Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Потерянная прислуга, которую мы вновь обретаем
пацак
mikhaelkatz
Liberation_maid-02

Хруст французской булки по утраченной Российской империи так сладок и приятен для его ценителей, что заглушает любые другие звуки, прорывающиеся из повседневной действительности. Онако ещё в те далёкие безмятежные годы, когда эта империя была сильна и внешне вполне благополучна, раздавались голоса тех, кто за благолепием имперского фасада видел подлинную гниль его фундамента. Это рассказ - свидетельское показание современницы Российской империи.

Оригинал взят у oadam в Раскрепощение прислуги




     У каждого из нас по 2 родителя, 4 прародителя, 8 пра-прародителей и так далее в геометрической прогрессии. Количество наших предков в 10-м колене переваливает за тысячу, и при желании среди них без труда можно отыскать благородную дворянскую кровь. А значит есть кого объявить «настоящим предком», про остальных забыть, и начинать тосковать по «России, которую мы потеряли».

      И я еще ни разу не слышал, чтобы хоть один коренной москвич или петербуржец вспоминал, что его предки попали в дореволюционные столицы в качестве кучеров, половых, прачек или горничных – неприятно рассказывать, что твои дедушки и бабушки подпадали под «Циркуляр о кухаркиных детях» 1887 года. А жили в начале ХХ века столичные родители кухаркиных детей, вот так.

Liberation_maid-01

«Барыня не дозволяет своей прислуге ходить по комнатам без передника, храни Господь, еще за барышню примут»

.
      В журнале «Огонекъ», №47 от 23 ноября 1908 года были опубликованы рассуждения г-жи Северовой (литературный псевдоним Натальи Нордман, невенчанной жены Ильи Репина) о жизни домашней прислуги в Российской империи начала XX века.

    «Недавно,— вспоминает г-жа Северова, — ко мне пришла наниматься одна молодая девушка.
      — Отчего вы без места?— спросила я строго.
      — Я только что из больницы! Месяц пролежала.
      — Из больницы? От каких это болезней вы там лечились?
      — Да и болезней то особенной не было — только ноги распухли и спину всю переломило это значит от лестниц, господа жили в 5-м этаже. Тоже головы кружение, так и валит, так и валит бывало. Меня дворник с места прямо в больницу и свез. Доктор сказал сильное переутомление!
      — Что же вы там камни что ли ворочали?

    Она долго конфузилась, но, наконец, мне удалось узнать, как именно она проводила день на последнем месте. В 6 вставать. «Будильника то нет, так поминутно с 4-х часов просыпаешься, боишься проспать». Горячий завтрак должен поспеть к 8-ми часам, 2-м кадетам с собою в корпус. «Битки рубишь, а носом так и клюешь. Самовар поставишь, одежду и сапоги им вычистить также надо. Уйдут кадеты, барина на службу «справлять», тоже самовар поставить, сапоги, одежду вычистить, за горячими булками, да за газетой сбегать на угол».

Liberation_maid-03

«Переступая за 8—10 р. порог нашего дома, они делаются нашей собственностью, их день и ночь принадлежать нам; сон, еда, количество работы — все зависит от нас»

    «Уйдет барин, барыню и трех барышень справлять — сапоги, калоши, платье вычистить, за одними подолами, поверите ли, час стоишь, пылище, даже песок па зубах; в двенадцатом часу им кофе варить — по кроватям разносишь. Между делом комнаты убрать, лампы заправить, разгладить кое-что. К двум часам завтрак горячий, в лавку бежать, к обеду суп ставить.
      Только отзавтракают, кадеты домой, да еще с товарищами валят, есть просят, чаю, за папиросами посылают, только кадеты сыты, барин идет, свежего чаю просит, а тут и гости подойдут, за сдобными булками беги, а потом за лимоном, сразу то не говорить, иной раз 5 раз подряд слетаю, за то и грудь, бывало, ломит не продохнуть.
      Тут, смотришь, шестой час. Так и ахнешь, обед готовить, накрывать. Барыня ругается, зачем опоздала. За обедом сколько раз вниз пошлют в лавочку — то папиросы, то сельтерская, то пиво. После обеда посуды в кухне гора, а тут самовар ставь, а то и кофею, кто попросить, а иной раз гости в карты играть сядут, закуску готовь. К 12-ти часам ног не слышишь, ткнешься на плиту, только заснешь — звонок, одна барышня домой вернулась, только заснешь, кадет с балу, и так всю ночь, а в шесть то вставать — битки рубить».

Liberation_maid-04

«Домашняя прислуга считается десятками, сотнями тысяч, и между тем законом еще ничего не сделано для неё. Можно в самом деле сказать — не про нее закон писан»

      «Выслушав этот рассказ, — пишет г-жа Северова, — я поняла, что эта молодая девушка слишком ревностно относилась к своим обязанностями, которые длились 20-ть часов в сутки, или же она была слишком мягкого характера и не умела грубить и огрызаться.
      Выросшая в деревне, в одной избе с телятами и курами, является молодая девушка в Петербург и нанимается одной прислугой к господам. Темная кухня, в соседстве с водосточными трубами — арена её жизни. Тут она и спит, причесывает волосы у того же стола, где готовит, на нём же чистит юбки, сапоги, заправляет лампы».

Liberation_maid-05

«В баню её не пускают месяцами: некогда»

    «Наши черные лестницы и задние дворы внушают омерзение, и мне кажется, что нечистоплотность и неаккуратность прислуги («бегаешь, бегаешь, некогда себе пуговицы пришить») являются в большинстве случаев недостатками вынужденными.
      На голодный желудок, всю жизнь подавать собственными руками вкусные блюда, вдыхать их аромат, присутствовать, пока их «кушают господа», смакуют и хвалят («под конвоем едят, без нас не могут проглотить»), ну как тут не постараться стащить хоть потом кусочек, не полизать тарелку языком, не положить конфетку в карман, не глотнуть из горлышка вина.
      Когда мы прикажем, наша молодая горничная должна подавать мыться нашим мужьям и сыновьями, носить им в кровать чай, убирать их постели, помогать одеваться. Часто прислуга остается с ними совсем одна в квартире и ночью по возвращении их с попоек снимает им сапоги и укладывает спать. Все это она должна делать, но горе ей, если на улице мы встретим её с пожарным».

Liberation_maid-08

«И горе ей еще больше, если она объявит нам о вольном поведении нашего сына или мужа»

      Свои рассуждения г-жа Северова заканчивает пророчеством: «…еще 50 лет назад слуги назывались «домашней сволочью», «смердами», и именовались так и в официальных бумагах. Теперешнее наименование «люди» также уже отживает свое время и лет через 20 будет казаться диким и невозможным. «Если мы «люди», то кто вы? — спросила меня одна молодая горничная, выразительно глядя мне в глаза».

Liberation_maid-06
.
      Госпожа Северова немного ошиблась – не через 20, а уже через 9 лет случится революция, когда не захотевшие жить по-старому низы, начнут массовое выпиливание верхов. И тогда молодые горничные посмотрят в глаза своим барыням еще выразительнее …



  • 1

Гундяев об этом подзабыл.


А потом эти господа искренне удивлялись - а нас-то за что?

Благодарю за ссылку на интересный журнал...

в советское время слугами были депутаты.

в КВНе одном (не помню в каком именно) было "только по-прежнему слуги народные лучше хозяев живут".

Edited at 2016-03-24 09:15 am (UTC)

живут падлы, сами выбрали

"переваливает за тысячу". проще надо быть. равно 1024. (если не было "перекрестного опыления" :)

а перекрёстное опаление было --я проследил своих до 7 го колена ...на каждой ветке - до двух перехлёстов с соседними ветками .

Edited at 2016-03-24 11:57 am (UTC)

видимо о такой сословности давеча Киселев тосковал

зачотно тосковал - как крестьяне в кокошниках и фофудьях путешествовали с дорожными сундуками у которых были подголовники вместо подушек

Еще Киселев нафантазировал, как все выйдут в живописных крестьянских костюмов. Подозреваю, что будем в таких костюмах скакать вокруг туристов. Развлекать так сказать

эх,хорошо жить в Сябири :-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account