Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
История в подстаканниках
пацак
mikhaelkatz


Говорят, что на Востоке чайная церемония – это глубокая философия, имеющая древние корни. Но разве не имеет своей философии традиция пить чай в России?


Картина настоящего русского чаепития заслуживает внимания и философа, и художника, и писателя, и поэта. В ней русское хлебосольство, которое так нравится иностранцам, и они часто думают, что стол накрыт к обеду: так много блюд появляется на нем. Но это всего лишь чай. А сколько романов началось "за чаем", сколько решилось проблем! Ведутся разговоры, пробуется варенье "нового урожая", чай заваривается с мятой, листьями вишни и смородины, он вкусен по-летнему и неизменно горяч, как это любят в России. Стол сервируется чашками в разнобой, но от этого становится еще веселее. И вдруг появляется стакан в подстаканнике.Его обычно ставят мужчине, словно у подстаканника изначально мужской характер. В общем-то, нет, сегодня и многие женщины из экстравагантности или любви к старине пьют чай из стакана в серебряном антикварном подстаканнике.




Подстаканник оригинальной формы в виде ремешка и мемориальной гравировкой "На Отъ 4Р Кастенко Фельд. Толчкову" . Серебро, литье, гравировка. Россия, Санкт-Петербург, 1857 год




Подстаканник "Городская сценка в лавке" с дарственной гравировкой. 1878 год


Сегодня подстаканник – вещь редкая и ценная. К тому же он считается предметом декоративно-прикладного искусства. Он появился в XVIII веке и именно в России. Но этот факт могут оспорить антиквары, в руки которых попадают работы мастеров Польши, Финляндии, Германии, Англии, Ирана. Если Польша и Финляндия в те времена были в составе Российской империи, то как объяснить изготовление подстаканника в других европейских странах?




Подстаканник в форме плетеного лукошка с ручкой, имитирующей веточку березы. Серебро, литье, чеканка, гравировка, золочение.   1890, Россия, Санкт-Петербург



Подстаканник "Кавказъ" в виде бочонка с черневым орнаментом. Серебро, литье, гравировка, чернь. Вес- 89гр. Высота- 9см. Клейма: 84 пробы, герба города, пробирного мастера "ВП" над датой 1886, мастера "ИН". Россия, Москва,1886 год


Но именно русский подстаканник стал зеркалом нашей истории. В дизайне этого изделия была идеология, искусство, литература, история, города, личности. Первые подстаканники не отличались высокохудожественной работой: они были просты и по форме и по оформлению. Так на оружейном заводе в Туле выпускались подстаканники из латуни, что говорило о потенциальном покупателе – простом народе. Делались они и на других заводах России и выполняли только бытовую функцию.




Подстаканник в нео-русском стиле с надписью "Пейте на здоровье". Россия, Москва, неизвестный мастер, 1880-е гг


Во второй половине XIX века ювелиры начали изготавливать из серебра предметы сервировки. И серебряный подстаканник становится символом благополучия. Аристократы и купцы пьют чай из стакана в серебряном подстаканнике, украшенном вензелем.



Подстаканник, выполненный в редкой технике витражной эмали в сочетании с эмалью по скани. Серебро, литье, оконная "витражная" эмаль, скань, полихромные эмали по скани. Россия, Москва, мастерская Егорова Дмитрия Александровича, 1894 год


Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, часто и на заказ, в самых разных стилях (классицизм, ампир, рококо, модерн) и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, сюжеты - даже из мифов Древней Греции. У них появились ножки - например, в виде желудей или орнамента. И оригинальная форма - польские мастера представили парные подстаканники "На двоих", что очень романтично.



Подстаканник с изображением вида Санкт-Петербурга и моста через Неву в стиле неоклассицизма. Серебро, литье, гравировка, штамп, золочение. Вес-152гр. Высота- 10см.. Россия, Санкт-Петербург, мастерская, мастерская Каторского Ильи Иванова, 1894 год



Подстаканник в русском стиле с изображением городских типажей "Горожанин и горожанка". Серебро, литье, прочеканка, гравировка, выпиловка, золочение, монтировка. Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Исакова М.Я., 1896 год


Подстаканники, как произведение искусства, создавали лучшие ювелиры - Хлебников, Овчинников, Сазиков, Клингерт, Лорие, Грачев, Дехтерев, Ольсониус и многие другие. Но главное, что подстаканники делал сам Карл Фаберже.



Подстаканник большой с массивной литой композицией "Тройка". Серебро, литье, гравировка, монтировка, золочение. Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Андреева Г.А. , 1896 год

После революций 1917 года подстаканник так и не признали классовым элементом, ведь пили из него и рабочие и крестьяне – не роскоши ради, а защищая руки от горячего стакана. Этот предмет быта остался. Но стал выпускаться в меньшем количестве: наверное, держать революционный шаг и пить чай – занятия несовместимые.



подстаканник "Сказка о царе Салтане"

А потом наступил НЭП. И люди вновь вспомнили о подстаканнике, он стал символом уюта. Полюбили подстаканник и чиновники. На столе, покрытом зеленым сукном, освещенный мягким светом лампы на столе управленца стоял подстаканник и обнимал прозрачное тело стеклянного стакана, иногда граненого - произведения художницы Веры Мухиной.


 

Подстаканник "Тракторист и колхозница", 1939 год                     подстаканник "Советский Космос"

Наверное, первые производители подстаканников не догадывались, каким разнообразным будет его дизайн. Интересно, что в случае с подстаканником двигателем креатива стала идеология. Да и как было удержаться художнику от изображения на подстаканнике рабочих и крестьян, которые сражаются за революционные идеалы? А потом на подстаканнике появились мирные картины: первый трактор, выставка сельского хозяйства, дирижабль, серп и молот, колосья, труженики. Впрочем, был и танк – как символ военной мощи страны. И портреты вождей - Ленина и Сталина. Интересно, каково это после каждого глотка видеть профиль Сталина? (почему бы и нет - адм.)



Подстаканник Астры Мстера 1958           подстаканник «1870-1970 (100 лет В.И.Ленину)»     подстаканник "Минин и Пожарский" , 1957 год


После Великой Отечественной войны развивается металлургическая промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Но были и более художественные сюжеты: например, парусники, картинки из басен, памятники выдающимся личностям – например, Суворову и Пушкину.



Илья Муромец. Московская Ювелирная Фабрика. Три богатыря. Московская Ювелирная Фабрика.   Гора Арарат. Советский серебряный
Серебряный подстаканник 40-х годов ХХ века.       Советский серебряный подстаканник.                 подстаканник, выпущенный в 1959 году
Подстаканник выполнен в технике литья с                                                                                         Артелью "Арцатагорц" Армпромсовета
последующим золочением, прочеканкой и
гравировкой.




Артель "Северная чернь" . Гравёры Нина Ивановна Тропина и Мария Алексеевна Подсекина. Справа от М.А. Подсекиной ученица Раиса Кузнецова.


 

подстаканник "памятник Н.В.Гоголю"                                                           Интервидение. Советский серебренный                                                                                                                                                                                      подстаканник, отображающий вид с
                                                                                                                            Большого каменного моста на Кремль.
                                                                                                                            Изготовитель: Московский Ювелирный завод,
                                                                                                                            1961-1965г.г.



Однако не стоит думать, что в советское время перестали выпускать подстаканники из серебра. Великоустюгский завод "Северная чернь" делал ювелирные украшения, ложки, вилки, ножи и подстаканники. Уникальная техника нанесения черни, появившаяся в XVIII веке и возродившаяся в 1933 году, делала такой подстаканник художественным произведением: на нем появились изображения городов, памятников, замысловатые узоры, сюжеты русских народных сказок и сказов А.С.Пушкина. Некоторые заводы - например, "Ленэмальер" - выпускают серебряные подстаканники, украшенные техникой горячей эмали.


подстаканник "Запорожская ГЭС"                        подстаканник "Первый спутник" , 1963 год           Украинский лотос. Советский серебряный
                                                                                                                                                            подстаканник с изображением сказочного цветка.
                                                                                                                                                           Киевский завод им.Ф.Э.Дзержинского


Стоит сказать, что в Советском Союзе подстаканники выпускались на 15 крупных предприятиях, а также в цехах военных заводов. В хрущевское время подстаканник стал еще более высокохудожественным, но постепенно исчез с обеденного стола. В 60-е годы в моду вошла синтетика и пластмасса и минимализм. В таком окружении подстаканник смотрелся несколько странно и даже вычурно, из него мог пить разве что дедушка. И постепенно подстаканник усвоил новую роль: быть раритетом, сувениром, оригинальным подарком, гордостью чьей-то коллекции.


 

Золотая рыбка. Серебряный подстаканник.     Ласточкино гнездо. Советский серебряный подстаканник.   Петербург.1950-1960-е годы.
Артель "Мосювелир"                                           Артель "Мосювелир"                                                               Артель "Мосювелир"

Каждый человек в нашей бескрайней стране хотя бы раз в жизни ездил на поезде и пил чай. У него, как это кажется всем и всегда, особый вкус. Возможно, это зависит от воды, нагреваемой в титане, самой атмосферы, упаковки сахара – по 2 кусочка, а также подстаканника. Без него нельзя представить себе чаепитие в поезде. Вот проводница спрашивает: "Чай пить будете?" Все оживляются, шуршат своими пакетами с провиантом и радостно соглашаются. И она несет чай, держа в одной руке 2-3 стакана. Чудо как хорошо на душе от этого размеренного позвякивания металлических подстаканников и ложечек в стаканах!


      

Интересно, что главным оптовым заказчиком подстаканников всегда было Министерство путей сообщения. Так в 1924 году подстаканники для железной дороги выпускались в артели "Освобожденный труд металла". Но не только название артели было "говорящим". Подстаканники тоже назывались красиво и оптимистично - "Свободная дорога"!







Группа ВК "Зеркало истории"




  • 1
В пятницу на бирмингемском рынке видел английский антикварный подстаканник. Не купил - у меня один советский уже есть, и тоже без стакана. Похоже, с подходящими стаканами сейчас сложнее, чем с подстаканниками. А то б я их коллекционировал

Что мешало пить чай из чашек-как и подобает у нормальных людей?

стаканы были дешевле очевидно.

Маленковский (мухинский) стакан - символ РЖД, автоматов с газировкой, и московской водки.

Первые подстаканники , поговаривают, были из проволоки. И часто их изготавливали денщики и слуги офицеров в походах. Таскать в сундуке фарфор было бессмысленно - бился фарфор в полевых условиях, а запас стаканов можно было легко пополнить всегда.
Недаром из подстаканников пили мужчины, а дамы из чашек. Это походная игрушка. Вот почему.

Чай еще и из пиал пьют. Это тоже ненормально ? Только чашки признаете, как правильный вариант ?

вы разбередили тайную рану. я ж анархист...
Михаил Бакунин, будучи профессиональным революционером, тщательно наблюдал, где в Европе происходят бунты и восстания, и сразу туда направлялся. И так случилось, что, когда Прага была разделена баррикадами и шли напряжённые уличные бои, в одном из кафе в Старом городе неожиданно появилось в дверях страшилище — великан с бородой до пояса, который закричал: «Чай!». Это был Бакунин, и никто из присутствующих его не понял, так как чай, как напиток, в Праге не знали. Содержатель кафе вспомнил, что у него где-то хранится немножко медицинских специй для отвара, но Бакунин от этого отказался. В конце концов он, ругаясь, вынул собственный мешочек с чаем, залил горячей водой, долил порядочно ромом, выпил и удалился, оставив хозяину кафе остаток чая на память.

Все посетители кафе, естественно, сразу захотели попробовать напиток, который пил этот таинственный иностранец. Чай приобрёл сразу такой успех, что хозяин кафе начал интересоваться, где в Праге можно такие «специи» достать. Оказалось, что единственный магазин, где чёрный чай продавали, был магазин «У Сальватора» под Мостовой башней на Малой стране, а Прага ведь была из-за революции разделена баррикадами. Однако предприимчивый владелец кафе, рискуя жизнью, ночью героически перебрался через все баррикады и крепления, скупил «У Сальватора» все запасы чая и вскоре не только разбогател, но и научил пражан пить чёрный чай.

Михал Лаштовичка

зачОтная история! ))

ЗЫ: мне попадались сведения о том, что Бакунин был масоном очень высокого градуса в одной из европейских масонских лож, ничего об этом не слышали?

Пирумова, насколько я помню, что-то об этом писала. Но так, вскользь. Впрочем, кто из политиков того времени точно не мог быть масоном?
Но вряд ли Мишель мог достичь степеней известных в масонской среде - уж больно был шумный, всегда на виду, и компании предпочитал люмпенские.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account