Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Как большевики строили светское государство
пацак
mikhaelkatz


II Всероссийский съезд Советов, заседавший в Таврическом дворце Петрограда с позднего вечера 25 октября (7 ноября) 1917 г., взял в свои руки всю полноту власти и легитимизировал победу большевиков и их сторонников, приняв декрет об образовании рабочего и крестьянского правительства во главе с В.И. Лениным. Теперь, став правящей, РСДРП (б) более не могла кого-то упрекать, критиковать, обличать, она должна была действовать и выполнять свои обещания и лозунги, оправдывать идеи и призывы.



В планах обустройства страны был и очень важный вопрос о смене мировоззрения государства, утверждение его светского характера.


В годы Первой мировой войны большевики обращаются к практике тех стран (Англия, Франция, Нидерланды, Мексика, США), где уже был накоплен определенный опыт строительства светского государства. Ленинцам импонировала политика в вопросах свободы совести, свойственная тогдашним США, с ее принципом равноудаленности всех религиозных объединений от государства; минимализацией участия государства в процессе возникновения религиозных объединений и в регулировании их деятельности; восприятие всего комплекса проблем, связанных с обеспечением религиозных свобод, через призму индивидуальных прав человека, при подчеркнутом уважении личного религиозного выбора граждан.

Не забывали большевики и об опыте Парижской коммуны 1871 г., отделившей религию и церковь от государства по нехитрому принципу: "раз и всё!". На худой конец, если обстоятельства не позволят "повторить" опыт коммуны, предполагалось ориентироваться на действующий французский закон об отделении церкви от государства (1905) как наиболее радикальный на тот период времени.


Путь к светскому государству был трудным, сложным, а подчас и трагичным. Сразу же, в первые месяцы советской власти, до декабря 1917 г. высшие органы власти - Совнарком и ВЦИК приняли ряд декретов, обращений и постановлений, в которых прямо затрагивались важные аспекты государственно-церковных отношений; множество подобных документов отложилось в фондах РГАСПИ.

Уже декрет "О земле" (п. 1, 2), принятый II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября), передавал в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов все монастырские и церковные земли "со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями".


Принятые Совнаркомом "Декларация прав народов России" (2 ноября) и обращение "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока" отменяли все национальные и религиозные привилегии и ограничения, деление религий на "господствующую", "терпимые" и "нетерпимые".

Важнейшим актом стал декрет ВЦИК и Совнаркома от 11 ноября "Об уничтожении сословий и гражданских чинов". Отныне все, проживающие в России, независимо от их прежней сословной принадлежности, званий и чинов, становились гражданами России.




Крушение старой сословной системы потянуло за собой и вопросы регистрации актов гражданского состояния. В конфессиональном государстве, каковым была императорская России, функции регистрации возлагались на религиозные организации. Декреты ВЦИК и Совнаркома "О расторжении брака" (16 декабря) и "О гражданском браке и о ведении книг актов гражданского состояния" (18 декабря) изымали из монопольного ведения государственной церкви и всех иных религиозных организаций акты регистрации гражданского состояния. Церковный брак отныне не имел юридической силы, а взаимоотношения между супругами регулировались государственными законами.

Известно, что Ленин постоянно "нажимал" на наркоматы, и прежде всего на Наркомюст, призывая их активизировать работу по подготовке декрета об отделении церкви от государства. Ознакомление с повестками заседаний Совнаркома показывает, как от месяца к месяцу росло число рассматриваемых вопросов по этой проблематике. Показателен день 11 декабря 1917 г., когда на заседание СНК было вынесено сразу четыре вопроса (п. 9-12), относящихся к проблемам свободы совести.

При этом вопросы 11 и 12 носили крайне принципиальный характер. Нарком просвещения А.В. Луначарский внес проект декрета о переходе церковно-приход Закона Божьего из государственной школы. Предложение наркома приняли, оформив его в виде постановления.

Примечательна последняя фраза этого документа: "Вопрос о церквах при этих учреждениях будет разрешен в связи с декретом об отделении церкви от государства". Она впервые официально раскрыла тот факт, что в недрах нового советского госаппарата идет работа над декретом об отделении церкви от государства. Об этом же говорит и п.12 того же заседания "об ускорении процесса отделения церкви от государства". Реализация "ускорения" была возложена на комиссию из "тт. Луначарского, Стучки и священника". Имелся в виду петроградский священник М.В. Галкин (Горев) (1885-1930), с 1918 г. - эксперт VIII отдела Наркомюста. Чуть позже к комиссии из трех человек добавились член коллегии НКЮ П.А. Красиков и профессор права Петербургского университета М.А. Рейснер.





На фоне мероприятий новых властей начинает проявляться и позиция религиозных организаций, которая поначалу носила скорее выжидательный характер. Поместный собор РПЦ открыл свою работу 15 августа 1917 г. в Москве. Перед ним стояли задачи формирования и последующей реализации церковных реформ. В ноябре-декабре 1917 г. Поместный собор Российской православной церкви обсуждал проект Определения "О правовом положении Российской православной церкви". На пленарных заседаниях его представляли профессор Московского университета доктор политической экономии С.Н. Булгаков и профессор Киевской духовной академии Ф.И. Мищенко. По их мнению, старые взаимоотношения церкви и государства отжили свое, и возвращения к ним не может быть, но при этом невозможно их строить и на принципе отделения церкви от государства.


Члены Собора ориентировались на сохранение "союзнических" отношений РПЦ с государством, более того, на укрепление ее особого положения в обществе, расширение прав и полномочий, полагая, что "нынешние власти" не продержатся более одного-двух месяцев. Не случайно тот же Булгаков говорил: "Законопроект вырабатывался именно в сознании того, что должно быть, в сознании нормального и достойного положения церкви в России. Наши требования обращены к русскому народу через головы теперешних властей. Конечно, возможно наступление такого момента, когда церковь должна анафематствовать государство. Но, без сомнения, этот момент еще не наступил".

2 декабря 1917 г. Определение было принято. В нем церковь отстаивала традиционную для нее идею "христианского государства" и неразрывного "союза церкви Православной и Российского государства". Среди 25 пунктов Определения примечательны такие, как требование обязательной принадлежности главы государства, министров исповеданий и народного просвещения (и их заместителей) к православному вероисповеданию; объявление православного календаря государственным, а православных праздников неприсутственными днями; передача записи и учета актов гражданского состояния в руки церкви; введение в государственных школах обязательного преподавания Закона Божьего; сохранение института православного военного духовенства и прав юридического лица за православными "установлениями"; незыблемость церковной собственности и льготное налогообложение церкви; выделение государственных субсидий на нужды церкви; сохранение за церковью "первенствующего" положения.


Голосуя за Определение, члены Собора не принимали в расчет происшедших в России политических изменений, казавшихся им "кратковременным страшным сном"; игнорировали правовые акты нового государства. Для новой власти с ее планами строительства светского государства такой курс церкви был неприемлем.


Первые месяцы нового строя отмечены были контактами с властью представителей второй по значимости религии в России - ислама. В частности, 9 декабря СНК удовлетворил просьбу краевого мусульманского съезда Петроградского национального округа о возвращении мусульманам Священного Корана Османа. Когда в 1868 г. Самарканд был завоеван русскими войсками, то из мечети Хваджа-Ахрара был изъят Коран, по преданию написанный собственноручно третьим халифом Османом (644-656 гг.). В 1869 г. Коран был переправлен в Императорскую публичную библиотеку Санкт-Петербурга.


По возвращении верующим Коран Османа первоначально находился в Уфе, где располагалось Центральное духовное управление мусульман России. Затем, с 1924 г. - в Ташкенте, где местом его постоянного хранения с 1941 г. был Музей истории народов Узбекистана. В 1989 г. Коран был передан Духовному управлению мусульман Узбекистана. В настоящее время он хранится в специальном помещении библиотеки Духовного управления, расположенном в медресе Барак-Хан.




Как известно, в состав Совнаркома с декабря 1917 г. и вплоть до подписания Брестского мира с Германией входили представители партии левых эсеров. Именно в левоэсеровской газете "Дело народа" 31 декабря 1917 г. был опубликован подготовленный комиссией П.И. Стучки проект декрета об отделении церкви от государства. Наркомом юстиции на тот момент был левый эсер И.З. Штейнберг, который мог предоставить этот документ. В большевистской печати проект опубликован не был. Первый же его пункт провозглашал: "Религия есть частное дело каждого гражданина Российской Республики".


С принятием документа долго тянуть не стали. Поздним вечером 20 января 1918 г. Штейнберг и завотделом Наркомюста М.А. Рейснер представили на заседании Совнаркома проект "О свободе совести, церковных и религиозных обществах". С рядом поправок и дополнений, в том числе внесенных непосредственно Лениным в ходе заседания, он был принят. На следующий день, 21 января, в оперативном порядке декрет публикуется в газетах "Правда" и "Известия", а 26 января - в "Собрании узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства", но уже под новым названием "Об отделении церкви от государства и школы от церкви".




Первый пункт вновь принятого декрета, как когда-то декрета Парижской коммуны, гласил: "Церковь отделяется от государства".

На многие десятилетия декрет стал основополагающим для политики советского государства по отношению к религии, церкви и верующим.



  • 1
Прошу осудить торговлю детьми на органе в Харькове. Если вам это не по душе, не надо денег, достаточно комментарий, привлечем внимание к проблеме.
http://alternativamira.livejournal.com/133274.html
Перепост будет вообще отлично, привлечем внимание к проблеме!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account