Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Патриарх, духовность и праздник
пацак
mikhaelkatz


Тем временем, древнейшему местечковому райцентру Дальнего Подмосковья исполнилось 870 лет. Точнее сказать, 870 лет назад о его существовании появилось первое упоминание в дошедших до нас летописях. Понятное дело, такую серьёзную дату местечковое районное руководство решило по максимуму использовать для продвижения своей градообразующей идеи: превращения райцентра в международный туристический центр. С этой целью в древнейший райцентр были выписаны из Москвы высокие официальные лица: Патриарх Московский и Всея Руси и Митрополит Крутицкий и Коломенский, которые в сопровождении губернатора Московской области прибыли на юбилейные торжества в воскресенье, на четвёртый день праздничных мероприятий.


До полудня Патриарх и Митрополит отслужили праздничную литургию в Иоанно-Предтеченском соборе, расположенном в Кремле. Тем, кто не попал внутрь, была предоставлена возможность наблюдать за происходящим на большом плазменном экране. Я не оговорился - именно наблюдать, поскольку звук не воспроизводился. Видимо, не хватило средств на звукоусилительную аппаратуру. А может быть, это родное и неистребимое российское разгильдяйство. Здесь предлагаю каждому выбрать вариант ответа на свой вкус.



После окончания службы народ не расходился, поскольку было заранее анонсировано публичное обращение Патриарха к местечковым жителям и гостям райцентра, а после него - обширная культурная программа. Для этого была подготовлена сцена в 100 метрах от храма, на которую должны были проследовать высокие гости из Москвы, чтобы обратиться к народу. От собравшихся обывателей гости были отделены металлическими заграждениями и цепью мужчин с серьёзными лицами, одетых в разнообразные казачьи мундиры, с нагайками в мозолистых руках.



Переведя дух после продолжительной литургии, Патриарх и Митрополит вместе с губернатором Московской области по разложенным на траве ковровым дорожкам, в окружении ещё более серьёзных мужчин в гражданских костюмах, перешли на ожидавшую их сцену, чтобы обратиться к собравшимся людям с приветственным словом.



Губернатор оказался у микрофона первым, что говорило о его хорошей спортивной форме. Впрочем, его словарный запас оказался невелик: его хватило только на то, чтобы поздороваться с собравшимися обывателями и предоставить слово Патриарху.



Патриарх обратился к собравшимся со своим приветственным духовно-историческим словом. В своём слове Патриарх сделал краткий исторический экскурс в 870-летнюю историю древнейшего подмосковного местечкового райцентра. Как выяснилось из сказанного, сама история райцентра, который вообще-то 870 лет назад назывался селом Красным, началась с иконы Св.Николая, которую было необходимо доставить из Корсуни (так славяне исковеркали древний Херсонес) в Рязанские земли у Половецких степей. Поскольку с сухопутной логистикой в те годы были постоянные проблемы, пришлось икону доставлять морским путём, через Чёрное и Средиземное море, затем через Атлантику, Северное и Балтийское море, затем по сухопутным и речным путям. Короче говоря, икона некоторое время спустя оказалась-таки в Рязанской земле. Там местечковый удельный князь Фёдор Юрьевич, княживший в посёлке городского типа Красный, путём чудотворно-телепатических сновидений, выяснил сведения о местонахождении прибывшей иконы, и осуществив нехитрую комбинацию, принял указанную икону на долговременное хранение в своём удельном княжестве.



Затем произошло нашествие татаро-монгольского войска, в результате которого князь со всей семьёй трагически погибли. На языке их современников это называлось "заразились". Их гибель-зараза привела к смене наименования местечкового райцентра, который из Красного стал Зарайском, как до сих пор и называется. Со временем икона тоже стала называться Св.Никола Заразский (или Зарайский). Для её местонахождения был построен белокаменный храм, который носит название Никольского. Рядом с храмом были погребены князь Фёдор с семьёй. Над их могилой был построен ещё один храм - Иоанно-Предтеченский, который за время неоднократных перестроек сместился в сторону от могилы. А вокруг них построили каменный Кремль с семью башнями, чтобы, значит, никто случайно, или преднамеренно, не потревожил их покой. Вот, собственно, и всё происхождение райцентра.



Никольский собор


Из дальнейшей истории Патриарх упомянул два, на его взгляд, важнейших события. Первое было связано со Смутным временем. В ту эпоху под стенами Зарайского кремля произошло сражение первого русского ополчения под командованием Прокопия Ляпунова с польскими оккупантами, и это сражение имело большое значение для дальнейшего ведения освободительной войны. К слову сказать, воеводою в местечковом райцентре стал в ту пору аж сам князь Димитрий Пожарский, будущий победитель поляков.

Второе важнейшее событие, которое отметил Патриарх было связано с событиями советского периода, а именно с массовым закрытием церквей, которое происходило,в том числе, и в местечковом райцентре. Церковные помещения безбожной советской властью приспосабливались для различных козяйственных нужд. В Иоанно-Предтеченском храме был оборудован кинотеатр, а его посетители тут же распивали спиртные напитки. Вот такое было безбожное время и скотское состояние людей. Именно в таких выражениях.



Иоанно-Предтеченский собор


Но это время миновало, и теперь нас повсюду окружает всеобщий расцвет духовности. Храмы открываются сплошь и рядом. Люди в них заходят всё чаще, ставят свечки и бьют поклоны. Короче говоря, жизнь наконец-то наладилась до такой степени, что Патриарх нынче имеет возможность, впервые в истории, приехать даже в этот захудалый местечковый райцентр, в котором и осталось-то только Кремль, да десяток вновь открытых храмов. (Ну, а теперь туристы сюда повалят валом, чтобы местечковому населению было, кого обслуживать, чтобы заработать себе на пропитание. Это уже я добавил от себя.)

После этого, пожелав всего хорошего собравшимся людям, высокие гости удалились, а в Кремле начался расцвет духовности. После короткого выступления местной самодеятельности на историко-краеведческую тематику, на сцене под открытым небом выступил Государственный оркестр «Гусляры России» (Художественный руководитель – народный артист России Юрий Трофимович Евтушенко, главный дирижер – заслуженный артист России Максим Юрьевич Евтушенко).



В число музыкальных инструментов оркестра входит даже небольшая звонница:



Оркестр играл так зажигательно, что некоторые слушатели пускались в пляс:



Однако именно здесь объявленный Патриархом расцвет духовности дал первый ощутимый сбой. Желающих приобщиться к духовным ценностям осталось так мало, что стало стыдно перед замечательным оркестром.



Затем действие переместилось в Иоанно-Предтеченский собор, который временно стал ... нет, не скотским кинотеатром, а залом для выступления восьми хоровых коллективов, прибывших из различных подмосковных райцентров.

Поначалу храм был полон желающих приобщиться к духовным ценностям, не было ни одного свободного места, многие слушали стоя.



Но, к сожалению, и отсюда собравшиеся люди разбежались очень быстро. Видимо, их вместилища духовности оказались заполнены уже после второго, или третьего выступавшего коллектива. Оставшиеся были вознаграждены за своё упорство замечательным хоровым пением. В заключение программы все коллективы (приблизительно 150 человек) собрались вместе и спели хор "Славься" из оперы Глинки "Иван Сусанин". Под высокими сводами Иоанно-Предтеченского собора этот хор звучал так мощно, что мурашки галопом бегали по всему телу, а духовность пропитывала насквозь с ног до головы.



Этим заключительным аккордом завершились четырёхдневные праздничные мероприятия в честь 870-летия древнейшего местечкового подмосковного райцентра.

Патриарх сказал в своём обращении много нужного и важного. Понятно его сложное отношение к советскому периоду, в течение которого церковь понесла серьёзные потери. Но вот какой вопрос остался для меня неразрешённым: скажите мне, люди добрые, вы тоже считаете, что в советских кинотеатрах показывали исключительно бездуховные фильмы?




  • 1
вот много у меня вопросов к тебе возникло:
1. Почему у казаков (чего им дома на Дону не сидится) руки в мозолях? Чего они этими руками трут. И почему они с нагайками ходют?
2. Много места в статье посвятил религии, а религия это лишь небольшая часть метофизики. Так стоило ли?
3. Молодец! Все событие четко осветил!

1. нагайки им положены - это неотъемлемая часть реквизита, а руки в мозолях, как мне кажется, именно от нагаек
2. религии была посвящена бОльшая часть вчерашнего дня празднования, поэтому и рассказ о ней такой большой
3. спасибо на добром слове )

Хор в храме это прекрасно!

У нас в Апрелевке о.Александр (мы с ним в ВУЗе учились в одно время, но на разных факультетах, кстати) приглашал Владимира Маторина и капеллу им. Юрлова в храме выступить. Было очень здорово. Кстати, Маторин и у вас выступал.


да, капелла им.Юрлова выступала самой первой, исполнила около десятка произведений, и духовные и русские народные

Необыкновенный концерт оркестра "Гусляры России" и фестиваль хорового вокального пения! Получила огромное наслаждения от прослушивания русской народной и духовной музыки. Но было стыдно за своих земляков, которые всей толпой ломанулись вслед за Патриархом, как только он закончил речь и покинул территорию Кремля до начала концерта. Обидно за артистов, которые ехали издалека и выступали, несмотря на непогоду, перед десятком оставшихся жителей. Рост духовности был налицо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account