных предметов, требующий образного мышления. Для детей этого возраста, когда мышление – конкретное, сложен переход к освоению абстрактных понятий. В этом помогает черчение, ранее преподававшееся в школе и помогшее многим из нас развить именно абстрактное мышление. Сейчас, однако, этот предмет исключен из учебного плана «за ненадобностью». На примере черчения Н. И. Постникова напомнила о насущной необходимости получения детьми доступных, связанных научной логикой знаний.


Еще один «исключенный» ныне предмет – астрономия. По словам Анастасии Георгиевны Гачевой,  доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Института мировой литературы РАН, астрономия – это предмет, который открывает челу мироздание, рождает ощущение полноты мира и ответственности за него. Вопрос о том, ради чего был создан человек, всегда стоял во главе образовательной модели. Нравственная идея исходит из того, что человек – существо не только природное, но и причастное духовному началу, обладающее творческой природой и способное ставить себе не только ближние, но и дальние цели. Однако на место человека творящего в духовно оскопленной цивилизации приходит человек, главный жизненный принцип которого – «моя хата с краю». О какой ответственности за мир может идти речь в этом случае?

О целях, которые ставит перед собой человек, говорила и Рада Михайловна Грановская, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета. В период перестройки сменились декларируемые ценности общества: если до того цель была не только частной, но и общей, то позже, перейдя к индивидуализму, мы отказались от общих, глобальных целей. Человек сосредоточился на целях частных, не требующих долгосрочного планирования. А требование получить «всё и сейчас» приводит к серьезным последствиям, прежде всего – к сокращению энергетического потенциала личности. Отсутствие масштабных общественных целей приводит к деградации личности, человек становится слабым, внушаемым и нездоровым. Изменить катастрофическую ситуацию могут только идеалы. Они жизненно необходимо человеку, как необходима ключевая, отдаленная, значимая, достойная цель. Пока человек не начнет формировать себе подобные цели, он будет оставаться слабым.

Михаил Борисович Тишков, директор православной гимназии, заместитель председателя Союза Православных школ России, указал в своем докладе на то, что каждая здоровая русская школа должна иметь в  своей основе нравственное начало. Задача школы – не только давать знания, но и развивать душевные способности, обогащать человека. Отказавшись в период перестройки от первородства и взяв курс на Европу, наша элита начала копировать далеко не лучшие западные стандарты. Стремясь на запад всеми силами, элита взяла курс на лишение нашим образованием его независимости, его основных национальных особенностей. Главный принцип нового образования – замена принципа «человек человеку брат» на «человек человеку волк». Именно нравственное и духовное развитие было первым выброшено из образования, отвернувшимся от человеческого начала в человеке.

В нашей стране накоплен богатый опыт в системе образования, и нам есть, на что опереться. Об этом говорила Надежда Григорьевна Храмова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной антропологии и психологии Уральского государственного технического университета. Либеральные реформы привели образование в состояние прогрессирующей деградации. Много разговоров ведется о модернизации, однако модернизируются лишь средства экономизма, формализма и дебилизации, насаждается абсурдистская матрица мышления, когда всё одновременно «прикольно» и бессмысленно. Да, не все мы были гениями в школе, - но большинство из нас стали культурно образованными людьми, мы умеем грамотно писать, последовательно рассуждать, масштабно мыслить. И всему этому научила нас наша советская школа. Ее главной чертой была уникальная государственная политика заботы о повышении культурного и образовательного уровня граждан. Всех граждан. И это было именно политикой государства, нуждавшегося в образованных людях, достойных патриотах и специалистах, способных реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Поэтому создавались условия для повышения их культурно-образовательного уровня. Образование было не только бесплатным, оно было качественным, с главным принципом усвоения самых сложных учебных всеми учениками. Советскому образованию было свойственна научная фундаментальность и целостность, - то, об отсутствии чего в современной школе говорили многие докладчики.

Обратиться к опыту советской школы, взять из него все самое ценное, - решение, которое поможет исправить сложившуюся в современном образовании плачевную ситуацию.

Отдельной темой, а также частью многих докладов стал единый государственный экзамен. Останавливаясь на отрицательных сторонах ЕГЭ, Павел Расинский, эксперт Экспериментального Творческого Центра, указывал на отсутствие творческого решения задач (и, следовательно, на ненужность развития творческого мышления). Один из основных аргументов сторонников ЕГЭ – решение этим экзаменом проблемы коррупции – также не выдерживает критики, так как коррупционные схемы продолжают существовать, ЕГЭ не искоренил их.

М. Б. Тишков также указывал на то, что сторонники ЕГЭ сводят дискуссию о нем к необходимости совершенствовать сам метод, в то время как наибольший вред ЕГЭ состоит в том, что в качестве обязательных предметов для сдачи были выбраны только два. Это и стало причиной катастрофы, приведя к  потере мотивации к изучению других предметов. Ученик не заинтересован в том, что он не будет сдавать на ЕГЭ, а учитель, видя это отсутствие интереса, чувствует бесполезность своего труда, что никак не компенсируется чуть возросшим материальным вознаграждением.

Для решения проблемы необходимо, по мнению П. Расинского, разделить выпускные и вступительные экзамены, отменить практику сдачи экзаменов в виде тестов, восстановить выпускные экзамены по всем основным предметам и вернуть практику сдачи устных экзаменов.

Потребительское общество, сама идеология потребления, - то, что стало причиной многих и все более нарастающих проблем в нашей стране, в том числе в области образования. Превращение образования в услугу – следствие потребительского отношения ко всем областям жизни, включая получение знаний. Свято место пусто не бывает, говорил в своем докладе Виктор Иванович Слободчиков, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института развития дошкольного образования РАО, и на смену идеологии марксизма-ленинизма пришло потребительство. Из образования «вымываются»  профессионалы, уступая место менеджерам по продажам. Конечно, живого человека не продашь, а вот его компетенцию – очень даже можно выставить на рынок. Компетенции как предмет купли-продажи – это продукт не системы образования, а рынка, задача которого – извлечь прибыль.

Но образование – не рынок и не услуга. Образование – это механизм культурного наследования. Наше образование было таким, оно сохраняло непрерывность истории, связь поколений, смысла бытия нашего народа. Образование – дар одного поколения другому. Не услуга – дар. А дар вызывает благодарность и взаимное служение, что в нынешнем образовании практически отсутствует, так как речь идет совсем других вещах –  эффективности и пользе. Но ведь помимо достижения результата, в человеческой деятельности есть еще и служение!

Образование помогает человеку обретать человеческий образ в пространстве культуры, развивать свои творческие способности. Образование надо видеть не как дрессировку, а как формирование образа человека в пространстве истории и культуры. Образование  устанавливает подлинно человеческое в человеке, и потому должно быть понятно как практика вочеловечивания человека. Ведь в генах человечность не записана, а значит, она и не гарантирована; образование в этом смысле – практика становления человека. В антропологически понятом образовании главным ориентиром является способность человека к развитию как жизнеспособного индивида, как личности во встрече с другими, как уникальной индивидуальности перед лицом абсолютного бытия. Генетическая матрица, которая есть в нашем образовании, пока еще цела, и наша задача – не позволить ее разрушить.



promo mikhaelkatz june 16, 2015 02:21 41
Buy for 100 tokens
Этот стих пробрал меня до суставов и костей, потому что он совершенно точно про меня. Это я - от и до. Я ватник, я потомственный совок. Я в СССР рождён во время оно. Я чёрный хлеб. Я кирзовый сапог. Я воинской присяги звонкий слог И красные победные знамёна. Я не был на войне, но ту войну Я…

?

Log in

No account? Create an account