Хмурый полдень XXI век

Кац предлагает драться

Previous Entry Share Next Entry
Расти нельзя отстать
пацак
mikhaelkatz


Много разговоров идёт о том, что в 1917 году нехорошие люди прервали небывалый промышленный рост Российской империи, прямо-так подстрелили двуглавого орла в момент стремительного взлёта.

Вот всего лишь несколько важнейших цифр, которые камрад usarin не поленился поднять и предъявить всем интересующимся в материале "Стремительный рост" царской России (часть 1)


Это просто ПирДуха получается:

Доли в мировом промышленном производстве (источник)



В период 1881-1885гг. Россия отстаёт:

1. От США и Великобритании в 8 раз.
1. От Германии в 4 раза.
2. От Франции в 2 раза.

В период 1896-1900гг. Россия увеличила свою долю на 1.6%, отставание:

1. От США в 6 раз
2. От Великобритании в 4 раза
3. От Германии в 3 раза
4. От Франции в 1.4 раза

Уже в 1900-1913гг. происходит остановка роста России! Отставание:

1. От США в 7 раз
2. От Великобритании в 2,6 раза
3. От Германии в 3 раза
4. От Франции в 1.2 раза

За указанное время мы видим стремительный рост только у США - с 28,6% до 35,8%.
Россия отстаёт от США в 7 раз!

Выводы делайте сами.



  • 1
Качественный состав промышленности имеет не меньшее значение.
Автомобильной промышленности фактически не было, кроме одного завода, выпускавшего легковушки мелкими сериями и из импортных деталей.
В США, к примеру, к началу ПМВ было около 300 автомобильных заводов, выпускавших тысячи машин в год.
Производства станков не было вообще.

Зато паровозов относительно много делали (технология середины 19 века).

Автомобили это конечно серьёзно, но моторизация армии не означала отказ от лошадиных сил, при этом выяснилась проблема снабжения подковами и шипами к ним. Если выпуск подков, так или иначе (с конфискацией в ноябре 1915 частного подковного завода Посселя в Петрограде, не справившегося с выполнением военного заказа), удалось наладить на различных предприятиях, то 60 млн.шипов к подковам в пределах Российской империи не удалось заказать НИ ОДНОМУ предприятию, причинами были отсутствие материалов или необходимого оборудования. Поэтому шипы военное ведомство заказывало преимущественно на американских заводах. Есть сведения, что в 1916 году в Омске был организован "Большой шиповой завод" Терехова (300 рабочих), который получил заказ на 7,5 млн. шипов, но нет никаких сведений, выполнил ли он этот заказ, или хотя бы его часть.

Кроме этого требовались вьючные сёдла, в апреле 1915 года выяснилось, что российская промышленность в течение ближайших 10 месяцев сможет изготовить только 3900 сёдел, при потребности одного только Юго-Западного фронта в 25 тыс. штук, поэтому 41 тыс. сёдел и прочей конской амуниции были заказаны в США.

В декабре 1916 года выяснилось, что не хватает двуколок для пулемётных команд вновь формируемых дивизий, причём быстро изготовить их в России не было никакой возможности, поэтому вел.князь Сергей Михайлович предлагал "перейти на обывательские подводы".

Источник: В.Поликарпов, Русская военно-промышленная политика 1914-1917,М,2015

Вот такая была моторизация.

И как эта "сложнейшая" задача была решена? Дали денег Форду, он построил завод и все. Второй же крупный завод -ЗИЛ (ЗИС, АМО) точно также построили до революции, и еще несколько штук заложили, в том числе в Ярославле и Рыбинске. Также и с двигателями для самолетов поступили в тридцатые, купили лицензию на Райт в США, Испано-Сюэзу и Рон-Гном во Франции, станки и оборудование, отправили специалистов на стажировку и все, проблемы нет.

Все правильно вы говорите, советская власть решила за 10 лет проблему, которую цари-императоры не смогли решить за 50.

Никаких чудес нет, только одни смогли, а другие проявили себя историческими импотентами.

Ага. Пятьдесят лет самолет цари запустить не могли, все думали-придумывали.
Большевики так ловко за дело взялись, что даже паровозы в Швеции и Германии пришлось заказывать, а вместо подшипников завод СКФ косы клепать начал.
СССР строили на научной, промышленной и экономической базе РИ, десять-двадцать лет понадобилось бы только на создание ж.д. сети в стране. При Николае на ж.д. тратили больше, чем на оборону в иные годы, да и займы гос. долга часто были сделаны именно на строительство дорог.
Турксиб в шесть раз короче Транссиба, строился три года и был ударной стройкой Первой пятилетки, хоть и не идет по лесам и горам.

Исторический факт: ведущий в Российской империи по производству стрелкового оружия Ижевский завод не имел железнодорожной связи с общеимперской сетью дорог. Лишь осенью 1915 года была спешно построена железнодорожная ветка на Казань, обладавшая малой пропускной способностью; она была сооружена в условиях нехватки материалов, с укладкой пониженного против нормы числа шпал и скреплений. Не имея подъездных линий, Ижевский завод в период навигации пользовался речными путями. Подъездной путь к пристани Гольяны на Каме - 40 километровый тракт - летом в период дождей, осенью и весной становился непроезжим, экипаж перодолевал это расстояние за 18 часов, а перевозка грузов полностью останавливалась. В период весеннего половодья, в дни самого высокого подъёма воды, часть продукции завода можно было отправлять с Ижевской пристани по реке Иж, но этот период был очень коротким. (В.Поликарпов, Русская военно-промышленная политика 1914-1917).

Есть один нюанс.
К сожалению, точных данных не найду, но хотя бы примерно:
Грамотных в российской императорской армии 4-7 на 1000
в Германии - более 700
САСШ, Франция, Британия - от 400 до 600.
В Германии грамотных повыбили за войну.
Во Франции поменьше, но всё-таки не так. А потом ещё и эмигранты - грамотные! - добавились.
Они же, эти эмигранты, повысили процент грамотных и в Штатах.

Общий свод по империи разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 29 января 1897 г. СПб., 1905. Т. 1. С. 39-40.
Уровень грамотности населения России постепенно повышался, о чем свидетельствует расчет удельного веса грамотных по возрастным группам: так, в возрастной группе от 40 до 50 лет процент грамотных составлял 22,9%, в группе от 30 до 40 лет — 27,6%, в группе от 20 до 30 лет — 31,9%. (А.П. Корелин).
Вероятно грамотных в армию не брали. Хе-хе.

"Эти показатели исчислены по материалам разработки данных первой всеобщей переписи населения и относятся свыше чем к 108,8 млн. сельского населения. Грамотные составляли 17,4% всего сельского населения России. Процент грамотных среди женщин был в 2,6 раза ниже, чем среди мужчин (грамотных муж­чин 25,2%, женщин - 9,8%). Показатели грамотности для от­дельных возрастных групп также в значительной степени раз­личны. Так, среди населения в возрасте 10-19 лет (29,1%) и 20-29 лет (25,9%) грамотных было примерно в два раза больше, чем в возрасте 50-59 лет и 60 лет и старше".
"Хотя за 45 лет (с середины 60-х годов XIX в. по 1908-1913 гг.) грамотность сельского населения повысилась с 5-6 до 24-25%, все же 3/4 населения деревни оставалось неграмотным"...

Но лучше смотреть здесь.
Однако по поводу нашей российской грамотности можно добавить следующее: "Как отмечал А.В. Захаров, «Трёхлетняя по курсу школа, призванная дать законченное перво­начальное образование, т.е. сообщить некоторую сумму знаний, большинству учащихся дает только грамотность, - умение читать и не всегда писать»". (там же)

Надо бы, конечно, поискать тот материал, на данные которого я ссылался, - что там понималось как грамотность, - но за давностью лет, увы, не найду.

Edited at 2016-02-06 09:57 pm (UTC)

Годная работа, оформлена в советском стиле с цитатой Ленина, но содержит много фактического материала и нисколько не противоречит имеющимся данным. Больше 60% призванных в армию грамотны, причем неграмотных обучают. Ну, а уж на всеобщую семилетку мы только при Хрущеве перешли.

Вопрос опять: что понимать под грамотностью. Умение читать? Или ещё что-то знать и уметь?

Хотя бы читать для начала.

По уровню промышленного производства Россия вышла к 1913 году на пятое место в мире, так что график кривоватый и последние цифры для РИ и Франции завышены, там около 4,5 % доля у обоих государств была. Но это не столь важно, доля РИ растет, а Франции и Англии падает, т.е. к тридцатым годам Россия выходила на второе-третье место в мире, что и произошло.

Но это не столь важно, доля РИ растет, а Франции и Англии падает, т.е. к тридцатым годам Россия выходила на второе-третье место в мире

По 0,3% в 13 лет?
При этом почему-то считается, что стагнация успешно продолжилась бы и в последующие 20 лет (тогда Россия не вышла бы на 2-3 место, а досиделась на берегу реки до 2-3 места).

Кстати, суммарное падение за 13 лет последней тройки - 7.1%, рост США - 5,7%. Бурный рост России-которую-мы-потеряли - 0,3%, и это меньше, чем суммарный рост не попавших в ТОП стран (1.1%).

За тридцать указанных лет никакой стагнации не было, наоборот, промышленность выросла в несколько раз . Те, кто рос слишком слабо, ушли в минус на общем фоне, а не в количественных показателях, Россия подросла, значит развивалось быстрее других стран, почему эта тенденция должна была измениться- непонятно.

> За тридцать указанных лет никакой стагнации не было, наоборот, промышленность выросла в несколько раз

Есть официальные данные и точные цифры?

спасибо, разместил у себя

Надо ещё добавить, что население США в начале 20 века было меньше, чем в РИ почти в 2 раза.

>Выводы делайте сами

как обычно в "прогнозировании", выводы можно делать прямо противоположные :-)

У России был громадный "демографический ресурс" в виде огромной массы крестьян, работящих и привыкших к тяжёлому труду. Этот ресурс только-только начал использоваться промышленностью. Этот ресурс давал огромный потениал дял дальнейшего пормышленного роста - что собственно и было использовано советской индустриализацией.

А вот удалось бы Росии с помощью этого ресурса СОКРАТИТЬ ЭТОТ РАЗРЫВ....можно простроить множество теорий и "за" и "против"...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account