Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Что тебе снится, крейсер "Аврора"?
пацак
mikhaelkatz


Промелькнула в сети новость о том, что серп и молот на корме российского крейсера-музея "Аврора" заменят на двуглавого орла в ходе ремонта и модернизации.

Об этом заявил советник губернатора Санкт-Петербурга Игорь Курдин, передает ТАСС.
По словам Курдина, "советские символы можно будет увидеть при посещении корабля номер один российского ВМФ — их разместят в экспозиции крейсера".
В музейную экспозицию "Авроры" также будут внесены изменения — акцент будет перенесен с Октябрьской революции на участие судна в Русской-японской, Первой мировой и Второй мировой войнах.

Опять у десоветизаторов шило в заднице заиграло. Никак не успокоятся.
Что я могу посоветовать: постройте новую "Аврору", налепите на неё двуглавого орла, и пригласите на торжественный спуск потомков сиротствующего дома Романовых, которых хотят прописать в Ленинградской области. И всё будет чинно-благородно, как прежде.(с)
А я предлагаю несколько малоизвестных фактов об этом историческом корабле.



"Аврора" могла стать "Богатырем" или "Полканом"

Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Аврора" - последний в серии из трех кораблей водоизмещением 6,6 тыс. тонн, построенных в конце XIX века на петербургской верфи "Новое Адмиралтейство" (ныне "Адмиралтейские верфи").
Первые два корабля проекта, разработка которого началась весной 1895 года, были названы "Паллада" и "Диана", третий почти год был безымянным и именовался просто "крейсер водоизмещением 6630 т типа "Диана" (в русском флоте название типу кораблей давалось не по имени головного корабля, а по наиболее короткому и звучному названию одного из однотипных кораблей).

Лишь в 1897 году он получил имя. По традиции, существующей со времен Петра I, право давать наименование крупным кораблям принадлежало царю, поэтому Николаю II был предложен список возможных названий строящегося крейсера. Варианты были такие: "Аврора", "Наяда", "Гелиона", "Юнона", "Психея", "Аскольд", "Варяг", "Богатырь", "Боярин", "Полкан", "Нептун". Император подчеркнул название в списке и на полях карандашом написал: "Аврора".

В приказе по Морскому ведомству от 6 апреля 1897 года № 64 было объявлено: "Государь-император 31 марта сего года высочайше повелеть соизволили: строящийся в С.-Петербурге, в Новом Адмиралтействе крейсер 6630 т водоизмещения наименовать "Аврора" и зачислить его в списки".



По "Авроре" стреляли свои

В 1904 году крейсер "Аврора" вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского. Эскадра в составе 28 кораблей осенью 1904 года вышла из Либавы (ныне Лиепая, Латвия) и направилась на Дальний Восток, с тем чтобы объединиться с запертой в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадрой и атаковать корабли японского флота. В ночь на 9 октября, когда эскадра находилась в Северном море, произошел инцидент, который в России называют Гулльским, а в Европе - "Русским произволом" (The Russian Outrage). Командующий эскадрой Рожественский получил сведения о нахождении на пути русских кораблей неизвестных миноносцев.

В районе Доггер-Банки по ходу следования эскадры был обнаружен силуэт корабля, который двигался без отличительных огней и шел курсом, пересекающим курс русской флотилии, что являлось грубым нарушением международных правил плавания судов в море. На эскадре решили, что ей грозит атака миноносцев, и с идущих впереди броненосцев открыли огонь по неизвестному кораблю. Позже выяснилось, что русские корабли обстреляли небольшие британские рыболовецкие суда, одно из которых было затоплено, еще пять получили повреждения, погибли два человека. Огонь был прекращен. Одновременно с этим на траверзе передового отряда показались силуэты еще двух кораблей, по которым тоже был открыт огонь.

Обстрелянными кораблями оказалась "Аврора" и крейсер "Дмитрий Донской", которые находились в отдалении от основной ударной группы эскадры.

В результате обстрела на "Авроре" пострадали два человека.

Команде было приказано лечь, а из боевой рубки засигналили всеми сигнальными средствами, имевшимися в распоряжении, зажгли так называемую "рождественскую елку", фальшфейера, лучи прожекторов пустили вверх. "Александр III" в это время как раз навел дула своих огромных 12-дюймовых чудовищ и готовился ахнуть по "Авроре" залпом, от которого ей был бы капут. Стрельба стихла. Попаданий оказалось всего пять, и два из них в каюту судового священника.

Пострадавших было двое. Священнику раздробило плечо, и он скончался при явлениях гангрены в Танжере. Матрос, раненный в ногу, поправился, но продолжать службу не мог и был уволен на родину.
Владимир Кравченко
судовой врач "Авроры"

На следующий день в европейских газетах был поднят шквал негодования. Британский флот бросился следом за эскадрой Рожественского и блокировал ее у берегов Испании. Инцидент привел к серьезному дипломатическому конфликту, который удалось уладить лишь после того, как Россия согласилась возместить рыбакам все убытки и обеспечить родных погибших и раненых пенсиями. Эскадра между тем продолжила свой путь.



Ручные крокодилы
У моряков на "Авроре", как и на многих других кораблях, были свои питомцы и любимцы. На крейсере "Аврора" некоторое время обитали два крокодила. Они были взяты на борт в одном из африканских портов по пути следования крейсера к берегам Японии. Крокодилам дали клички: одному - Сам, другому - Того, по имени японского адмирала Хэйхатиро Того, который позднее руководил разгромом 2-й Тихоокеанской эскадры.

"Тропический климат, тяжелые условия плавания расшатывали здоровье, психику. Осточертело мертвящее однообразие. Матросов, даже прежде равнодушных к животным, неудержимо потянуло к ним. После гибели Шарика на крейсере появились два молодых крокодила, несколько хамелеонов, не только менявших цвет, но и форму тела - они надувались, преображались на глазах", описывает присутствие пресмыкающихся на боевом корабле писатель Юрий Чернов в книге "Судьба высокая "Авроры".

Экое горе! - жалуется один другому, - и спать ложиться-то страшно: из одного угла на тебя крокодил ползет, в другом удав свернулся клубочком. Встанешь, пойдешь искать местечко побезопаснее, и со всех ног летишь на палубу, споткнувшись о черепаху (их у нас две, громадные, на них становиться обеими ногами можно). Идешь дальше: там ворчат, хрюкают лемуры, там хамелеон шипит, а пруссаки... что про них и говорить! Хуже собак накидываются, скоро всю шкуру с тебя сгрызут.
Владимир Кравченко
судовой врач "Авроры"

"Эти плоскоголовые, со сплюснутыми телами, одетые в зеленый панцирь новоселы на палубе были крайне неуклюжи. Им устраивали купание, наполняя водою тент. Сам и Того в воде буквально оживали, становились веселыми и проворными. В такие минуты верилось, что взрослые крокодилы проплывают в океане сотни миль, добираясь до дальних островов".

Однажды, когда моряки решили, что приручение удалось, крокодилов выпустили на ют. Они грелись на солнце. Усыпив бдительность людей, Сам неожиданно бросился к борту и прыгнул в океан.

В дневнике командира "Авроры" по поводу этого события 5 марта 1905 года была сделана такая запись: "Не захотел идти на войну один из молодых крокодилов, которого офицеры выпустили сегодня на ют для забавы, он предпочел выскочить за борт и погибнуть".

Гибель крокодила произвела удручающее впечатление на матросов. Придавали значение и тому, что выбросился за борт Сам, а крокодил, носивший имя японского адмирала Того, остался и жил как ни в чем не бывало.

О судьбе Того в книге не говорится. Однако в музее крейсера ИТАР-ТАСС рассказали, что он ненадолго пережил собрата и был убит во время Цусимской битвы.


Уцелевший в Цусимской катастрофе

2-я эскадра Тихоокеанского флота, насчитывающая 38 боевых кораблей и вспомогательных судов, преодолев три океана, дошла до берегов Японии, но не смогла пройти узкий Корейский пролив. Там эскадру Рожественского ожидали превосходящие силы японского флота (89 кораблей) под флагом адмирала Хэйхатиро Того. Днем японцы обрушили мощнейший артиллерийский огонь на корабли русской эскадры, в первую очередь стремясь вывести из строя броненосцы.

"Аврора" с честью выдержала бой у Цусимы, выполняя приказ командования по защите кораблей и транспортов. Комендоры "Авроры" вели точный огонь по кораблям противника, корабль не раз своим телом закрывал израненные русские броненосцы.

Но итог схватки был предрешен - большая часть русских кораблей была потоплена японцами или сдалась в плен. Остальные были либо затоплены экипажами, либо погибли позднее, во время преследования врагом. Уцелели три везунчика из отряда крейсеров - "Олег", "Жемчуг" и "Аврора", - а также один миноносец и два вспомогательных судна.



В Цусимском бою "Аврора" получила около 10 попаданий снарядами калибра от 75 до 200-мм, были выведены из строя пять орудий. Экипаж потерял 16 человек убитыми, в том числе капитана корабля Евгения Егорьева, и 89 ранеными (по другим данным - 15 убитыми и 83 ранеными). Осколки шесть раз сбивали флаг, но он был возвращен на место экипажем. В ходе боя крейсер выпустил по противнику 303 снаряда калибром 152-мм, 1282 - 75-мм и 320 - 37-мм.

Отряд крейсеров под командованием Оскара Энквиста не стал прорываться к Владивостоку, а ушел в филиппинский порт Манила, где корабли были разоружены американцами и смогли покинуть чужую гавань лишь в конце 1905 года после подписания мирного договора с Японией. 19 февраля 1906 года корабль вернулся в Либаву.


Первый рентген после морского боя

На "Авроре" впервые на боевом корабле по настоянию судового врача Владимира Кравченко был смонтирован рентгеновский аппарат. Сам доктор в своей книге "Через три океана. Воспоминания врача о морском походе", писал, что скептики заявляли, что использование рентгеновского оборудования на судах невозможно. "Установка аппарата именно на перевязочном пункте явилась делом совсем не легким... - писал Кравченко в своей книге . - Результаты превзошли все наши ожидания. Открытыбыли осколки, переломы там, где их не ожидали. Нам это очень облегчило работу, а раненых избавило от лишних страданий..." В существующей в то время практике оказания внегоспитальной помощи даже на суше, а не на флоте осколки искали в ранах с помощью зондов, зачастую без анестезии.

"Между прочим, этот опыт широкого применения аппарата Рентгена на военном корабле после боя явился первым. Исследовано было более 40 раненых. За все время я наблюдал только один случай обморока, и это было во время исследования Рентгеном. Дальномерщик Михайлов, самый веселый больной, тяжело раненный, имевший десять ран, открытый оскольчатый перелом костей левого предплечья, во время самых мучительных перевязок вечно шутивший над собой и смешивший до упаду других, вдруг не выдержал. Стальные нервы его наконец дрогнули под влиянием этой темноты, таинственности, странного мерцающего зеленого света и вида костей собственного скелета на экране. Вот уж никак не ожидал я этого от Михайлова. Где-то он теперь? Так ли шутит и балагурит по-прежнему или бедному калеке теперь уже не до шуток?" - писал доктор в своей книге.



Пушки "Авроры" обороняли Ленинград

Начало Великой Отечественной войны застало "Аврору" в порту Ораниенбаума. Артиллерия корабля была в строю, он был включен в систему противовоздушной обороны подступов к Кронштадту и Ленинграду.


С июля 1941 года 130-миллиметровые авроровские орудия действовали в составе батареи "А", названной в честь крейсера и включавшей в состав своих расчетов моряков с "Авроры". В сентябре 1941 года эта батарея в течение недели сражалась в районе Дудергофа на Вороньей горе (самая высокая точка Ленинграда) против немецких танков, находясь в полном окружении. Бой шел до последнего снаряда, и из 165 человек личного состава пробились из окружения лишь 26. Моряки одного из орудийных расчетов предпочли смерть сдаче в плен, подорвавшись вместе с орудиями.

Сам крейсер в сентябре 1941 года, после артобстрела, накренился на правый борт, и, чтобы выровнять его, команде пришлось частично подтопить корабль, открыв кингстоны на противоположном борту.

Из-за отсутствия тепла и электричества личный состав с наступлением морозов переселился на берег, где впоследствии зимой занимался выгрузкой оставшегося вооружения. Одна из пушек, перевезенная "живым паром" по льду до мастерских, впоследствии была установлена на бронепоезде "Балтиец". Этот бронепоезд вплоть до 1944 года громил врага на подступах к Ленинграду.



"Аврора" в роли "Варяга"

23 октября 1945 года по решению народного комиссара ВМФ СССР крейсер "Аврора" был предоставлен для съемок кинокартины о крейсере "Варяг" съемочной группе студии им. Горького на срок до 1 июня 1946 года


Корабль в то время ожидал ремонта на Балтийском заводе, где его должны были подготовить к установке на вечную стоянку. В связи с решением о съемке судостроителям пришлось планировать работы сразу по двум направлениям - восстановление корабля и придание ему внешнего вида крейсера "Варяг". Для гримирования под "Варяг" необходимо было установить четвертую, фальшивую трубу, несколько 152-миллиметровых орудий, сделать носовое украшение и командирский балкон в кормовой оконечности. Остальные же работы - восстановление носового мостика, деревянного настила верхней палубы (его делали сосновым), заделка пробоин в бортах и надстройках и их окраска - прямо относились к восстановительным работам.

Подготовка к съемкам шла с 5 апреля по 15 июля 1946 года. После ее окончания крейсер был переведен на Восточный кронштадтский рейд, где "Авроре" предстояло сыграть роль "Варяга". В съемках участвовал почти весь личный состав, перевозил с берега на шлюпках людей, продукты, материалы.

Последние кадры были отсняты 29 сентября, на следующий день крейсер был возвращен к стенке судоремонтной мастерской у Масляного Буяна.



Сувенирное дно "Авроры"

Предстоящий ремонт "Авроры" - седьмой по счету. До этого крейсер отправлялся в док в период с 1984 по 1987 год, где на заводе имени Жданова (ныне "Северная верфь") был произведен ремонт корабля. Пока корабль отсутствовал на привычном месте у Нахимовского училища, а также после его возвращения к 70-летию Октябрьской революции по Ленинграду поползли слухи, что "Аврора" якобы стоит на бетонном основании, вся подводная часть корабля срезана. Эти сведения стали распространяться еще активнее после того, как в прессе прошел сюжет о том, что жители поселков Ленинградской области, расположенных вблизи Лужской губы, распродают куски корабля на сувениры.

Как пишет Лев Поленов в своей книге, во время ремонта корабля на заводе Жданова подводная часть крейсера в самом деле была отделена от надводной. Вместо старого дна к кораблю было приварено новое."Несохраняемая" старая конструкция сначала четыре года простояла на разделочной базе ЛПО "Вторчермет", находящейся рядом с заводом, где ремонтировалась "Аврора". В 1988 году подводную часть переправили в Лужскую губу рядом с поселком Ручьи, где часть легендарного корабля была загружена балластом и затоплена. Там она и находится до сих пор, а куски части корабля местные жители и туристы кромсают на сувениры.

Такова не слишком известная история знаменитого корабля.

  • 1
Привет!
Меня зовут Дария. В жж я пока новичок. Но пишу уже очень давно. Сначала писала просто в стол и в блокнот, но теперь все выкладываю!
Добавила тебя в друзья и буду рада взаимности!

"В Цусимском бою "Аврора" получила около 10 попаданий снарядами калибра от 75 до 200-мм" Поправьте плз, не 200 мм, а 203. Для полной достоверности.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account